«причиной аварии самолета ан-74 не могут быть ни действия экипажа, ни техническая неисправность»
«Мы потеряли лучший экипаж», — говорят сотрудники харьковского авиазавода о погибших товарищах. За последние годы это уже третья катастрофа самолета харьковского производства. Все аварии произошли 23 числа.
Авиатехник всегда радостно здоровался сo своей «семьдесятчетверкой», как с любимой женщиной, и целовал на прощание
«ФАКТЫ» уже сообщали о катастрофе самолета Ан-74ТК-200, происшедшей возле реки Чари на границе африканских государств Чад и Камерун. Авария случилась ранним утром 23 апреля. Самолет уже заходил на посадку в городе Нджамен (столица Республики Чад), но неожиданно перелетел через аэропорт и рухнул на территории соседнего государства Камерун. Весь экипаж, состоявший из шести человек (два пилота, штурман, борт-инженер и два авиатехника), погиб на месте. Самолет был произведен на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии (ХГАПП), ему же и принадлежал, соответственно и весь экипаж состоял из харьковчан.
Через несколько дней после аварии тела шестерых членов экипажа были доставлены спецрейсом на родину. В минувшие выходные Харьков прощался с летчиками.
- Это был цвет нашего летно-испытательного комплекса, — говорит о погибших коллегах авиатехних ХГАПП Игорь Пилат. — Их уровень позволял выполнять самые сложные операции в любых уголках мира. Кроме того, все они были замечательными людьми — надежными, доброжелательными и жизнерадостными.
- Он родился со штурвалом в руках, — вспоминают коллеги о командире погибшего экипажа — 37-летнем Александре Доброродном. — Потомственный летчик, один из лучших специалистов, он был по-настоящему одержим небом. Возможно, в будущем по его стопам пойдет маленький сынишка Илюша.
Второй пилот Александр Чеснюк был самым молодым в экипаже — ему было всего 28 лет. Говорят, в своей недолгой жизни он все делал с отличием, не допуская во время полетов ни единой ошибки. А в свободное время с удовольствием читал в оригинале Жюля Верна и детские сказки.
У 41-летнего штурмана первого класса Владислава Попова дома был собран огромнейший архив по истории авиации, а сам он мог бесконечно рассказывать о любом самолете. Приезжая из дальних стран, всегда одаривал друзей сувенирами, но больше всего любил привозить пряности и острые специи.
Бортинженер Сергей Белоконь не дожил до своего 46-летия полторы недели. «Сергей никогда не делал карьеру, он делал работу», — говорят коллеги.
Его ровесник и лучший друг — авиатехник Вячеслав Клищенко остался в памяти окружающих как удивительно добрый человек.
- Он так любил свою «семьдесятчетверку»! — вспоминают сотрудники авиазавода. — Радостно здоровался с ней, как с любимой женщиной, и целовал на прощание, уверяя, что ни на кого не променяет. У него всегда было одно желание: «На борт!»
А вот заветному желанию другого авиатехника, 38-летнего Олега Чередниченко, не суждено было исполниться. Он мечтал построить собственный дом и счастливо жить в нем со своей семьей. Начал строить, но закончить не успел
23 число — «черное» для харьковских авиастроителей
Возможные причины катастрофы на авиазаводе стараются не обсуждать, все ждут расшифровки записей «черных ящиков» (известно, что и речевой самописец, и регистратор бортовых параметров найдены и сейчас находятся в камерунской прокуратуре). Единственное, в чем сотрудники авиазавода уверены на сто процентов, это в том, что к аварии не могла привести ни техническая неисправность самолета, ни так называемый человеческий фактор. По словам директора ХГАПП Павла Науменко, погибший экипаж был лучшим на заводе, и высочайший профессионализм каждого из летчиков не вызывает ни малейших сомнений. Что же касается самолета, то он сравнительно молодой — 1998 года выпуска, — и говорить об износе не приходится. В ноябре 2005-го он экспонировался на авиационной выставке в Объединенных Арабских Эмиратах и прошел перед этим тщательную проверку. Кроме того, машина регулярно подвергалась полной плановой диагностике.
- Самолеты Ан-74 — одни из самых надежных в мире, — говорит Павел Науменко. — Мы построили около двухсот самолетов модификации Ан-72 и 74, и за все это время произошло лишь две катастрофы в 90-х годах: одна в России, на Дальнем Востоке, другая в районе Анголы, где, по всей видимости, этот самолет был сбит. По технической причине такой самолет ни разу не терпел аварию.
В Ливии Ан-74ТК-200 работал с декабря минувшего года. Согласно контракту, он служил для перевозки высокопоставленных чиновников страны, а также некоммерческих грузов. В свой последний рейс самолет должен был перевезти гуманитарный продовольственный груз из Ливии в Чад. Примерно через два месяца долгая командировка экипажа могла закончиться, и шестеро летчиков вернулись бы домой. По словам Науменко, катастрофа не повлияет ни на репутацию ХГАПП, ни на контракт, заключенный с Ливией. Во всяком случае сейчас руководство Управления гражданской авиацией Ливии не выражает даже тени сомнения в профессионализме украинских летчиков и надежности самолета. Бригада ведущих специалистов украинской авиации под руководством представителей Украэро-
транса, отправившаяся в Африку для выяснения обстоятельств трагедии, продолжает работу, и, возможно, мы уже в ближайшее время узнаем результаты расшифровки «черных ящиков».
Павел Науменко заверил, что родственники погибших получат «максимальную финансовую помощь» со стороны авиационного предприятия, а также страховые выплаты: самолет с экипажем был застрахован и в Украине, и в Ливии. За последние годы это уже третья катастрофа самолетов производства ХГАПП. Примечательно, что все аварии произошли 23 числа. 23 декабря 2002 года Ан-140 разбился в Иране недалеко от Исфахана, унеся жизни 44 человек, большинство из которых были крупными специалистами отечественного авиастроения. А спустя ровно три года, 23 декабря 2005 года, Ан-140-100 потерпел крушение в Азербайджане под Баку. Погибли все, кто находился на борту, — 23 гражданина разных стран. Нынешняя авария подтвердила, что число 23 — «черное» для харьковских авиастроителей: последним днем для самолета Ан-74ТК-200 и его экипажа стало 23 апреля. Директор ХГАПП Павел Науменко объяснить эту трагическую закономерность не может, но утверждает, что во всех трех случаях техника ни при чем.
1771
Читайте нас в Facebook