ПОИСК
Происшествия

«однажды папа сказал: «ты подрастешь, и я сделаю тебе ребенка. Но если родишь от другого мужчины, я тебя убью»

0:00 27 октября 2006
Ирина КОПРОВСКАЯ «ФАКТЫ» (Черновцы-Киев)
Благодаря невероятному мужеству и уникальной памяти 11-летней девочке удалось защитить себя от отца-насильника, истязавшего ее с 8-летнего возраста

Когда небольшой поселок в Черновицкой области облетела весть, что 40-летнего Ярослава Иванчука, местного бизнесмена и мецената, забрали в милицию по подозрению в изнасиловании малолетней дочери, люди стали собирать подписи в его защиту. Сельский голова от лица обитателей поселка заявил следователю: «Никогда не поверим, что Ярослав, который за собственные средства покупал инвалидам коляски, мог сотворить что-то подобное! Это порядочный человек, примерный отец!»

11-летняя Мирослава сама обратилась в милицию и рассказала, что отец… насилует ее с восьмилетнего возраста. Родитель же все отрицал, да так убедительно, что правоохранители поверили ему! Сотрудники прокуратуры недоумевали: неужели девочка оговорила отца? Зачем ей это понадобилось? Однако после первого же допроса Мирославы стало очевидно: она говорит правду. Жуткие признания пятиклассницы повергли в шок всех участников следственного процесса.

Из этических соображений я не называю место, где разворачивались события, имена героев этой истории также изменены.

«К концу допроса, задавая Мирославе вопросы, взрослые начали заикаться»

В апреле этого года, накануне Пасхи, в райотдел милиции пришла пожилая женщина с 11-летней внучкой. «Девочку три года насилует родной отец. Она просит, чтобы вы защитили ее», — выдохнула женщина и расплакалась. Выяснилось, что родители Мирославы живут в соседнем районе. По словам девочки, несколько месяцев назад они поссорились, дело дошло до развода. Но отец убедил маму вернуться к нему с детьми. Опасаясь, что отец снова будет ее насиловать, Мирослава убежала к бабушке и уговорила ее обратиться в милицию.

РЕКЛАМА

Заявление, написанное от имени 11-летней девочки, правоохранители передали в прокуратуру района, где проживала семья Мирославы. Районный прокурор и следователь сразу выехали в поселок, чтобы допросить родителя Мирославы — местного бизнесмена и отца четверых детей Ярослава Иванчука.

- Мужчина не отрицал: после недолгого разрыва они с женой снова стали жить вместе, — говорит следователь районной прокуратуры Игорь Дробко.  — Именно этим, по его словам, объяснялось обращение девочки в милицию. Мол, он восемь лет находился в тюрьме — отбывал срок за ограбление, а Мирослава росла с матерью. Поэтому дочь не может воспринимать его адекватно. Иванчук вел себя так спокойно, так уверенно говорил, что не поверить ему было невозможно.

РЕКЛАМА

Скорее всего, предположил следователь, дочь действительно невзлюбила отца, ревновала к матери. И оговорила его. Чтобы убедиться в своих догадках, Игорь Дробко направил Мирославу на осмотр к медицинскому эксперту. Заключение специалиста, подтвердившего факт изнасилования 11-летней девочки, стало основанием для задержания Ярослава Иванчука и возбуждения против него уголовного дела.

- Никогда не забуду допрос Мирославы, который длился четыре часа, — продолжает следователь.  — В кабинете находились мать девочки, педагог, психолог и гинеколог, как положено в таких случаях по закону (делается это для того, чтобы следственные действия не могли негативно отражаться на психике ребенка — Авт. ). К концу допроса, задавая ребенку вопросы, взрослые начали заикаться…

РЕКЛАМА

Из показаний Мирославы:

«Однажды, когда я училась во втором классе, отец сказал: «Придет время, когда я буду делать с тобой то же, что и с мамой»… Как-то он позвал меня в поле убирать с ним свеклу. Там, в поле, он расстелил на земле мешок и велел мне раздеться. Я испугалась и бросилась бежать. Отец догнал, ударил меня по спине и повалил на землю… По дороге домой я сильно плакала. Отец приказал никому не рассказывать о произошедшем: «Иначе я буду тебя сильно бить и скажу, что это все неправда. Ты знаешь, я могу сделать тебе очень плохо, если захочу»… Я молчала, но очень боялась того, что могу иметь ребенка. Слышала где-то, как одна девочка родила в восемь лет… »

Когда Мирослава давала эти жуткие показания, телефон прокуратуры разрывался от звонков из разных инстанций. Звонили даже из столицы, где у Ярослава оказалось немало влиятельных друзей: «Хлопцы, присмотритесь внимательней к ситуации. Иванчук невиновен»…

«Он стал подлавливать меня в кладовке или в сарае так, чтобы мама не видела»

Из показаний Мирославы:

«Отец постоянно искал возможность отправить маму из дому, чтобы остаться со мной наедине. Но это ему не всегда удавалось. Было такое, когда он два месяца ничего со мной не делал и поэтому ходил очень злой. Тогда он стал подлавливать меня в кладовке или в сарае так, чтобы мама не видела. Однажды попытался сделать это со мной утром прямо в доме, пока я собирала книги в школу. Но я сообразила крикнуть: «Мама идет!», он испугался и отступил…

Один раз отец предложил мне сделать это с ним за пять гривен. Я отказалась. Тогда бросился на меня с кулаками… Каждый раз во время этого отец бил меня или душил. Когда он бил меня в плечи или в грудь, мне становилось тяжело дышать, и я не могла сопротивляться… Однажды он очень сильно ударил меня в живот. С тех пор живот болит, даже если я просто к нему прикасаюсь».

По признанию Мирославы, родитель принуждал ее, говоря языком милицейского прокола, к разным извращенным формам сексуальных отношений. Чтобы читатель мог представить себе весь ужас того, что приходилось выносить девятилетней девочке, расскажу малоприятную подробность. Как показала экспертиза, детородный орган Ярослава Иванчука имел неестественно большие размеры. Оказалось, что, находясь в тюрьме, мужчина вживил в него специальный пластиковый имплантат. Эта мини-операция довольно популярна среди заключенных: по их мнению, увеличенное таким путем достоинство буквально сводит женщин с ума.

Из показаний Мирославы:

«В третьем классе я начала хуже учиться… Часто, когда я думала о том, что со мной делает отец, я плакала и у меня поднималась температура. Меня тошнило, я рвала. Но я боялась сказать маме, потому что отец меня сильно бил… »

Однажды девочка наотрез отказалась идти в школу. Мать попыталась выяснить причину. Мирослава разрыдалась: «Папа уже три года меня насилует, а сегодня в школе будет медосмотр!»

- Я часто спрашивал Наталью, мать Мирославы, почему она, зная об отношениях мужа и дочери, не сделала ничего, чтобы защитить ее, — говорит следователь.  — Женщина плакала, призналась, что невероятно любила мужа. Однако после того случая в семье стали возникать частые ссоры. Вскоре Наталья забрала детей и ушла жить к матери. Чтобы досадить жене, Ярослав развелся с ней, а дом и машину переписал на брата. Но потом таки уговорил Наталью вернуться к нему.

Думаю, мать плохо представляла, что на самом деле происходило между дочерью и мужем. Когда Мирослава при ней стала рассказывать шокирующие подробности, с Натальей случилась истерика. В тот день я не смог ее допросить: от пережитого шока женщина потеряла дар речи.

«Таких подследственных у меня еще не было: воспитанный, культурный, невероятно грамотный»

Чтобы понять, почему Наталья так любила своего мужа, что готова была простить ему насилие над дочерью, почему за него ручались высокопоставленные чиновники, а односельчане собирали подписи в его защиту, нужно объяснить, насколько неординарная личность Ярослав Иванчук.

- Таких подследственных у меня еще не было: воспитанный, культурный, невероятно грамотный, начитанный, интеллигентный! — искренне восхищается Ярославом Игорь Дробко.  — Прибавьте к этому обаяние и врожденный ум и поймете, почему вначале мы были склонны верить именно ему, а не пострадавшей девочке. Он убедил в своей невиновности практически всех! И это при том, что за плечами этого человека была яркая криминальная история и восемь лет колонии строгого режима…

В середине 90-х годов Ярослав Иванчук работал водителем в одном из госучреждений. Времена были нестабильные, и жалованье сотрудникам учреждения задержали аж на пять месяцев. Но 28-летний Ярослав придумал, как наказать нерадивых руководителей и получить все причитающееся ему сполна. Он разработал план ограбления собственного предприятия! Ночью Иванчук вместе с братом проникли на территорию учреждения, жестоко избили сторожа, после чего взорвали наружную стену здания конторы. Оттуда преступники вытащили сейф, в котором хранился… миллион гривен! По тем временам сумма фантастическая!

Ограбление было продумано до мелочей: сыщики не могли выйти на след злоумышленников более полугода. Разумеется, пока их искали, братья тратили деньги в свое удовольствие: дорогие машины, рестораны, женщины… Тогда же Ярослав и познакомился с 23-летней Натальей.

О том, что девушка ждет ребенка, Ярослав узнал, находясь уже в следственном изоляторе. Незадолго до этого он проговорился о похищенном сейфе знакомому. Тот оказался тайным милицейским осведомителем. Так, собственно, и было раскрыто одно из самых дерзких ограблений, совершенных на Буковине в конце прошлого века.

Поскольку во время ограбления сторожу были причинены серьезные увечья, суд приговорил Ярослава к тринадцати годам заключения. Уже будучи в тюрьме, он сочетался браком с Натальей. Тот факт, что жених оказался преступником, на чувства девушки нисколько не повлиял. Она навещала мужа в тюрьме каждые три месяца — такая частота свиданий с родственниками установлена законом. Досрочное освобождение Ярослава было организовано опять же усилиями его супруги. Наталья постоянно ходатайствовала о смягчении наказания, и прошение было удовлетворено. Отбыв немногим больше половины назначенного срока, Ярослав Иванчук оказался на свободе.

Вернувшись домой, мужчина впервые увидел своих детей: семилетнюю Мирославу и трехлетнего Мишеньку. К чести Ярослава надо сказать, он с первых же дней стал рьяно заботиться о благополучии семьи. Отправился на заработки за границу, где за короткий срок скопил немалую сумму. На эти средства выстроил большой дом, купил автомобиль и занялся бизнесом. В течение двух лет в семье появилось еще двое детей…

Из показаний Мирославы:

«Когда я училась в пятом классе, отец сказал: «Ты подрастешь, и я сделаю тебе ребенка. Но если ты будешь иметь ребенка от другого мужчины, я тебя убью».

Дела шли успешно, и вскоре Ярослав Иванчук стал известной личностью в родных местах. Односельчане любили его за отзывчивость. Ради блага людей бизнесмен часто жертвовал собственные средства, принимал активное участие в жизни родного поселка. Удачливый предприниматель, заботливый отец, примерный гражданин… Кто поверил бы, что он может оказаться насильником и извращенцем?

«Да вы с ума сошли! Иванчук невиновен!» — утверждал психиатр с 30-летним стажем

- Мне было невероятно сложно расследовать этот случай, — признается следователь.  — Я видел, что Мирослава не врет. Такое невозможно придумать! Но когда беседовал с ее отцом, тот приводил столько аргументов в свою пользу, что приходилось верить ему…

Да что следователь, Ярославу удалось обвести вокруг пальца даже психолога-психиатра, известного в Черновцах специалиста с 30-летним стажем работы! После трехчасовой беседы с подозреваемым мужчина позвонил следователю: «Да вы с ума сошли! Он невиновен!» Однако на следующий день, когда специалист побеседовал уже с самой девочкой, покаялся: «Как же я мог так ошибаться?!»

Отбывая наказание за ограбление, Иванчук досконально изучил Уголовный кодекс… И, зная все нюансы законодательства, выстроил стратегию своей защиты. Одним из аргументов, которые он выдвигал, был тот факт, что судебные эксперты обнаружили у него давнее венерическое заболевание: «Я болею этим уже год. Если я насиловал свою дочь, значит, она тоже инфицирована». Но Мирослава была здорова, и папаша это знал.

Следствию предстояло доказать, когда и каким путем заразился мужчина. И что же выяснилось? Иванчук, страдавший гиперсексуальностью, имел около десятка любовниц! Некоторые партнерши были замужними дамами и, понятно, рассказывать о сексуальных похождениях было не в их интересах.

- Когда я объяснил этим женщинам, для чего нужны их показания, они были шокированы, — вспоминает Игорь Дробко.  — Оказалось, что венерической болезнью Ярослава за четыре месяца до его задержания заразила одна из любовниц. В это время Мирослава жила с матерью у бабушки и контактов с отцом не имела.

Расследование этого сложного дела длилось шесть месяцев: возникало много спорных моментов. Основная трудность заключалась в том, что Иванчук полностью отрицал свою вину. Все обвинение базировалось исключительно на показаниях его 11-летней дочери.

- Именно благодаря Мирославе дело дошло до суда,  — утверждает следователь.  — Во время расследования она проявила невероятное мужество и силу духа. Вы и представить не можете, что ей пришлось пережить, чтобы доказать правоту своих слов. Чего стоило перенести только экспертизы, когда ее осматривали по шесть специалистов сразу, фотографировали гениталии, вслух комментировали увиденное… Такое не всякая взрослая женщина выдержит, а она терпела, сцепив зубы! А как Мирослава давала показания, как терпеливо повторяла свои слова снова и снова! Мы ни разу не видели ее слез, не слышали жалоб. Волевыми качествами девочки восторгались прокуроры, эксперты, судьи…

Следователь был потрясен, узнав, какую роль играла Мирослава в семье. Пока отец с матерью занимались бизнесом, все хозяйские заботы несла на своих хрупких плечиках старшая дочь. В девять лет Мирослава уже умела печь хлеб, готовить обед, справлялась с газовой колонкой, обстирывала всю семью, ухаживала за домашним скотом. Кроме того, в ее обязанности входило присматривать за младшими детьми. При этом девочка училась в школе на отлично. Поскольку дома не было времени, Мирослава готовилась к урокам на переменах! Учителя рассказывали, что за счет феноменальной памяти девочка усваивала сложнейший материал за считанные минуты.

- Необычайная память девочки помогла ей доказать вину отца, — продолжает Игорь Дробко.  — Удивительно, но она до мельчайших подробностей воспроизвела картины местности, где насиловал ее отец. К примеру, запомнила, что однажды их видел вместе случайный прохожий, и смогла описать этого мужчину. В другой раз вспомнила, как несколько лет назад отец, увидев ее подружку, заявил, что хотел бы забавляться с ними двумя. Мирослава поделилась с подругой. Девочка, которую я допросил в присутствии педагога, подтвердила слова Мирославы и добавила, что, хотя слова одноклассницы не выходили у нее из головы, она никому об этом не рассказывала.

Мирослава призналась следователю, что, несмотря на все… любит своего отца, что очень радовалась, когда он вернулся домой из тюрьмы. По словам девочки, она понимала, что если заявит на отца в милицию, семья останется без кормильца. Но когда мать вновь сошлась с отцом, у нее лопнуло терпение — поняла, что если не защитит себя сама, этого не сделает никто. «Я не хочу, чтобы отца осудили или убили, — говорила девочка следователю.  — Хочу только, чтобы он оказался очень далеко от меня. Так далеко, чтобы никогда не смог меня найти… »

- Я пытался выяснить: почему Ярослав испытывал страсть к дочери? Где кроются корни этой связи? — говорит Игорь Дробко.  — Психиатрическая экспертиза не нашла у него никаких отклонений и признала вменяемым. Психологи предположили, что причина его поведения — психическая травма, полученная в детстве. Возможно, когда-то Иванчука унизила или уязвила девочка младшего возраста. Я беседовал со всеми членами его семьи, но ничего подобного они не припомнили.

Наблюдая за поведением подследственного, Игорь Дробко пришел к выводу: мужчина, скорее всего, по-настоящему был влюблен в собственную дочь. По словам близких, целый год после возвращения из тюрьмы Ярослав часто подолгу наблюдал за семилетней девочкой. Что его так в ней завораживало? Возможно, собственное отражение… Мирослава — точная папина копия: карие выразительные глаза, яркие черты лица, такой же тип телосложения. От родителя она унаследовала уникальную память, врожденный ум, волевые качества. Передалось ей и обаяние отца: мужчины — участники следственного процесса признавались, что испытывали необычайную симпатию к девочке.

- Следственный процесс, по сути, стал противостоянием двух равноценных, сильных личностей, — убежден Игорь Дробко.  — И победителем из этого поединка вышла Мирослава. На последнем допросе Ярослав держался по-прежнему невозмутимо. Когда я озвучил показания его дочери, даже бровью не повел. Но когда Иванчук выходил из кабинета, я увидел в его глазах слезы. Думаю, в тот момент он осознал, что проиграл.

Суд приговорил Ярослава Иванчука к одиннадцати годам лишения свободы, а в качестве моральной компенсации обязал его выплатить матери Мирославы тридцать тысяч гривен.

По окончании судебного процесса Мирославу забрала к себе бабушка. Там, где теперь живет девочка, о ее прошлом не знает никто. Чтобы не заставлять Мирославу вновь переживать те страшные события, я не стала ее разыскивать. Из этических соображений не тревожила и ее мать. Семья осталась жить в том же поселке, и здесь не скоро забудут о произошедшем. История по-прежнему будоражит умы земляков Иванчука. Многие уверены, что он осужден… несправедливо.

P. S. За содействие, оказанное при подготовке материала, «ФАКТЫ» благодарят пресс-секретаря прокурора Черновицкой области Александра Лебедя.

151991

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров