«все наши мечты переехал тот злосчастный бмв — и дом, и качалку, и стрекоз!.. »
Людмила ТРИБУШНАЯ «ФАКТЫ» (Херсон)
«Если на этом участке дороги поставить кресты в память о погибших, то не останется места для проезда»
День роковой аварии, а это 29 февраля, в календаре нынешнего года отсутствует, равно как и глаголы прошедшего времени в сочетании с именем мужа в лексиконе Светланы, 25-летней вдовы Александра Береша. Она до сих пор говорит: «Саша любит ходить вот по той улочке». Исключение делает разве что в официальной переписке
«Я почти весь этот год провела в Киеве, обивая пороги правоохранительных органов, однако слышу лишь отговорки. Следственное управление ГУ МВД Украины расследует уголовное дело — 20-3353 так, что теряешь всякую надежду довести его до суда. Сложилось впечатление, что справедливому разбирательству мешает одно обстоятельство, а именно то, что в дорожном происшествии участвовал автомобиль с номерами Верховной Рады. Но неужели даже смерть выдающегося спортсмена — обладателя Кубка мира, абсолютного чемпиона Европы, двукратного призера Олимпийских игр не способна отменить в нашем государстве «телефонное право»? Неужели мой муж, не раз прославивший Украину тем, что поднимал ее флаг на наивысшие спортивные вершины, не заслужил, чтобы его жену не гоняли по чиновничьим кабинетам, а миллионы его болельщиков узнали правду о его смерти?»
Таких писем Светлана отправила много: Генеральному прокурору, бывшему министру внутренних дел Украины, в другие высокие инстанции. Ответ всегда один и тот же: «Ваше звернення надїслано за належ-нїстю на розгляд, про прийняте рїшення вас повїдомлять».
- Когда вы говорите «узнать правду о смерти мужа», что на самом деле имеете в виду? — спрашиваю Светлану.
- Понимаете, если у вас есть официальное подтверждение того, что в день аварии в Киеве, где произошло столкновение, стоял туман, моросил дождик, дорога была скользкой, то возникает вопрос: разве можно в условиях малой видимости нестись по дороге с запредельной скоростью? Трассологические экспертизы подтверждают, что джип, в котором ехала дочь вице-спикера парламента Адама Мартынюка, буквально летел по Столичному шоссе. Между тем Сашу еще не успели похоронить, а одно из первых лиц государства уже комментировало происшествие в теленовостях буквально так: скорость движения на трассе не ограничена, и именно Береш ответственен за то, что на своем «Пежо» не пропустил БМВ-740, двигавшийся по главной дороге. Еще не было экспертиз, еще никто толком не расследовал обстоятельств ДТП, а миллионам людей уже сказали: прав тот, кто сидел за рулем машины Верховной Рады. Правоохранители намек поняли. Не обвиняю следователей, многие из них хотят честно сделать свое дело. Но не могут! Да, Саша выезжал с второстепенной дороги, но если бы водитель джипа не нарушил дорожные правила, разве произошла бы авария? Саша мертв, обвинений в свой адрес он не может отвести, и поэтому этим занимаюсь я. Поверите, моему удивлению не было границ, когда сразу после похорон я принялась искать в столице защитника: во всех адвокатских конторах мне отвечали отказом! Не догадываетесь почему? В ДТП участвовала машина со спецномерами, значит, дело заведомо проигрышное Мы с друзьями мужа на месте его гибели установили небольшой обелиск, на нем такие слова: «Нет, перед смертью мы не все равны, она упорно лучших выбирает». Частенько там бываю, постою, поплачу. Ко мне то и дело подходят люди, сочувствуют. Если бы, говорят, все поставили здесь кресты в память о близких, чьи жизни унесла эта дорога, то не осталось бы места для проезда. Что же делает этот участок таким гиблым? Думаю, не в последнюю очередь то, что у нас до последнего времени можно было объезжать закон на джипах. Как я надеюсь, что это изменится!
«Я всегда знала, спортсменом какой величины был мой муж, но только в Афинах по-настоящему это ощутила»
В канун приезда Сашиных друзей Херсон засыпало снегом и город превратился в белую сказку.
- Это Саша так всех встречает, — уверена Света. — Это его привет нам оттуда.
Женщина говорит, что за год привыкла к таким подаркам мужа.
- Мы встретились с Сашей, когда мне не было еще семнадцати, да и ему не намного больше, — вспоминает Света. — Он уехал от мамы в десять лет, рос в спортивном интернате, где было набраться светского лоска? Буквально сразу после знакомства я возьми и брякни: «Кто же так ухаживает, или нет двух рублей купить девушке цветочек?» Как его это задело! Потом всю жизнь он приносил мне цветы по поводу и без повода. Когда приезжал домой, в проеме двери сначала появлялся букет роскошных роз. Если я к нему прилетала, а он не мог встретить, цветы все равно ждали меня в его комнате. А в этот год без него Знаете, жизнь стала невыносимой, какие там цветы! Тем не менее в день моего рождения приехал Леонид Барбин, директор Херсонского высшего училища спортивного мастерства (Саша вырос там) и привез охапку роз — именно таких, какие мне всегда дарил муж: темно-бордовых, на длинных ножках. И бутылку красного шампанского в придачу — я обожаю его. Что бы ни происходило, как бы у нас ни складывались обстоятельства, а красное шампанское и эти розы были в мой день обязательными атрибутами праздника. Я изумилась: «Откуда вы узнали?» А гость божится: мол, случайно вышло. Вы верите в такие совпадения? Это ведь он, Саша, прислал мне подарки оттуда! Космической почтой!..
- И такое происходит постоянно, — продолжает Светлана. — Минувшим летом я с нашей олимпийской командой за свой счет поехала на Игры в Афины, хотела поддержать ребят, ведь потеря капитана всех в сборной выбила из колеи. Когда мы с Сашей стали жить вместе, он еще не был знаменитым, а потом материальные мотивы, беременность, маленький ребенок держали меня дома, так что для меня Олимпиада — это впервые. И вот сидим с женой Игоря Коробчинского, тренера гимнастов, на трибуне, переживаем — наших мальчишек преследует неудача за неудачей. И я говорю Инне: сегодня приснился Саша, подошел, обнял меня за плечи и успокаивает: «Не переживай, у нас победа будет — у Валеры Гончарова». Решили Валере об этом не говорить, ведь «золото» уплывало, он был расстроен падением с перекладины. Этот снаряд Берешу всегда удавался, перекладина — его конек, и Валера невесело шутил: мол, не уступил он ее мне даже мертвый. Медалей на самом деле ждали от каждого, ведь наша команда гимнастов очень сильная, но удача отвернулась. И тут Валера берет «золото» на брусьях! Через четыре дня после подсказки моего Саши «оттуда»! Мы Гончарову сказали, конечно, про небесный привет, а он в ответ: я знаю, что Сашина душа сейчас тут, в Афинах, где же ей еще быть?
- У Саши много друзей в разных странах, — улыбается Света. — Некоторых я знаю, но в Афинах ко мне подходили совсем незнакомые спортсмены, я не успевала отвечать на приветствия. Такое ощущение, что весь мир его не просто знал, а обожал. Перед самой Олимпиадой в Греции, на чемпионате Европы, куда муж уже не поехал, во время финального чествования гимнастов-победителей высшую ступеньку пьедестала оставили пустой, положив на нее цветы для Саши, в знак того, что «золото» в этом виде спорта по праву принадлежит ему. Весь зал встал, спортсмены плакали. Мой телефон в тот день не умолкал, казалось, весь мир пытался дозвониться в Херсон. Знаете, гимнастическое сообщество особое: вот, скажем, с россиянином Лешей Немовым супруг всегда соперничал, а в жизни они были, как братья. Мы с Сашей гуляли на его свадьбе. И в Афинах я почувствовала на себе это братство сполна: меня многие видели впервые, а выказывали такое уважение, словно я английская королева. Да, я понимала, что это все не мне, а Саше, но тем не менее
Светлана недавно получила почтовое извещение на посылку, отправилась на почту и растерялась.
- Мне показали не обычный посылочный ящик, а огромную картонную коробку, которую два мужика только и смогли поднять, — рассказывает Светлана. — Это оказались подарки для нашей малышки от совсем незнакомой американки по имени Шелл. Она писала, что мужа моего не знала, видела его только по телевизору, но смерть талантливейшего спортсмена ее потрясла, и она хочет хоть как-то поддержать его семью. Валерочке, которой два с половиной годика, этих одежек хватит лет до тринадцати.
Зияющую пустоту жизни вряд ли можно чем-то наполнить, прикрыть подарками, хотя они и поддерживают, греют душу, отвлекают от горя. Светлану тронуло то, как украинская команда канала «1+1», которая приняла участие в телевизионной игре «Форт Буаяр» (звезды шоу-бизнеса, телевидения и спорта), часть своего французского выигрыша прислала в Херсон — в подарок маленькой Лерочке.
- Сашины друзья нянчатся со мной уже год, — утверждает Света. — Стоит приехать по делам в Киев, они тут как тут — готовы поселить у себя, водить по театрам, концертам, ресторанам. Лиля Подкопаева пригласила к себе на свадьбу, она постоянно старается вытянуть меня куда-то, чтобы мне не было так одиноко, но разве мое одиночество кто-то может развеять?
«Мамочка, не плачь, папа все равно уже не приедет»
Человек, перед которым вставали многотысячные дворцы спорта, не уставал повторять своей женушке, что по-настоящему любящая женщина — это бывает еще реже, чем в гимнастике сногсшибательно гениальный кульбит. Ничего более надежного, дающего способность мужчине делать что-то настоящее, просто нет. Именно поэтому, говорил Александр Береш, у меня все получается.
- Только так считается, что мы прожили вместе семь лет, — вздыхает Светлана. — На самом же деле — какие-то минуты, в лучшем случае дни. Может, поэтому мы и дрожали над ними, как скупец над грошем. Все мечты начинались со слов «когда уйду из большого спорта». После Афин Саша думал поставить точку в своей спортивной карьере. Обещал, что мы построим дом над Днепром в Херсоне, посадим сад, он будет там сидеть в кресле-качалке с длинной сигарой, укутав ноги пледом, в кронах яблонь будут летать медленные стрекозы, я принесу ему кофе, на траве у его ног будут ползать наши дети Все наши мечты переехал тот злосчастный БМВ — и дом, и качалку, и стрекоз! Какая-то из газет после Сашиной смерти назвала рассказ о нем так: «Жизнь, отложенная на потом». Разве могли мы тогда знать, что «потом» уже никогда не будет?! Что жизнь должна быть прежде дел? Эта мудрость была нам не по летам.
- Когда я смотрела на Сашу и Свету, — размышляет Зинаида Васильевна, мама Светланы, — всегда изумлялась: это не были отношения двух взрослых людей. Тогда что же? Какой-то неожиданно обрушившийся на голову детский праздник! Они бесились, радуясь жизни, как щенки на лужайке. Эти потрясающие их отношения замечали все. Зять любил приезжать в мой сельский дом, что в двухстах километрах от Херсона, и такое там вытворял! Катался на самокате, гонял на велосипеде, я постоянно слышала его смех.
Это был смех счастливого ребенка. У Саши детства-то не было, а только тренировки, тренировки. Вот и вернулось оно, радовалась я, глядя на этого счастливого выросшего мальчика. У спортсменов ведь все наоборот. На вопрос журналистов, какое у него любимое место на земле, Саша отвечал: «Усадьба моей тещи». Теперь возникла необходимость продать дом, мы хотим переехать, но как можно продать Сашунино «любимое место на земле»?
Сашин смех, в который Света влюбилась еще девчонкой, звучит на кассетах домашнего видео. Маленькая Лерочка любит играть с мамой в такую игру: она требует, чтобы Света надела папин длиннющий, до самого пола, халат, девочка спрячется в него, как в домик, а мама будет кружиться и хохотать, будто она папа.
- Иной раз я включаю нашу с Сашей любимую мелодию, в которой много грусти о дорогом и утраченном, — рассказывает Света. — И ребенок моментально подбегает, — она уже знает, что я сейчас стану плакать, и уговаривает: выключи, мамочка, не надо, папа все равно не приедет! А иной раз дочка сама просыпается вся в слезах и жалуется: «Папа со мной только что играл, где он?» Хотя Лера, конечно, знает, где отец. Когда в небе проплывает белое кудрявое облачко, она задирает головку и говорит: «Мам, посмотри, папочка над нами».
Не сразу после Сашиных похорон Светлана нашла в квартире обручальное кольцо мужа.
- Я думала, оно у него, — не прячет юная вдова слез. — Гроб-то в Херсоне даже не открывали, мертвым я мужа так и не видела. Удар при столкновении машин был такой силы, что Саша вылетел из салона абсолютно голым, его из одежды просто вытряхнуло! Такое вот жуткое последнее сальто Теперь я ношу обручалку мужа на шее, на цепочке. Иной раз еду летом в маршрутке, кто-то из молодых людей пытается шутить: дескать, что, так нынче модно? Я думаю, Саша не взял кольцо по одной причине — мы с ним не успели обвенчаться. Мечтали собрать всех друзей на это торжество сразу после Олимпийских игр. Стол будет огромным, говорил муж, ведь у меня столько друзей!
Светлана пригласила на поминальный вечер всех, кого рад был бы видеть ее покойный супруг. «Столько? — удивились в херсонской мэрии, которая откликнулась помочь в его организации. — Нет, давайте в пределах разумного! Мы не потянем такое количество».
В пределах разумного Разумным было бы запретить выдающимся спортсменам вообще садиться за руль автомобиля. После смерти Береша так и поступили в олимпийской сборной России. В мире давно уже обсуждается эта идея. Слишком много средств тратит государство на подготовку мастеров, слишком много сил и времени занимает такая подготовка, чтобы потом визгом тормозов в одну минуту перечеркнуть все. А таких случаев много, десятки выдающихся спортсменов мира нашли свою смерть за рулем.
- Саша был очень ответственным и сверхосторожным, — уверяет Светлана. — Я, бывало, иду на каток, а он ждет у бортика. Нельзя мне рисковать, улыбался виновато, вдруг кто-то сдуру налетит. И водил машину очень аккуратно, был отменным водителем. Я разговаривала со свидетелями рокового ДТП, они утверждают, что джип буквально на голову свалился, никто его не видел. Вырвался из тумана, как болид Как было уцелеть? Водитель машины, которая следом за нашим «Пежо» выезжала на Столичное шоссе, свидетельствует, что оно было пустое — и вдруг появился столб дыма.
Светлана полна решимости бороться до конца и добиться справедливости во что бы то ни стало. И есть у нее еще одно серьезное дело.
- Саша мечтал основать в Херсоне частную гимнастическую школу, — делится планами покойного чемпиона его жена. — Сначала, говорил, наберем малышей, это будет, как обычный детский сад, только с уклоном в спорт. Он называл меня бизнес-вумен (Света окончила Академию бизнеса. — Авт. ) и рассчитывал на мою помощь в организационных вопросах.
Сейчас она взялась за это дело сама. В канун годовщины Сашиной гибели провела первый детский турнир по спортивной гимнастике памяти Александра Береша, на который в Херсон съехались детишки из Одессы, Первомайска, Луганска — Сашиной родины, других городов. В эти же дни в Херсоне презентован фонд для подготовки международного турнира памяти выдающегося спортсмена.
- Из-за безденежья гимнастика в провинции погибает, — сокрушается моя собеседница. — Снаряды износились, им уже по 30 лет. Я места себе не находила, когда Саша, приезжая домой, шел тренироваться, а детишки ведь продолжают упражняться на этих снарядах до сих пор. Конечно, легче открыть частный ресторанчик и спокойно зарабатывать какую-то копеечку, но Саша бы этого не одобрил. Сколько у него друзей! На вечер памяти смогли приехать далеко не все, но гостей у меня было очень много. Разве все вместе мы не в состоянии осуществить Сашину мечту? Я верю, что фамилия Береш будет звучать в Украине. Вот увидите!
Читайте нас в Facebook