Значительное преимущество: почему шведский истребитель Gripen для Украины лучше F-16
По мнению авиационных экспертов, шведский истребитель Saab JAS 39 Gripen был бы идеальным решением для украинских ВВС. Однако F-16 вышел на первое место по политическим причинам. Одной из характеристик Gripen является его маневренность. Он может делать все очень быстро, но в то же время Gripen очень легок в управлении, сказал Хенрик Бйорлинг.
Еще в середине июля майор шведских ВВС и летчик-демонстратор похвалил собственную шведскую разработку британской военной радиостанции BFBS. С тех пор, как истребитель F-16 был выбран для борьбы с армией путина, американский самолет подвергался критике. Теперь к критике присоединился журнал Business Insider, пишет Frankfurter Rundschau.
«Gripens гораздо лучше подходят для Украины, чем F-16, — сказал эксперт по вопросам воздушной войны из аналитического центра Rand Corporation Майкл Бонерт. — Gripens несколько больше приспособлены к потребностям Украины».
В середине сентября тема истребителей F-16 снова зазвучала громче, когда ВВС США и Вооруженные силы Германии объявили о своем участии в маневрах в Финляндии.
«Возможность научиться у наших финских коллег улучшает нашу способность быстро развертывать воздушные силы в нетрадиционных местах», — сказал в этом контексте Джеймс Хеккер. Командующий ВВС США в Европе сообщил в Defense Express, что истребители НАТО взлетели и приземлились на автомагистрали вблизи Рануа на севере Финляндии.
«Он был спроектирован для легкого обслуживания с самого начала и может быть заправлен, перевооружен и капитально отремонтирован командой из шести механиков на двух машинах на небольших аэродромах и на автострадах — даже в холодную погоду. Кроме того, только один из членов экипажа должен быть специально подготовленным для технического обслуживания, остальные могут быть обычными солдатами».
Шведский Saab JAS 39 Gripen был разработан для использования на гражданских дорогах, подчеркивает издание — имея в виду возможность разрушения взлетно-посадочных полос.
«F-16 также может это делать и уже делает, но Gripen является более надежным и лучше приспособленным для этого», — говорится в статье.
Бывший военно-морской летчик Том Рихтер настроен очень скептически. По его мнению, американские истребители F-16 — «хрупкий зверь» по сравнению с самолетами МиГ и Сухого бывшей советской армии. Politico цитирует Рихтера, который летал на истребителях F-16 Национальной гвардии. Он буквально считает свою бывшую рабочую машину «примадонной».
Переговоры между Украиной и Швецией о возможной передаче шведских истребителей Gripen начались еще в прошлом году, сообщает журнал Armyrecognition. В этом контексте Стокгольм объявил, что изучит возможность передачи этих самолетов Киеву. В мае 2024 года Швеция приостановила свои планы по развертыванию истребителей Gripen «для обеспечения успешного внедрения F-16».
Министерство обороны Швеции сделало четкое заявление на своем сайте: «Сейчас перемещение Gripen в Украину не является актуальным, поскольку это помешало бы введению в действие истребителя F-16. Однако правительство все еще работает над созданием условий для возможной поддержки Украины с помощью JAS 39 Gripen позднее».
Однако эта отмена сопровождается превентивным предоставлением материальных наборов, как указано в сообщении министерства. Текущий пакет шведской поддержки включает материальные наборы на общую сумму 100 миллионов евро. По данным министерства, комплекты материалов содержат части JAS 39 C/D, которые будут использованы при строительстве нового JAS 39 E. Закупка комплектов оборудования создаст условия для того, чтобы можно было пожертвовать несколько JAS 39 C/D вместо того, чтобы демонтировать комплекты оборудования с действующих JAS 39 C/D — это означает, что шведские самолеты в конечном итоге будут поставлены без истощения запасов ВВС Швеции.
Несколько лет назад специализированная пресса уже спорила о том, насколько шведский истребитель может не отставать от американских машин и противостоять российским самолетам. Учитывая сопоставимость с истребителями F-16, в качестве претендента использовался американский F-35 — то есть самолет нового поколения. Если Gripen C/D является представителем четвертого поколения истребителей, то модернизированный вариант E представляет поколение 4,5 — и был бы идеальным дополнением к F-35 пятого поколения: последний обрабатывал бы данные и передавал их на Gripen E как на ракетную платформу. Поэтому южнокорейский журнал Military Watch сравнил этот вариант шведского самолета с российскими Су-27, Су-30 и Су-35.
Согласно отчету, шведские ВВС в основном полагаются на единственный легкий, неспециализированный класс многоцелевых истребителей с одним двигателем для ведения воздушной войны. Разработка Gripen была обусловлена низкой стоимостью, «но ему не хватает дальности, скорости, высоты и полезной нагрузки или высококлассных датчиков более дорогих самолетов воздушного превосходства, таких как Су-30», — пишет Military Watch. В противоположность этому, Gripen все еще набирает очки в потенциальном воздушном бою благодаря своей сенсорной технологии и ракетам «Метеор» BVRAAM (ракеты класса «воздух-воздух» вне пределов визуальной досягаемости).
На основе сечения радара и скорости поворота в градусах в секунду эксперты смоделировали «бои» 2018 года — как BVR, то есть за пределами визуальной дальности, так и WVR, то есть в пределах визуальной дальности. В бою BVR Global Defense показал, что Gripen имеет значительное преимущество над российским Су-35 — его профиль трудно обнаружить на вражеских радарах. Gripen также имел бы преимущества в бою на визуальной дистанции, поскольку он имеет более высокую скорость разворота, и поэтому его труднее поразить ракетами класса «воздух-воздух». Вывод: «Gripen E может сбить примерно 1,6 самолета Су-35 на каждый потерянный Gripen E».
Ранее эксперт рассказал об уникальных возможностях еще одного шведского самолета ASC 890 компании Saab AB.
215Читайте нас в Facebook