«среди остатков итальянской галеры, сгоревшей и затонувшей у берегов крыма в 1277 году, мы нашли клад серебряных монет»
«Генуэзцы высадили на берег пизанских купцов, за которых надеялись получить выкуп, а их судно подожгли»
- Как вам удалось разыскать старинный манускрипт, в котором говорится об обстоятельствах гибели галеры? — спрашиваю руководителя Центра подводной археологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко кандидата исторических наук Сергея Зеленко.
- Документ хранился в архиве старинных рукописей итальянского города Генуи. Значительная часть этого собрания опубликована, что и дало мне возможность, не отправляясь в дорогостоящую командировку в Италию, заняться поисками. Почему я обратился к документам города-республики Генуи? Подавляющее большинство его жителей в средневековье занималось торговлей на побережьях Средиземного и Черного морей. В Крыму генуэзцы основали много поселений. Остатки их крепостей сохранились в Балаклаве, Судаке, Феодосии. Генуэзцам не помешал даже захват полуострова монголо-татарами: торговцы от них откупились. Когда мы приступили к подводным раскопкам и по найденным предметам — посуде, амфорам, венецианскому стеклу, монетам — определили, что перед нами остатки средневекового торгового корабля, то сразу предположили: галера принадлежала жителям Генуи. Но ошиблись. В манускрипте указано место (бухта напротив современного поселка Новый Свет), где 14 августа 1277 года затонула галера купцов из итальянского города-республики Пизы.
- Почему вы считаете, что нашли именно тот корабль, о котором сказано в документе?
- Стопроцентной уверенности нет. Однако обломков других итальянских кораблей XIII века в этой бухте мы не обнаружили. Из манускрипта известно, что между экипажами генуэзского и пизанского суден вспыхнула ссора. Это было еще по пути в Крым, в Константинополе (ныне Стамбул). Затем корабли вновь встретились — уже у крымского побережья, и те, кто на них плыл, миром конфликт уладить не смогли, завязался морской бой. Генуэзцы оказались сильнее. Они высадили пизанских торговцев на берег (за них можно было получить выкуп), а галеру с грузом подожгли. На морском дне мы нашли целые стопки посуды, покрытые сажей. Это, кстати, еще одно доказательство того, что в манускрипте идет речь о «нашей» галере. Главной причиной ссоры, похоже, стала конкуренция между генуэзскими и пизанскими купцами. Генуя в те времена почти полностью контролировала торговые пути по Черному морю и не желала уступать их чужакам.
- Как называлась сгоревшая галера?
- Тогда у итальянских купцов, вероятно, не было традиции давать кораблям имена. По крайней мере, в нотариальных договорах (их итальянцы заключали перед каждым плаванием) названия кораблей не записывали, указывали только имя капитана и его материальную ответственность за груз. Кстати, кораблекрушения с торговыми судами случались очень редко: моряки старались не рисковать.
«На двух обломках амфоры арабской вязью нацарапаны мусульманские имена Махмуд и Васаид»
С Сергеем Зеленко мы заходим в музей университета, где в конце сентября открылась выставка вещей, найденных среди остатков пизанской галеры. Первое, что бросилось в глаза, — прозрачные емкости с водой, в которых находятся обломки амфор и деревянные части корабельного такелажа.
- Несмотря на то что эта амфора пролежала на дне моря более 700 лет, в ее горлышке сохранилась пробка, — объясняет Сергей Зеленко. — Она сделана из сосновой коры. Если хранить пробку в воздушной среде, она вскоре рассохнется и превратится в труху. Поэтому мы держим ее в пресной воде — это еще лучше, чем в морской. Пробка по краям залита битумом — чтобы плотнее прилегала. Кстати, битум, который получали из нефти, генуэзцы везли в Европу из Крыма. Нефть использовали как одну из составляющих греческого огня (его еще называют напалмом средневековья), который практически невозможно было потушить. Напомню, флотилию киевского князя Игоря византийцы сожгли именно греческим огнем. А нефть в те времена в Крыму добывали с поверхности некоторых озер, куда она просачивалась из-под земли. Для этого брали овечьи шкуры, собирали ими нефть, а затем выжимали овчину над емкостью.
- Удалось ли найти предметы из драгоценных металлов?
- Мы обнаружили клад серебряных трапезундских монет. Вероятно, деньги находились в кошельке, но он уже давно сгнил или же его съели обитатели моря. Монеты лежали под слоем песка недалеко друг от друга. Нашли еще и восточные деньги с надписями арабской вязью. А на двух обломках амфоры вязью нацарапаны мусульманские имена Махмуд и Васаид. Наверняка так звали владельца того, что хранилось в сосуде, ведь итальянские купцы торговали со своими иноземными коллегами независимо от их вероисповедания: коммерция есть коммерция.
Чтобы знать, что находится в каждой из амфор (вино, оливковое масло или ладан), купцы ставили на них условные знаки — граффити (найдено много обломков с такими значками). Воду для экипажа перевозили в трехсотлитровых глиняных пифосах. А самой дорогой частью груза была столовая посуда тонкой работы, которую везли на продажу. Это керамические тарелки из красной или белой глины, поверхность которых расписана орнамен-тами и покрыта тончайшим слоем стеклоподобного лака. Эта коллекция ныне самая богатая в Европе. Интересно, что среди остатков корабля найдено много костей коров, овец и свиней. Животных брали на корабль живыми, а потом резали.
- Пока раскопана лишь небольшая часть корабля, — продолжает Сергей Зеленко. — Его корпус почти не сохранился, есть лишь фрагменты деревянной обшивки и ржавые гвозди. Работы хватит на несколько лет, ведь под пизанской галерой находятся остатки еще одного корабля, затонувшего, предположительно, в X веке. Со временем мы хотим организовать в том месте подводный археологический музей. Посетители будут спускаться к нему в аквалангах.
Практически все вещи мы обнаружили, расчищая дно, ведь то, что лежало сверху, растащили самодеятельные искатели предметов старины, — продолжает ученый. — Галера находится недалеко от берега на относительно небольшой глубине — 12 метров. Поэтому о россыпях древних вещей узнали еще в 1960-е годы. С тех пор аквалангисты наведывались в то место чуть ли не ежегодно. Но разобраться, откуда возле поселка Новый Свет взялись средневековые вещи, удалось только когда мы стали исследовать объект.
По словам Сергея, изучение того, что осталось от галеры, имеет статус украинско-французского проекта. Коллеги из-за рубежа проводят экспертизы предметов, поднятых с морского дна. На минувшей неделе приезжала специалист из Франции, чтобы взять небольшие кусочки старинной посуды и амфор. Она будет исследовать образцы в своей лаборатории, чтобы выяснить, где были изготовлены вещи и какие продукты хранились в сосудах.
- Француженка приехала в Киев за собственные деньги, — говорит Сергей, — хотя, согласно двустороннему соглашению, оплатить командировку должно было Министерство образования и науки Украины. Оно обязалось взять на себя и расходы по проведению подводных раскопок. Но денег от министерства мы до сих пор не получили, поэтому организовали экспедицию за свой счет в надежде, что затраты нам компенсируют. Пока от сотрудников министерства только слышим обещания. А речь идет об относительно небольшой сумме — 14 тысяч гривен. Мы рассчитывали поднять этот вопрос на открытии выставки, в котором участвовал посол Франции в Украине. Но никого из сотрудников министерства, находящегося, кстати, в трех минутах ходьбы от университета, на открытии не было.
729Читайте нас в Facebook