ПОИСК
Происшествия

Хранилище бытовых отходов в пидгирцах можно сравнить с кладбищем или скотомогильником, где в течение 50 лет разлагаются останки

0:00 3 июня 2006
Хранилище бытовых отходов в пидгирцах можно сравнить с кладбищем или скотомогильником, где в течение 50 лет разлагаются останки
Ирина ЛИСНИЧЕНКО «ФАКТЫ»
Несмотря на соседство столичной мусорной свалки, прилегающие к ней участки земли продают по 2 тысячи долларов за сотку Когда весной на даче народного артиста Украины Павла Зиброва в Ходосеевке, что под Киевом, погибла тонна рыбы, певец забил тревогу: озеро отравлено ядовитыми стоками со свалки в Пидгирцах! И обратился за поддержкой в нашу газету. После публикации в «ФАКТАХ» (номер от 11 мая 2006 г. ) о проблемах, создаваемых свалкой жителям окрестных сел, в редакцию позвонил доктор технических наук микробиолог Александр Таширев и рассказал о своей экологически безопасной технологии переработки отходов. Мой скепсис ученый победил веским аргументом: его ноу-хау уже используется… в Антарктике, на украинской научной станции «Академик Вернадский». В Национальном антарктическом научном центре Министерства образования и науки Украины эту информацию подтвердили.

За год на украинской станции «Академик Вернадский» в Антарктике накапливается до двух тонн бытовых отходов

Правила поведения в Антарктике жестко регламентируются международными нормами, в соответствии с которыми эта территория ничья и открыта для всех. Еще одним условием пребывания здесь является соблюдение девственной чистоты. Поэтому ввоз животных и растений в Антарктику запрещен, а отходы человеческой жизнедеятельности там тщательно уничтожаются.

- Раз в год мы завозим на станцию «Академик Вернадский» для 15 зимовщиков и 20-30 сезонных научных сотрудников, работающих здесь с января по февраль, десятки тонн продовольствия, — говорит директор Национального антарктического научного центра кандидат технических наук Валерий Литвинов.  — Естественно, основная часть продуктов съедается, кое-что остается или портится. К пищевым отходам добавляются пластик, бумага, металл. Чтобы не оставлять после себя следов в Антарктике, сортируем мусор и утилизируем органическую массу. Сбраживание и обезвреживание по технологии Таширева уменьшает вес органики… в 20-30 раз! Не поддающуюся утилизации пластиковую и металлическую тару прессуем и вывозим со станции в порт приписки корабля. Хотя каждый килограмм груза на научно-исследовательском судне на вес золота.

- Если в Антарктике не существует канализации, как поступают с содержимым туалетов?

РЕКЛАМА

- Утилизация такого содержимого — наша очередная задача. А пока поступаем, как все, в том числе и суперцивилизованные англичане, — сбрасываем в океан.

- Если вывозить с нашей антарктической станции пищевые отходы, — присоединяется к беседе заведующий отделом биологии газоокисляющих микроорганизмов Института микробиологии и вирусологии НАН Украины Александр Таширев, — за год это составит около двух тонн — «неподъемная» масса, учитывая стоимость перевозки и утилизации. Лишь лоцманские услуги по выводу корабля из порта Ушуая на Огненной Земле (самая южная точка Южной Америки) в открытый океан и обратно стоят 9 тысяч долларов.

РЕКЛАМА

Принцип любой очистки заключается не только в том, чтобы уменьшить объем отходов, но и получить технически чистую оборотную воду, а также ценные метан, хром, медь, цинк и другие металлы. По словам Александра Таширева, сбродить массу свалки можно с помощью микроорганизмов и биодобавок, дающих десятикратное ускорение процесса. При этом 90 процентов органических соединений превращаются в летучие соединения: метан (прекрасный энергоноситель), углекислый газ и воду. Остальные 10 процентов составят микроорганизмы, не опасные для окружающей среды.

Вся вода с огромной площади фильтруется через свалку в овраге в Пидгирцах

- Необходимый для процесса сбраживания препарат может выпускаться на базе Института микробиологии и вирусологии НАН Украины, — продолжает Александр Борисович.  — Причем компоненты для этого препарата находятся буквально под ногами — на станции аэрации в Бортничах. Экологически опасные отходы этой станции требуют утилизации, поэтому просто закапываются в ямы, аналогичные скотомогильникам, хотя могли бы еще поработать на ниве очистки! Остановка за малым — финансированием. Подобные природоохранные технологии успешно могут внедряться только на уровне госзаказа. Но пока государство эту научную разработку не поддержало.

РЕКЛАМА

А ведь содержание мусорной свалки под Киевом стоит немалых денег! По словам начальника управления коммунального хозяйства Киева Михаила Шпарика, ведомству которого она принадлежит, только на приобретение итальянской установки по переработке фильтрата из бюджета Киева выделено 4 миллиона евро.

- При этом гарантией желаемого эффекта штамп «Сделано в Италии» не является, — считает Александр Таширев.  — Ведь несколько лет назад для полигона в Пидгирцах уже приобрели немецкую установку. Но ее плотные фильтры с мелкими порами обеспечивают только удаление солей из растворов. А если в фильтрате свалки идет мутная вязкая жидкость, она через пять минут забьет даже мешковину. К тому же самая эффективная установка по очистке фильтратов не решает проблем обезвреживания собственно свалки.

Вообще-то хранилище отходов можно сравнить с кладбищем или скотомогильником, где в течение 50 лет останки разлагаются. На свалке так же образуются аналоги трупных ядов, сероводород, фенольные производные, тяжелые металлы, болезнетворные микроорганизмы. И все это добро мощным потоком поступает в окружающую среду. Потому как любое хранилище отходов не является геологически изолированной структурой. А уж в Пидгирцах тем более — какая-то умная голова перегородила здесь самый большой овраг и начала сбрасывать в него отходы. Проигнорировав правило: чем больше овраг, тем больше площадь водосбора. Значит, вся вода с огромной площади фильтруется через эту свалку.

Вот полигон в Пирогово под Киевом сделали с максимальным учетом требований экологической безопасности, вырыв котлован на вершине холма из лесса (водонепроницаемой породы). Но и эта свалка давала о себе знать. Когда туда сбросили радиоактивные вещества, по небольшим трещинам в лессе 137-й цезий все-таки проник в грунтовые воды, и над жителями близлежащих сел нависла опасность. Свалку, которая по сравнению с Пидгирцами была райскими кущами, закрыли. Может быть, Пидгирцы спасет новая биотехнология?

Если взять руками концентрат, оставшийся после переработки мусора, на них тут же появляются волдыри

Чтобы попасть на охраняемый полигон Ь 5 в Пидгирцах, «ФАКТЫ» связались с директором департамента технического развития и экологической безопасности «Киевспецтранса» Киевской горадминистрации Юрием Синяковым. От него мы узнали, что в год «Киевспецтранс», обслуживающий 45 процентов территории Киева, вывозит на свалку 1 миллион 200 тысяч кубометров отходов. В прошлом году только за размещение отходов «Киевспецтранс» вынужден был заплатить Обуховскому району миллион гривен. Плюс налог на землю, отчисления на экологию — сумма набегает приличная.

По словам Юрия Синякова, на полигоне Ь 5 фильтрат, образующийся в результате гниения отходов, не сбрасывается в окружающую среду, а накапливается. В соответствии с проектом дно бетонного водоема выстлано защитной пленкой, которая не дает фильтратным водам попадать в грунт.

Надо заметить, что, постояв возле такого озерца, никакого смрада я не почувствовала — лишь изредка ветер доносил болотный запах.

Итальянская установка по переработке фильтрата пока еще только монтируется в Пидгирцах. Металлические емкости, соединенные причудливыми зигзагами, напоминают огромный самогонный аппарат. Да и задачи их работы практически аналогичны: очищать проходящий по ним продукт. Мощность новой установки в Пидгирцах — 400 кубометров в сутки. При непрерывной работе весь накопленный с 1986 года фильтрат, а это 300 тысяч кубов, переработают за два года. Маломощная немецкая установка, установленная в 1999 году, не справилась с этой задачей. Благодаря же итальянской удастся получать из всего фильтрата 98 процентов чистой воды, которую можно сбрасывать в окружающую среду, и 2 процента сухого остатка. Для его хранения итальянцы поставляют спецмешки, погрузка в которые происходит автоматически.

- Если же брать такой концентрат руками, на них сразу появятся волдыри, — утверждает Юрий Синяков.  — Пока вопрос с утилизацией этого остатка решается. Очевидно, на установке так называемого жидкого стекла он будет смешиваться со стеклом и захораниваться.

За 20 лет работы котлован полигона Ь 5 заполнился 15-метровым слоем бытовых отходов и теперь напоминает скифский курган. По проектной мощности полигон может заполняться еще пять-шесть лет. После чего ему уготована судьба Пирогово: купол кургана накроют пленкой, слоями насыплют глину, чернозем и посеют траву. Пирогово закрыто уже 20 лет, но еще лет 20 все его содержимое будет бродить. Это, по мнению специалистов «Киевспецтранса», самый малозатратный способ захоронения отходов.

- Подобных полигонов или, как их еще называют, вторых Чернобылей, не будет, как только люди станут сортировать отходы, — убежден Юрий Синяков.  — Если же пластиковые и стеклянные бутылки бросать в мусоропровод с девятого этажа, а после в мусоровозе спрессовать и вывалить на полигон, отделить их друг от друга уже не удастся. Если те же составляющие разложить по контейнерам, их содержимое пойдет на переработку, минуя свалку. При таком подходе акватория полигона может использоваться 15 лет вместо пяти.

Кстати, получаемым в будущем на свалке газом можно отапливать три близлежащих села. Но зарабатывать на этом начнут только после решения проблемы переработки фильтрата. А пока на свалку и к тем же селам проложили добротную асфальтовую дорогу — не чета латаной-перелатаной столичной улице Саксаганского, провели водопровод и устанавливают новую линию электропередач (ЛЭП). Поскольку ЛЭП ведет «Укрзалчзниця», появилась масса желающих подключиться к линии, имеющей первую категорию и не подлежащей отключениям. Возможно, поэтому сотка земли в близлежащих селах стоит 2 тысячи долларов.

Рядом с КПП городской свалки мы обнаружили животноводческую ферму, возле которой уныло паслось стадо овец. На мой вопрос, не опасно ли такое соседство для животных, Юрий Синяков авторитетно объяснил, что разбросанный вокруг фермы навоз приносит больше вреда, чем свалка: с выпадением осадков фекальные массы попадают прямо в грунтовые воды. Кстати, на въезде на полигон после завершения строительных работ разобьют розарий и высадят аллею берез. Подумалось, почему бы не использовать часть из 64 гектаров живописнейших земель (а на такой территории уместились бы несколько национальных спорткомплексов «Олимпийский» с верхним стадионом, теннисными кортами и Черепановой горой включительно) под организацию поля для гольфа: недалеко от Киева, серьезная охрана, тишина и «природа шепчет»…

589

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров