ПОИСК
Культура и искусство

Режиссер юрий мамин: «посмотрев мою комедию «праздник нептуна», ролан быков поцеловал меня. Взасос! »

0:00 1 июля 2006
Режиссер юрий мамин: «посмотрев мою комедию «праздник нептуна», ролан быков поцеловал меня. Взасос! »
Олексий-Нестор НАУМЕНКО специально для «ФАКТОВ» (Санкт-Петербург-Киев)
Двадцать лет назад в советском кино блестяще дебютировал ученик Эльдара Рязанова

В 1986 году на экраны вышла картина «Праздник Нептуна» и сразу же принесла широкую известность режиссеру Юрию Мамину, ученику знаменитого Эльдара Рязанова. Кто хоть раз посмотрел фильм, наверняка не сможет забыть абсурдно-комичную историю о небольшом типичном советском поселке, в котором существовал клуб моржей. Из-за того, что в члены клуба записывали всех подряд, как в гоголевских «Мертвых душах», количество любителей зимнего купания стало невероятным. И все бы хорошо, да вот когда посмотреть на моржей прибыли шведы, в прорубь пришлось лезть всем жителям поселка…

На счету Юрия Мамина таких смешных и правдивых историй много. Зрители полюбили его фильмы «Фонтан», «Бакенбарды», «Окно в Париж». Сейчас Юрий Борисович собирается преподнести новый сюрприз — философскую комедию «Не думай про белых обезьян». После которой вряд ли получится о них не думать…

«Однажды жена заявила: «Хватит пьянствовать! Вспомни, что был одаренным режиссером, и иди снимать кино!»

- Юрий Борисович, где только вы ни трудились: и в театре, и в Ленконцерте, и на телевидении. Признайтесь, от чего бегали?

- От неинтересной работы. Сейчас убежать легче — просто отказываешься, а в советское время была служба. Алкоголь позволял освободиться от невыносимости жизни. Многие пошли по необратимому пути: Высоцкий, Даль, Юматов, убивший по пьянке соседа…

РЕКЛАМА

- Вы в провинцию убежать не пытались?

- После окончания театрального института, еще до армии, мне довелось работать в Великих Луках. Там я ставил дипломный спектакль по Фонвизину «Недоросль». Школьники ходили на него по многу раз, а учителя писали возмущенные письма, ведь спектакль был хулиганский. Начинался со сцены, в которой Митрофанушка сидел в деревенском туалете и, кряхтя, жаловался, что намедни объелся пирогов. Потом выходил, лапал дворовую девку Палашку… Короче говоря, «не хочу учиться, хочу жениться» значило, что «дубина» у него все время стоит и он ни одной юбки не пропустит. В итоге вышла постановка, которую даже из Москвы ездили смотреть. После нее меня сделали и. о. главного режиссера театра.

РЕКЛАМА

Когда из армии вернулся, устроился в Ленконцерт, но начал там спиваться. Выкарабкаться помогла жена Людмила, которая постоянно твердила: «Ты — гений». Однажды она заявила: «Хватит пьянствовать! Вспомни, что был одаренным режиссером, попробуй снимать кино!» И я пошел ассистентом режиссера на очень низкую зарплату. Семью кормила жена: она актриса, участвовала в спектаклях, концертах.

«На съемках чего только не делал! Даже кур дрессировал»

- Но работа-то хоть нравилась?

РЕКЛАМА

- Работа была собачья! Однажды, например, пришлось дрессировать кур — такое задание дал режиссер Сергей Микаэлян. В его картине «Вдовы» рассказывалось о двух деревенских старушках. Микаэлян объяснил мне, что у одной из них лучшие друзья — курочки: садятся на колени, она с ними беседует… Я смотрел на него и думал: «Он шутит или пытается меня подставить? Куры — это существа, которые, посмотрев направо, забыли, что видели слева. Как с ними репетировать?» В случае неудачи меня могли тут же уволить, ведь был тогда на испытательном сроке.

Снимали под Смоленском. Я поехал в деревню и сказал бабке: «Заплачу вам 50 копеек, только птицу не кормите».  — «Как же мои курочки?» — «Ничего, через неделю мы приедем — покормим». Рассчитал, что только едой их можно заманить. Привезли кур на съемку. Я насыпал пшено актрисе на колени и на диван, на котором она сидела. Все знали ситуацию и сочувствовали мне. Открыли ящик, куры медленно пошли. Подошли к героине, стали клевать пшено, а одна даже залетела на постель. Микаэлян пожал мне руку: «Молодец! Только не пойму, почему они так медленно ходят?» Не мог же я сказать, что они неделю не ели! И тут кому-то в голову взбрела идея: «Курам нужен хороший петух — настоящий самец, который их поведет!» Я вспомнил, что в ТЮЗе в одном спектакле занят не петух — настоящий бандит! Позвонил в Ленинград Людмиле и попросил привезти его в Смоленск. Встретил ее ночью на вокзале. Из огромной накрытой корзины, которую жена держала в руках, доносился рев, будто там сидел львенок. Я спросил: «Это петух?» — «Да». Принесли корзину в лагерь. Жена открыла ее, оттуда вылетел огромный белый петух, тут же клюнул ее в запястье, пробил вену, и кровь ударила фонтаном! Потом бросился на меня. Я был в кожаных перчатках, схватил петуха и прикрутил ему шею. Немного, раз пять или шесть. После этого он ко мне больше не подходил — боялся.

Когда его принесли на площадку, меня не было, что-то организовывал в деревне. Вдруг прибежали люди с криками: «Иди скорее в дом, там с ума посходили!» Вошел в избу, гляжу — все сидят на шкафах, а петух ходуном ходит! Еле поймали, посадили обратно в ящик и решили выпустить перед самой съемкой. Но когда выпустили, он стал топтать одну курицу за другой!

- На Высших режиссерских курсах вы учились у Эльдара Рязанова. Поступали к нему намеренно?

- Я очень любил его фильмы. Наиболее удачными считаю «Берегись автомобиля!» и «Служебный роман». Когда был объявлен набор на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, я подал заявку. В моей заявочной работе был рассказ, описывающий один день из жизни музыканта военного оркестра. Набор смешных ситуаций, который Рязанову очень понравился.

- Ситуации из личного опыта?

- Да, ведь я служил в духовом оркестре ракетной части. Утро начиналось с того, что мы играли марши на упражнениях, после была репетиция, затем выступление на каком-нибудь мероприятии, например на похоронах. Нам наливали по рюмочке… В общем, любили мы это дело — хоронить! А вечером играли на танцах, где встречали пьяных офицеров. По утрам они, обозленные, били солдат по морде прямо на плацу. Это было обычным явлением, и мало кто жаловался. Я увидел, что такое коммунизм, ведь армия — это примитивный слепок огромной державы: там было и разгильдяйство, и пьянство, и сумасбродство начальства.

- Говорят, будто с вашего фильма «Праздник Нептуна» началась перестройка…

- Вполне возможно. Эта картина была снята в 1986 году. Тогда же ее показали на съезде писателей. А началось вот с чего. Подходила моя очередь снимать дебютный фильм. Стал искать сценарий. Вдруг позвонил товарищ — актер Михайлов. Жил он на окраине Ленинграда. Телефона не было, и он вышел на улицу, к автомату. А там какая-то девушка долго говорила. Он подумал: «Ладно, не буду перебивать, пойду к другому автомату». Дошел до следующей остановки и увидел в телефонной будке ту же девушку! Она заявила: «Собралась очередь, мне стало неудобно, я села в трамвай и переехала к этому автомату». Выяснилось, что эта девушка — сестра молодого писателя, который мечтает о кино и уже сочинил несколько небольших сценариев. Зовут его Владимир Вардунас.

Володя предложил мне сюжет: в одном поселке есть клуб моржей, и количество членов клуба вследствие приписок оказалось больше населения поселка. Этим массовым явлением заинтересовалась шведская спортивная делегация. Я увидел неописуемую картину! Вся деревня купается в проруби, шведы смотрят, а кто-то объясняет: «Это все приписки виноваты!» Сказал Вардунасу: «Пиши!»

- Как приняли картину чиновники и простые зрители?

- Каждый день я выслушивал восторженные отзывы, а Ролан Быков даже поцеловал меня. Взасос! Кстати, Михаил Жванецкий, посмотрев мой следующий фильм «Фонтан», сделал то же самое. «Праздник Нептуна» стали тиражировать и посылать на дачи членам политбюро. В Ленинграде в новогоднюю ночь фильм шел нон-стоп во всех кинотеатрах, зрители могли смотреть его бесплатно. Наверное, это и было открытием перестройки.

«Французы, увидев, как в картине два человека говорят по спаренному телефону, умирали со смеху»

- А картина «Фонтан», вышедшая в 1988 году, закрепила успех.

- Она получила много наград, добрую половину которых прикарманили московские чиновники. Зрители высоко оценили фильм. Особенно меня удивила реакция французов. Они, правда, смеются не над тем, над чем смеемся мы. Вот пример: жена главного героя плачет над замерзшими тюльпанами, а он собирается звонить в жэк по поводу лопнувшей трубы, но сталкивается с тем, что параллельно по телефону говорит его тесть. Французы падали со смеху, не могли понять, как два человека могут разговаривать по телефону одновременно! А у нас это обычное дело. Потом они осторожно спрашивали, насколько ситуация в «Фонтане» выдумана мною. «Да, в общем, там почти все — правда», — ответил я. Мы ведь даже снимали в доме, где произошла подобная авария: прорвало фановую трубу, и подойти было невозможно.

- По самому известному вашему фильму «Окно в Париж» трудно понять, что вам дороже: цветущая французская столица или сырой Петербург…

- Я старался их уравнять. Тогда, в 90-е годы, Париж был очень привлекателен: мечта русского интеллигента, возникшая еще во времена Пушкина. Сегодня она рухнула: из-за студенческих волнений и демографических изменений в этот город не хочется ехать.

- А когда работали над картиной, хотелось?

- Очень! И мы снимали в Париже. Но эмигрировать я не смог бы: за границей мне нечем заниматься.

- Я слышал, фильм «Окно в Париж» попал в сложную ситуацию.

- Да. Французский продюсер решил побольше заработать, поэтому не стал выпускать фильм (он был снят в 1993-м) в прокат.

- Странный, однако, способ заработать… Вроде бы наоборот надо.

- Дело в том, что он сэкономил на производстве пару миллионов. А во Франции такая система: если картина выходит в прокат, продюсер обязан отдать все долги, а если не выходит, то и отдавать ничего не нужно. Продюсер обманул меня: не представил фильм ни на Венецианский фестиваль, ни на Каннский. Даже на внутренний, российский, не разрешил посылать, хоть меня приглашали и картина имела шанс получить приз. Тогда я сказал, что повезу фильм от России на Берлинале. А он в ответ: «Не надо, мы уже послали». Приезжаю в Берлин — продюсера нет, а картина представлена вне конкурса и демонстрируется в каком-то маленьком зальчике на окраине. Фильм планировали показывать два дня. Пришел я в первый день — сидит ползала… А на следующий день уже полный зал, мест не было, люди толпились на улице! Устроили еще два показа, и снова были аншлаги. Все возмущались: «Почему не в конкурсе?» В конце концов, «Окно в Париж» объявили главным событием фестиваля, продюсеры наперебой стали покупать его.

- В последнее время вы редко снимаете кино. Нету тем или денег?

- Денег нет, а тем предостаточно. Недавно закончил съемки нового фильма.

- Как будет называться картина?

- «Не думай про белых обезьян». Это комедия в стихах о молодом бизнесмене, для которого деньги являются смыслом жизни.

- Причем же здесь обезьяны?

- В основе фильма — древняя буддийская притча. Герою рассказывают ее… на крыше, где он встречает странную компанию: спившегося художника, девушку и сумасшедшего, давшего обет молчания. Сумасшедший медитирует, а молодой бизнесмен спрашивает: «Что он делает?» — «Путешествует», — отвечает художник.  — «По крыше?» — «Нет, значительно дальше и выше. Он открыл третий глаз».  — «Слушай, и я хочу!» — «Нет ничего проще — не думай про белых обезьян». Бизнесмен, конечно, посылает тех обезьян подальше, а ночью, когда лежит в постели со своей невестой, они ему являются… И в конце фильма полностью завладевают его сознанием: бегают, строят ему рожи. Притча о том, может ли человек контролировать свои мысли.

- Да, замысловатый сюжетец… Почему вы не экранизируете классику?

- Предлагали снять новую версию «Двенадцати стульев», но я отказался. Ни «Двенадцать стульев», ни «Золотой теленок» уже не могут состояться: в них речь идет о том, что нельзя быть миллионером в советской стране. Сегодня это лишено смысла. Сейчас у нас все Остапы Бендеры, да еще такие, перед которыми герой «Двенадцати стульев» выглядит жалкой фитюлькой.

 

1574

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров