ПОИСК
Культура и искусство

Спартак мишулин: «меня судили и упекли в лагерь, когда был подростком. За то, что писал роман на обратной стороне плаката со сталиным»

0:00 25 октября 2006
Спартак мишулин: «меня судили и упекли в лагерь, когда был подростком. За то, что писал роман на обратной стороне плаката со сталиным»
Валентина СЕРИКОВА специально для «ФАКТОВ»
22 октября народному артисту России исполнилось бы 80 лет

Спартак Мишулин скрывал дату своего рождения. Когда он появился на свет, цыганка предсказала его маме: если кто-то узнает эту дату, мальчик умрет. Мишулин ушел из жизни год назад, не дожив до своего 79-летия ровно три месяца… Это интервью записывалось незадолго до его смерти. Знаменитый актер, вошедший в историю как Карлсон, пан Директор из «Кабачка «13 стульев» и Саид из «Белого солнца пустыни», был обаятелен и приветлив. И запросто, без надрыва, излагал такие факты, которые обычно держат в секрете. Наверное, потому, что ничего уже не боялся…

«Сердце останавливается, если сижу без дела… »

- Спартак Васильевич, как думаете, ваше имя отразилось на судьбе?

- Мужество Спартака имеете в виду? Не знаю… Но на то, чтобы пережить тяжелейшие моменты в истории нашей страны, военное и послевоенное время, перестройку с тремя девальвациями, потерю денег, нажитых ценностей, мужества мне хватило. Я не сломался, не спился, не свалился в сторону порочности, а сфокусировался на определенном деле и вышел на дорогу, по которой ходят люди.

- Только что упомянули потерю денег. Много пришлось потерять?

РЕКЛАМА

- А как же! В 1950 году в первый раз полетели все мои сбережения. Я человек непьющий на то время был и при маленькой зарплате в 120 рублей 60 каждый месяц откладывал. Когда в 1961 году переезжал из Омска в Москву, на сберкнижке лежало около 100 тысяч рублей! ЗИЛ в то время стоил 40 тысяч. Я работал как актер, как режиссер и автор на телевидении, нормально зарабатывал. Но после хрущевской реформы мои 100 тысяч превратились в восемь.

Сейчас по-прежнему тружусь, могу содержать семью. Я не за чертой бедности, но ценой больших усилий, своего здоровья и времени. Совсем не знаю, что такое отдых, выходные для меня смертельны, сердце просто останавливается, если сижу без дела.

РЕКЛАМА

- Я слышала, вы почти ничего не знаете о своем отце…

- Родственники скрывали от меня, кто он. Честно говоря, я этим не очень-то интересовался. Однажды в заметке написал: «Если вам когда-нибудь встретится женщина, которая скажет, что ее сын талантлив и поразителен во всем, то это моя мать». А об отце сказал так: «Я не знал его, не знаю и не хочу знать, потому что если он за все время моего существования ни разу не появился ни знаком, ни письмом, ни приветом, ни ответом, значит, не любил маму и то чадо, которое родилось от него».

РЕКЛАМА

- А он знал, что у него есть ребенок?

- Да. Единственное, за что я ему благодарен, — это два-три грамма спермы, которые он выпустил из себя. На этот счет я шутил, что когда-то мимо нашего дома проходил цыганский табор и один цыган задержался на ночь.

- Откуда взялась версия, что ваш отец — Александр Фадеев?

- Такие слухи давно ходят. Мама училась в горном институте в одно время с Фадеевым, и между ними что-то было. Но я пересмотрел все портреты Фадеева: не похож на него! Копия мамы. Есть еще одна интересная версия моего происхождения: в 1936 году, когда в Советский Союз привезли испанских детей, некоторых тут и оставили. И якобы я — один из них. (Смеется. )

- Правда, что вы в детстве роман писали?

- Лет в 12. Роман назывался «Золотой гроб». И писал я его карандашом, при свечке, на обратной стороне плаката со Сталиным: тогда с бумагой было трудно, а портреты вождя на каждом углу висели. Роман был о том, как один миллионер, чувствуя приближение смерти, сделал себе золотой гроб. Попросил, чтобы его отвезли в тайное место. Но за теми, кто вез, шли другие, за ними — третьи… И все друг друга расстреливали, так что следы исчезли. Главные герои — женщина и двое парней — решили отыскать этот гроб.

- Ничего себе сюжетец!

- Знаете, что его навеяло? Мы с мамой и отчимом жили в старом двухэтажном доме, возле которого всегда лежали две 16-килограммовые гири. Все их поднимали, таскали. А когда ломали дом, экскаватор наткнулся зубьями на одну гирю — и вдруг заблестело золото! Оказывается, это были золотые гири, покрашенные в черный цвет. Представляете, жрать было нечего, а возле дома два пуда драгоценного металла лежало!

«В лагере по мне проехал трактор. Сначала отвезли в морг, но через несколько часов поняли: живой»

- Спартак Васильевич, скажите, за что вас в лагерь упекли, когда вы были подростком? Уж не за плакаты ли?

- Не только. Знаете, мне еще повезло: за такое и расстрелять могли. Как и за анекдот, рассказанный шепотом в небольшой компании. Но за мной еще кое-что числилось. С артиллерийским училищем выехал в Анжеросудженск, тогда это были две шахты  — Анжерка и Судженка. Мы жили в Анжерке, а в Судженке был хороший клуб. Сочиняя «Золотой гроб», я дошел до эпизода, когда мои герои добрались в Россию, где началась революция. Я об этом периоде почти ничего не знал, поэтому пошел в библиотеку и попросил две красные книги «История революции в СССР». На руки их не выдавали, поэтому я выставил окно и украл.

- Так вы, оказывается, хулиганили.

- Было дело. А тут еще командование попросило подготовить концерт. В нашем анжерском клубе лампочек не было, поэтому мы ночью поехали в судженский клуб, открыли дверь, выкрутили все лампочки, и концерт прошел при свете… Мне и это приплюсовали.

В лагере я понял, что такое земля: довелось работать прицепщиком, трактористом.

- Как же так получилось, что вас трактор переехал?

- У нас загоны были, как мы говорили, от захода до захода, целина же кругом. Как трактор в борозду поставишь, так едешь и едешь. Ко сну клонит… Как раз пахота была. Начальник уехал, наказав мне принести воды. Я пошел за водой, лег в борозду и уснул. Трактор меня переехал, и охранники, посмотрев на кровавое месиво, отправили в морг. Но мне повезло: через несколько часов туда случайно зашла нянечка и обнаружила, что я живой. Сразу из морга забрали, и врач-заключенный спас мне жизнь.

В лагере я не ожесточился: меня там очень любили. Может, потому, что занимался самодеятельностью, обаятельным был. Особенно любили женщины. Даже насиловали…

- Это в каком же смысле?

- Ну-у-у, там были мужской и женский бараки. И женщины меня приглашали, кормили, потом в темноте подходила одна и занималась со мной сексом. Я даже не знал, кто это. Потом другой меня передавали, третьей… Они же голодные все были, а я молодой, полный сил.

- Доводилось читать, что однажды вас ножом в легкое пырнули…

- Это уже на воле. Бросился защищать девушку, к которой поздно вечером приставал мужчина. Еще двух парней, которые в темноте скрывались, не заметил. Раньше одна лампочка на улице горела, а дальше — кромешная тьма. Вот меня сзади и полоснули. Девушка убежала, я в больнице оказался.

- Одно время вы занимались режиссурой: поставили в московском Театре сатиры «Карлсона», «Бочку меда», как режиссер выпускали «Кабачок «13 стульев». Почему не продолжили это дело?

- Главный режиссер театра Валентин Плучек не давал. У меня с ним отношения сложились весьма странные. Я их как-то даже дьявольскими назвал. Знаете, Плучек не любил талантливых людей. Лет 15 мне ролей не давал. Ольга Аросева 12 лет без ролей сидела…

- Может, это была месть за успех, пришедший к вам после выхода на экраны «Кабачка «13 стульев»?

- Возможно. Плучек очень не любил «Кабачок». Поклонники буквально рвали меня и других его действующих лиц на куски, просили оставить автографы на руках, ногах, любых частях тела! Потом мы стали разъезжать по одному или по двое, устраивать, допустим, творческие вечера пана Директора и пани Моники. Да, было время! Все это прошло, появились другие артисты, молодые.

«На съемках «Белого солнца пустыни» меня трижды в песок закапывали»

- Не меньшую популярность, чем «Кабачок», вам принесло кино, особенно фильм «Белое солнце пустыни».

- Да, но гонорары за фильмы были маленькие. Когда в «Белом солнце пустыни» снялся, все хохотали. Приехав со съемок, остался должен в кассу 21 рубль 50 копеек. Ведь суточные какие были? Два рубля. А бутылка водки стоила два восемьдесят. Я не злоупотреблял, но суточных, естественно, не хватало. Зато рыбы на Каспии поел. Там у Луспекаева, который Верещагина сыграл, бассейн был. В нем каждый день два осетра плавали. Вечером мы их съедали, утром новых привозили.

- А сколько раз вас в песок закапывали?

- Раза три. Первый раз — лопатой. Но песок там сухой, сыпучий. Долго мучились, пока не придумали взять ящик, который специально засыпали. Я на коленях в нем стоял.

Во время съемок этого фильма я под лошадью должен был стрелять. Но не рассчитал, дуло чуть выше поднял и обжег ей брюхо. Она как начала брыкаться! Еле остановили. Еще один экстремальный случай был в «Достоянии республики», когда по проволоке переправлялись над крышей. Проволока оборвалась, мы с товарищем упали. Он сломал позвоночник…

- С женой познакомились, когда в «Кабачке» снимались?

- Да, она на телевидении работала, в программе «Время». Но давно ушла — когда родилась дочка. У нас бабушек и дедушек не было.

- Поздно женились…

- Разборчив был. У меня в голове не укладывается, как можно развестись, бросить семью. Хотел такую женщину найти, чтобы навсегда. А романов много было. Я ведь уже известный был, пан Директор, поэтому барышням нравился. Правда, попадались и такие, которые говорили, мол, трогать меня не надо. Ну и ладно, просто ложились. Так месяц-два.

- И вы терпели?

- А что терпеть? У меня другие были, более сговорчивые. От кого-то из них приходил и спокойно спал. (Смеется. )

- Ваша дочь Карина стала актрисой. Вы повлияли?

- Она очень самостоятельная. В первый раз на сцену вышла в четыре года. В Театре сатиры играла, в Театре Станиславского нарасхват была. Карину брали на договор, как положено, потом она шла со мной или с мамой и за свои роли получала деньги. Куклы-шмуклы на них покупала. Да и теперь мы дочкиной зарплаты не видим, она сама ею распоряжается.

- Сгоревшую дачу отстроили?

- Купил новую — двухэтажный дом с мансардой. Рядом участок в 26 соток. Может, и правда, нет худа без добра. Наша новая дача в 30 километрах от Москвы, в хорошем месте, где шесть озер. А старая сгорела вот почему. Один мой друг, да, в общем, и не друг, а знакомый, поругался с женой. И я ему предложил: «Поживи, если хочешь, у меня на даче». Он там жил, водил женщин. Пригласил каких-то малолеток, похвалившись, что это его дача, и что-то с ними сделал. Они в отместку дом и сожгли…

- На участке что выращиваете?

- Картошку, огурцы, другие овощи. Однажды огурцы так пошли, что пришлось соседям отдавать. Не пойду же я торговать!

- А готовить вы умеете?

- У меня юмореска есть на эту тему. В двух словах звучит так: жена куда-то ушла по делам, и я, горя желанием по хозяйству помочь, начал готовить, мыть полы, скоблить все. Вернувшись, супруга пришла в ужас и строго-настрого приказала: «Чтобы ты ничего больше по дому не делал! Если хоть раз возьмешься «помогать», мы с дочкой тебя оставим!» Я согласился, она усадила меня на диван и включила мне футбол.

499

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров