Коллекционер антикварных автомобилей алексей соколов: «фары и крышечку бензобака для кабриолета марки «испана-сюиза» я нашел В аргентине, а зеркальце заднего вида в японии»
Коллекция столичного собирателя раритетных авто Алексея Михайловича Соколова, о которой «ФАКТЫ» писали в прошлом году, пополнилась еще двумя машинами — первой советской легковушкой «Эмка» и кабриолетом тридцатых годов марки «Испана-Сюиза» (работа над ним велась в течение последних пяти лет). Коллекционер надеется, что на приближающемся всеукраинском фестивале антикварных автомобилей его экспозиция будет самой многочисленной — Соколов планирует выставить четыре машины и один мотоцикл
Российский бизнесмен приобрел двухместный «Мерседес» тридцатых годов за три с половиной миллиона евро
Богачи прежних времен знали толк в роскоши. Огромная, как теплоход, «Испана-Сюиза» длиной около шести с половиной метров по размерам превосходит любой нынешний суперлимузин вроде «Майбаха» или «Роллс-Ройса». Даже колеса на машину пришлось устанавливать от джипа: таких больших покрышек для легковых автомобилей современная промышленность не выпускает. Запчасти для кабриолета коллекционер разыскивал по антикварным автомагазинам всего мира.
- В Аргентине рынок антиквариата просто фантастический, — рассказывает Алексей Михайлович. — Видно, туда еще недобитые фашисты свезли много редких автомобилей. Кроме того, войн в Аргентине почти не было. В Украине эти детали — ручки, крышечка бензобака, огромные фары — обошлись бы мне минимум в пять-десять раз дороже. Правда, за перевес багажа пришлось заплатить столько Эх, если бы моя жена не читала газеты, я бы вам назвал сумму
Механизм, поднимающий крышу «Испаны-Сюизы», пришлось позаимствовать у другого кабриолета немецкой марки «ДКВ». Машину 1934 года коллекционер купил специально на запчасти Сложнее всего было достать для раритетного автомобиля выбрасывающиеся флажки поворотов: найти оригинальные не удалось. Пришлось обращаться к нашим умельцам.
Ехать в «Испане-Сюизе» все равно что путешествовать в салоне двухэтажного мерседесовского автобуса. Плавное покачивание — это все, что напоминает о дороге. Алексей Михайлович выезжал на кабриолете из гаража всего два раза: первый — на выставку, второй — пофотографироваться для «ФАКТОВ». Выезжать в город на этом автомобиле небезопасно. Боковых зеркал заднего вида у «Испаны-Сюизы» нет — в тридцатые годы они считались лишними. А центральное боковое зеркальце, привезенное коллекционером из Японии, очень крохотное. Ремней безопасности нет.
Между тем аварии антикварных машин не такая уж редкость. Совсем недавно из США пришла ужасная новость: владелец раритетного автомобиля марки «Дюсенберг» (Duesenberg) 1929 года выпуска стоимостью около полутора миллионов долларов выехал прокатиться на нем вместе с женой и восьмилетней дочерью, и на перекрестке в него врезался «Вольво». Вся семья коллекционера погибла на месте. Водитель «Вольво» не пострадал.
Кстати, очередной автомобиль для своей коллекции Соколов планирует заказать именно в Штатах.
- Скорее всего, это будет «Форд» начала прошлого века, такой, на котором ездили гангстеры, — говорит Алексей Соколов. — Думаю, он обойдется мне дешевле, чем этот кабриолет: вместе с доставкой из США автомобиль стоит меньше 50 тысяч долларов. Проблема только в том, что ввоз в Украину машин старше восьми лет запрещен
Удивительно, но антикварные автомобили стоят в США совсем не так дорого, как можно было бы предположить. К примеру, за столетний «Фиат» 1905 года выпуска просят 150 тысяч долларов, а за шикарный «Кадиллак» 1938 года — 20 тысяч. Однако цену машины определяет даже не ее возраст, а уникальность. Последняя нашумевшая автомобильная сделка в Европе — приобретение российским бизнесменом (его имя держится в тайне) на выставке в Штутгарте двухместного коллекционного «Мерседеса» конца тридцатых годов за три с половиной миллиона евро. Таких машин было выпущено всего пять, и лишь одна из них сохранилась до сегодняшнего дня. Поспорить с таким ценным авто на просторах бывшего СНГ могут разве что уцелевшие «ленинские» автомобили, которыми пользовался вождь мирового пролетариата. Хотя Владимир Ильич был довольно незадачливым автомобилистом
Первый «ленинский» автомобиль украла пожарная охрана Смольного, чтобы потом продать машину финнам
Началось все с того, что в 1910 году Ленин ухитрился угодить под машину. Катаясь по Парижу на велосипеде, он столкнулся с автомобилем какого-то французского виконта. Ильич «отделался легким испугом». Он писал в письме к своей сестре: «Ехал я из Жювизи, и автомобиль раздавил мой велосипед (я успел соскочить). Публика помогла мне записать номер, дала свидетелей. Я узнал владельца автомобиля (виконт, черт его дери) и теперь сужусь с ним через адвоката Надеюсь выиграть». Знала бы эта «публика», кому помогает! В следующем письме Ленин продолжает: «Погода стоит такая хорошая, что я собираюсь взяться снова за велосипед, благо процесс я выиграл и скоро должен получить деньги с хозяина автомобиля».
После победы Октябрьской революции Ильич и сам становится автомобилистом. Из царского гаража вождю достались три роскошные машины, да и возил его бывший царский водитель Степан Казимирович Гиль. Почти сразу же Ленина начали преследовать неприятности. Не прошло и двух недель, как очень дорогой, ручной работы автомобиль, на котором он ездил, угнали прямо у Смольного, пока Гиль ходил обедать. Ильич расстроился. Поиски машины были поручены Гилю как недосмотревшему за социалистическим имуществом. Правда, через три дня машина нашлась в сарае на окраине города. Оказалось, ее украли пожарные из охраны Смольного. Угонщики собирались переправить роскошную машину в Финляндию и продать.
Царские автомобили постепенно приходили в негодность, и Ленин вынужден был часто менять машины. В 1919 он пользовался «Рено» и однажды решил съездить на нем в Сокольники проведать заболевшую Крупскую. По дороге машину остановили вооруженные люди — банда Яшки Кошелька. Вождь пролетариата возмущенно предъявил им свое удостоверение: «Товарищи, в чем дело? Я — Ленин!» Яшка Кошелек лишь ухмыльнулся: «Да хоть апостол Павел, выходи и выворачивай карманы». На Ильича наставили наган, всех вытолкали из машины, бандиты сели в бывший царский «Рено» и уехали. У охранника Ленина потом спрашивали, почему он не стрелял в гоп-стопщиков. Тот отвечал, что в руках у него был бидон с молоком для Крупской. Бросить его он не мог — молоко в замерзшем Петрограде было вещью супердефицитной. Самое смешное, что угнанный «Рено» потом разыскали, но губисполком Ленину его не вернул — уж очень приглянулась машинка местным товарищам.
До наших дней дошли лишь два автомобиля Ленина марки «Роллс-Ройс». Первый остался в Горках и хорошо сохранился. Второй же в начале тридцатых годов попал в Крым, где на нем, говорят, катался председатель рыбколхоза. В 1939 году машину вернули в музей (хотя многие эксперты считают это авто фальшивкой). Интересно, что в 1960 году фирма «Роллс-Ройс» прислала в Советский Союз «метрику» автомобиля. В ней было указано имя мастера, собравшего машину, а также то, что «7,5-литровый мотор автомобиля развивает мощность в 72,5 лошадиные силы. Расход топлива — 4,5 литра на 13 километров пути при скорости 20 км/час и трех пассажирах». Десять лет назад «Роллс-Ройс» краном вытащили из окна музея. След его затерялся: одни говорят, что машина хранится в запасниках, другие — что продана. В любом случае, стоимость «ленинского» «Роллс-Ройса» может исчисляться миллионами долларов
816Читайте нас в Facebook