«нельзя по чьей-то прихоти вывезти скульптуры весом в десятки тонн и стоимостью почти 25 миллионов долларов»
- Власти пообещали мне построить трехэтажный выставочный комплекс, а вместо этого мои работы выселяют даже из неприспособленной для экспозиции галереи, — говорит луганский скульптор Николай Шматько. Чтобы привлечь внимание к своей проблеме, у входа в музей художник установил гроб, статую Свободы с поникшей головой и эшафот с виселицей.
К слову, ценители искусства готовы заплатить за произведения Шматько, находящиеся в Луганске, — а это около семидесяти мраморных изваяний и десятки картин — почти 25 миллионов долларов (именно эту сумму указал неизвестный покупатель, когда скульптор, желая выяснить, будет ли спрос на его работы, разместил в Интернете их фотографии и устроил виртуальный аукцион).
«Чтобы встретиться с легендарной Диной Верни, я отправился в Париж автостопом»
Судьба не очень баловала Николая Шматько. До конца 80-х он, живя с семьей в Болграде Одесской области, кем только не работал! Николай Гаврилович с иронией вспоминает, как в период, когда он трудился художником-плакатистом, его творения со скрипом принимали представители горкома компартии: то ус у Ильича не такой, то выражение лица у пролетария несерьезное
Но когда Шматько исполнилось 33 года, он открыл для себя искусство мраморной скульптуры. Однажды знакомый попросил художника сделать мраморный барельеф для надгробия. До этого Николай Гаврилович никогда с этим материалом не работал. Вдруг художник ощутил, что умение «общаться» с мрамором будто дано ему от рождения, только до поры он об этом не знал. «Я проснулся буквально другим человеком», — вспоминает мастер.
Тогда же у Николая Шматько появилась мечта — персональная выставка в Париже. Для этого нужно было, по его подсчетам, 1 миллион долларов! Идею, как рассказал скульптор, поддержала 84-летняя Дина Верни — знаменитая натурщица, позировавшая Пикассо, Дали и Майолю, а ныне — владелица собственной галереи в Париже. С ее мнением считаются люди искусства во всем мире. Верни имеет самую высокую награду Франции — орден Почетного легиона.
Чтобы встретиться с Диной Верни, Шматько отправился в Париж автостопом. По ночам спал в поле в картонных коробках, укрываясь полиэтиленовыми пакетами. Но таки попал в столицу Франции и добился аудиенции у легендарной женщины.
- Просмотрев мой каталог, госпожа Верни заметила, что я буду очень богат, — вспоминает Николай Шматько. — И попросила меня об одном: не распылять работы по всему миру и сохранить их для будущих поколений.
С тех пор Шматько, как одержимый, работал по 16 часов в сутки, оттачивая технику. Мрамор, кубический метр которого стоит от 6 до 14 тысяч долларов, скульптору-самородку помогали приобретать почитатели его таланта и благотворители. К счастью, в их числе был и директор мраморного карьера под Челябинском.
А через некоторое время Шматько вызвали в Москву в Министерство культуры и Союз художников СССР. Поначалу чиновники пытались беседовать свысока: дескать, выскочка из провинции да еще и без специального образования. Однако, когда увидели его работы, отношение кардинально изменилось. Тут же составили документы, в соответствии с которыми у скульптора появлялись возможности, каких не имели даже именитые мастера.
- Мне не только разрешили бесплатно пользоваться мраморными карьерами СССР, — рассказывает Николай Шматько, — но и доставляли в мастерскую весь отобранный материал.
«Я 13 лет жил в землянке с крышей из резиновых шахтерских сапог»
В 1990 году из-за молдавско-приднестровского конфликта семья Шматько вынуждена была покинуть насиженные места.
Перебравшись из Одесской области на родину жены в город Красный Луч Луганской области и не дождавшись от городских властей обещанного помещения для своих произведений, скульптор решил вырыть галерею в огороде у тещи. Подземный выставочный зал он обустроил за четыре месяца. Поскольку в доме, где уже жили теща, сестра жены и племянница, переселенцам места не хватало, Шматько сделал отдельную комнатку под землей(!) для детей, а сам с женой ночевал в коридоре. Тут же, в подземелье, художник и ваял, и выставлялся. Галерею поддерживали бетонные своды. Но деньги на крышу появились не сразу, поэтому Николай Гаврилович покрыл свое сооружение шахтерскими резиновыми сапогами. Чтобы гости могли разглядеть его работы, скульптор зажигал свечи.
Под землей он вместе с семьей прожил 13 лет. Первое время существовали впроголодь. Но вскоре о необычном скульпторе заговорили. Чтобы увидеть чудеса из мрамора, в шахтерский городок начали приезжать посетители не только из Украины, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Наведывались в подземную галерею даже крупные политические деятели.
Одно из самых знаменитых произведений Шматько — «Девушка, поклоняющаяся Солнцу», или «Девушка с диском». Мраморный диск в ее руках настолько тонок и отшлифован, что пропускает свет. Этим светом озарено и лицо, пропорции которого мастер по описаниям историков позаимствовал у древнеегипетской царицы Нефертити. Но уникальность работы не только в этом: девушка смотрит на лик Христа, который создают мраморные узоры — творение самой природы. К слову, когда Шматько выставлялся в России, «Девушка с диском» была оценена страховой компанией в сумму 1 миллион 750 тысяч долларов
Большинство работ скульптора — женские образы. Прекрасных дам, желающих увековечить себя в мраморе, хватает, но скульптор крайне требовательно относится к выбору натурщиц.
- Помню, однажды ко мне пришла девушка, которая мечтала, чтобы я ее изваял, — говорит Николай Гаврилович. — Но, как бы это поделикатнее выразиться, фигура у нее была несколько проблемная. А вот лицо и бюст, действительно, достойны внимания художника. И я написал с нее картину. Я предпочитаю изображать лучшую половину человечества — женские формы гибче, пластичнее. Не было ли у меня своей Галатеи? Мраморной нет. А вот ее живые прообразы мне встречаются постоянно. Но, думаю, такое душевное состояние художнику только на пользу. Даже супруга иногда ревнует. Но в то же время, за что я ее ценю и люблю, она понимает, что натурщицы в моей работе необходимы, и сама их для меня ищет.
Некоторые посетительницы сетовали, что в экспозиции скульптора почти нет мужских образов.
- К сожалению, Микеланджело, создав Давида, просто не оставил мне места для творческой перспективы, — смеется Шматько. — Потому специально для дам я изваял «Древо жизни» — фаллос, увитый плющом. Выразил, так сказать, всю мужскую сущность.
«Год, проведенный в Славянске, был самым удачным в моей жизни»
«Выйти на поверхность» после 13 лет жизни под землей семье скульптора помогла случайная встреча с бизнесменом Анатолием Лысенко. Проведя полчаса в подземной галерее, предприниматель предложил Шматько переехать в Славянск (Донецкая область), где его обеспечат достойным жильем и мастерской. (Об этом «ФАКТЫ» сообщали 10 сентября 2003 года. )
- Год, проведенный в Славянске, был самым удачным в моей жизни, — признается Николай Гаврилович. — Я очень много работал, а творческих проектов запланировал примерно лет на десять вперед. Незадолго до моего отъезда мы беседовали с тогдашним председателем Луганской облгосадминистрации Александром Ефремовым. Он пообещал, что в Луганске будет построен трехэтажный выставочный комплекс площадью в две тысячи квадратных метров, включающий мастерские, комнаты для гостей и банкетный зал. Там могли бы выставляться все творческие люди региона. Это меня подкупило. И, отправляясь в Славянск, я предупредил, что пробуду там не больше года, мол, меня ждут в Луганске. Мне действительно купили трехкомнатную квартиру и выделили выставочный зал, где я мог бы временно разместить свою экспозицию. И хотя он по параметрам не подходит для таких целей (часть экспонатов располагается под открытым небом), я согласился. Надеялся, что это временные трудности. Но вышло иначе.
Николай Шматько обратился за помощью к новому главе облгосадминистрации Алексею Данилову, который по телефону выслушал и пообещал встретиться со скульптором. Но встреча так и не состоялась. После этого аудиенции были обещаны еще два раза. Но тоже безрезультатно.
- Пока я ждал ответа, вдруг выяснилось, что из выставочного зала, где располагается моя экспозиция, меня тоже выселяют! — возмущается скульптор. — Требуют немедленного выезда — в противном случае, мол, вмешается милиция Будь у меня средства, тут же уехал бы в Донецкую область, по крайней мере, там меня ждут. Удивляет одно: неужели люди, отдавшие такую команду, не понимают — нельзя по чьей-то прихоти в один присест вывезти экспонаты, весящие десятки тонн. Я уже не говорю о ценности произведений. Они являются достоянием Украины и ее народа. Хотелось бы, чтобы это поняли и наши руководители
356Читайте нас в Facebook