«под куполом софийского собора останавливались мои наручные часы — до того сильная там энергетика»
Повреждения живописи в Кирилловской церкви были видны невооруженным глазом
В одном из самых первых христианских храмов Украины — Софийском соборе, занесенном в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, и Кирилловской церкви — ныне установлены строительные леса, доходящие до самых куполов. Под сводами Софийского собора исследователи проверяют, не отслаивается ли мозаика, которой уже почти 1000 лет. А в Кирилловской церкви впервые за последние 50 лет занялись реставрацией подкупольной живописи.
Национальная святыня — Софийский собор, построенный в XI веке византийскими мастерами по заказу киевского князя, — является одним из наиболее посещаемых туристами памятников архитектуры Киева. Частые гости здесь — высокопоставленные лица, в том числе Президент Украины Виктор Ющенко. Наверняка он придет сюда и в День Независимости Украины. Но строительные леса никому не станут помехой, многие посетители их даже не замечают.
Чтобы работы по изучению состояния подкупольной мозаики не мешали посетителям, строительные леса поставили на улице, с внешней стороны собора, а вовнутрь их завели непосредственно у самого купола — через окна, которые есть наверху. Там, у свода, поверх лесов уложены настилы — по ним ходят исследователи. А под настилами наклеены обои, выполненные с цветных фотографий мозаики. Эту идею предложили специалисты НИИ «Укрреставрация».
А вот в Кирилловской церкви строительные леса установлены внутри храма. Последний раз подкупольную роспись здесь реставрировали примерно 45 лет назад. За это время слой краски в некоторых местах начал отслаиваться из-за затекания влаги во время дождей и таяния снега. Повреждения живописи были видны даже снизу невооруженным глазом. И это при том, что купол находится на высоте 28 метров — примерно как 10-12-этажный дом.
«Работая в храме, обретаешь душевное равновесие, ощущаешь прилив сил»
Кирилловская церковь знаменита не только благодаря своему возрасту (ей уже более 850 лет), но и самым большим в Восточной Европе количеством фресок XII века (росписей, выполненных по особой технологии) — около 800 квадратных метров.
- К сожалению, под куполом сохранилась лишь часть древних фресок, ведь во время монголо-татарского нашествия кочевники разобрали свинцовое покрытие свода храма, — рассказывает заместитель генерального директора Национального заповедника «София Киевская» кандидат исторических наук Ирина Марголина. — Церковь около 300 лет простояла с полуразрушенным сводом, ее фрески заливали дожди. Но отличные краски, которые во времена Киевской Руси делали из натурального сырья, выдержали столь суровые испытания.
Однако в XVIII веке во время ремонта и переделки храма в стиле популярного тогда украинского барокко фрески забелили. А в конце XIX века Кирилловскую церковь расписали заново, пригласив для этого учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, а также студента Петербургской академии живописи Михаила Врубеля.
В советские времена ученые, зная, что во многих местах под живописью XIX века сохранились древние фрески, начали сложнейшую работу, чтобы их открыть. Так что ныне роспись храма комбинированная: фрески XII века и масляная живопись XIX столетия.
Художники-реставраторы, братья-близнецы Анатолий и Валерий Торнавские, рассказали, что они восстанавливают и защищают специальным составом живописный слой XIX века, а бесценные древние фрески только очищают от пыли и копоти. Восстановительными работами руководит художник-реставратор высшей категории Анатолий Остапчук.
- Я давно заметил: работая под куполом храма, заряжаешься энергией, обретаешь душевное равновесие, ощущаешь прилив сил, — говорит художник-реставратор Михаил Кортиков. — Кстати, о приглашении на реставрацию Кирилловской церкви я узнал из вещего сна. Снится мне, что звонит руководство, сообщает об интересной работе. А утром действительно позвонил прораб (я работал в «Укрреставрации») и предложил поработать в Кирилловской церкви. Знаете, когда вещий сон сбылся, я сразу вспомнил об удивительных вещах, которые происходили с моими часами, когда я трудился еще под куполом Софийского собора. Стоило забраться под его своды, как мои механические часы, всегда исправно работавшие, вдруг останавливались. Спускался вниз — они вновь начинали идти.
- В связи с этим расскажу историю, которая произошла при археологических раскопках в районе Михайловского собора, — говорит Ирина Марголина. — Напомню: Михайловской собор, возведенный во времена Киевской Руси, взорвали в 1930-е годы, а после провозглашения независимости Украины отстроили заново. Перед началом восстановления храма ученые провели археологические раскопки его фундаментов. В ходе работ было обнаружено захоронение церковного деятеля XVII или XVIII века. Когда его вскрыли, ученые были поражены: тело усопшего и его одежда сохранились. Но не это стало самым удивительным. Археологи должны были снять находки на фото- и кинопленку. Но сколько раз ни пытались это сделать, камеры не срабатывали, как будто их кто-то заговорил. Однако стоило навести объектив на другой объект — и аппаратура работала нормально. Археолог, рассказавший эту удивительную историю, неисправимый атеист, уверен: если бы сам не был участником этих событий, ни за что не поверил бы в их правдивость.
552Читайте нас в Facebook