В киеве планируется построить 16 новых станций метро
На одном из своих последних заседаний украинское правительство утвердило программу строительства и развития метро в Украине на ближайшие пять лет. Речь идет о строительстве новых станций и проектировании метро в крупнейших городах. Так, только в Киеве планируется ввести в эксплуатацию 16 новых станций, а также кольцевую ветку и ветку так называемого легкого метро (вместо линии скоростного трамвая). В Харькове существующую линию предполагается увеличить на четыре станции, а метрополитен в Донецке, согласно планам, будет состоять из 22 станций.
На это важное дело из госбюджета планируется выделить около десяти миллиардов гривен. Средства, согласитесь, немалые, а потому борьба за право ими распоряжаться, надо полагать, будет жесткой. В этой связи хотелось бы поподробнее узнать о претендентах на деньги налогоплательщиков. В Киеве такой организацией, по всей видимости, станет ОАО «Киевметрострой». Между тем вот уже несколько месяцев деятельность этого строительного гиганта находится под неусыпным вниманием правоохранительных органов и журналистов. Причиной тому коррупционный скандал, в центре которого оказалось руководство ОАО.
Во время строительства одного из участков метро из столичного бюджета заплачено около 80 млн. гривен за невыполненные работы?
В начале года Генпрокуратура Украины возбудила уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением и превышения служебных полномочий должностными лицами Открытого акционерного общества (ОАО) «Киевметрострой» и ряда компаний, связанных с ним. Однако неприятности для фигурантов этого дела начались раньше.
В конце прошлого года «ФАКТЫ» уже рассказывали историю закупки «Киевметростроем» через ЗАО «Метрострой» технически неисправного туннелепроходческого комплекса для строительства новых станций метро в направлении Теремков. Напомним, что, не пройдя и 20 метров, купленный почти за 23 миллиона гривен, выделенных в виде кредита киевскими властями, немецкий проходческий щит надолго вышел из строя. До сих пор не выполнены обещания главы правления ОАО Владимира Петренко окончить его ремонт в феврале этого года. А в это время аналогичное украинское оборудование, сконструированное специально для строительства метрополитена в сторону Теремков, уже несколько лет без дела простаивает в цеху киевского завода «Большевик». В январе 2006 года на этом же участке строительства произошла крупнейшая за всю историю прокладки киевского метро авария: из-за разрушения 500-тонной армобетонной стенки в котлован упал мостовой кран, и оказались затопленными два экскаватора. Это ЧП на несколько дней парализовало движение транспорта по проспекту 40-летия Октября и значительно отодвинуло сроки окончания работ. Открытие 8 марта новой станции метро «Вырлица» на Сырецко-Печерской линии должно было смягчить негативные впечатления от строительной деятельности «Киевметростроя», однако стало очередным разочарованием: станцию открыли с протекающим потолком
Не так давно хозяйственной деятельностью ОАО «Киевметрострой» заинтересовались депутаты и правоохранители. По информации газеты «Коммерсант-Украина», глава парламентского Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Владимир Стретович обвинил Владимира Петренко, директора Киевской дирекции строительства метрополитена и туннелей Александра Охотникова, а также ряд должностных лиц этих предприятий в «организации преступной группы по расхищению государственных денег». По информации В. Стретовича, только в период строительства участка от станции метро «Харьковская» до электродепо «Харьковское» столичный бюджет понес убытки на сумму около 80 млн. гривен, которые были выплачены «Киевметрострою», по сути, за невыполненные работы. О завышенных расценках на них свидетельствует и заключение специалистов службы «Киевгосэкспертизы».
Кроме того, депутат обвинил руководство этого стройгиганта в организации хитроумных схем, благодаря которым стоимость строительства метро возросла в полтора раза. Речь идет о завышенных ведомственных строительных нормах, которыми пользуется «Киевметрострой». Эти нормы были разработаны корпорацией «Укрметротуннельстрой» под руководством того же В. Петренко. Оценку правомерности использования «Киевметростроем» ведомственных строительных норм уже дало и Министерство строительства Украины. По мнению специалистов этого ведомства, при возведении столичного метрополитена «Киевметрострой» не имел права пользоваться указанными нормами, так как на их применение не дал согласия заказчик строительства — Киевская горгосадминистрация.
Средняя стоимость одного километра линии метро от «Дорогожичей» до «Сырца» — 35 млн. долларов
Удорожание стоимости сооружения метро, по мнению членов комитета, происходит также из-за проведения непрозрачных тендеров на осуществление строительных работ и закупку стройматериалов. На украинском рынке работают около 30 организаций, имеющих лицензию на строительство метрополитенов и туннелей, однако при сооружении столичного метро осуществляется процесс закупки работ у одного участника — у ОАО «Киевметрострой». В этом заинтересовано не только его правление, но и руководство Киевской дирекции строительства метрополитена, ответственное за проведение тендеров. В свою очередь директор строительства метрополитена Александр Охотников (акционер ОАО «Киевметрострой», а впоследствии и ЗАО «Метрострой») непрозрачные условия проведения тендера объясняет необходимостью сохранения государственной тайны. Почему любое строительное лицензированное предприятие, имеющее допуск к сведениям, содержащим государственную тайну, не может выполнять эти работы, г-н Охотников не говорит.
Поймать на лукавстве оказалось несложно и самого В. Петренко. В своих интервью, где он зачастую выступает как распорядитель строительства, Петренко умело поддерживает имидж «Киевметростроя» как чуть ли ни единственной организации, способной строить в Киеве метро.
Он пытается убедить киевлян и в том, что строительство метрополитена в Киеве — одно из самых дешевых в СНГ. По его словам, один километр метро глубокого залегания стоит до 30 млн. долларов, а неглубокого — до 20 млн. долларов, в то время как в Москве такое строительство якобы обходится в два раза дороже. В «Мосметрострое» (кстати, в Москве строительством метро занимается не одна организация) «ФАКТАМ» сообщили, что стоимость строительства одного километра метро в российской столице составляет от 32 млн. долларов, а ведь Москва — один из самых дорогих городов мира (а значит, там выше и стоимость строительных материалов, и оплата труда). Кроме того, глубина залегания строящихся линий и станций метро в Белокаменной составляет в среднем 60-70 метров, тогда как в Киеве — 50-60, а на последнем участке Сырецко-Печерской линии — до 20 метров. По официальным же данным «Киевского метрополитена», введение в эксплуатацию одного только участка Сырецко-Печерской линии от станции «Харьковская» до «Бориспольской» (с оборотными тупиками и веткой к электродепо) обошлось столичному бюджету в 340 млн. гривен (или 68 млн. долларов), а средняя стоимость одного километра метро от станции «Дорогожичи» до станции «Сырец» составила 35 млн. долларов!
Любопытно, что после депутатского запроса, а также критических материалов в СМИ по поводу деятельности ОАО «Киевметрострой», в защиту этой организации почему-то на общей пресс-конференции с В. Петренко выступили директор дирекции строительства Киевского метрополитена А. Охотников и руководитель госпредприятия «Проектный институт «Укрметротуннельпроект» В. Яникин. Г-н Охотников, к примеру, являясь, по сути, распорядителем бюджетных средств, открыто заявил журналистам, что он и «Киевметрострой» — единое целое (см. выше. — Авт. ).
P. S. Несмотря на выявленные нарушения в хозяйственной деятельности ОАО «Киевметрострой», на днях Печерский районный суд столицы все же отменил постановление Генеральной прокуратуры о возбуждении уголовного дела. Несогласная с решением суда прокуратура Киева уже направила свой протест в Апелляционный суд Киева. Как сказал «ФАКТАМ» начальник следственного управления столичной прокуратуры Алексей Тихонов, у правоохранителей есть все основания для того, чтобы обжаловать решение районного суда.
532Читайте нас в Facebook