ПОИСК
Происшествия

«когда при взрыве я заслонил своим телом шестилетнюю девочку, то даже не почувствовал боли от осколков, изрешетивших руку»

0:00 21 апреля 2005
«когда при взрыве я заслонил своим телом шестилетнюю девочку, то даже не почувствовал боли от осколков, изрешетивших руку»
Юлия МЕЛЬНИЧУК специально для «ФАКТОВ» (Житомир)
Ровно 20 лет назад украинский солдат Юрий Кравец, отогнав пылающий бензовоз от эшелона с ядерными отходами, предотвратил экологическую катастрофу

Ровно за год до Чернобыльской катастрофы, в апреле 1985 года, недалеко от станции Жабинка (Брестская область, Белоруссия) случилось чрезвычайное происшествие, которое, по мнению некоторых западноевропейских экспертов, могло повлечь страшные экологические бедствия. Если бы сержант срочной службы Юрий Кравец не отогнал пылающий бензовоз от литерного эшелона с отработанным топливом Грайфсвальдской АЭС (бывшая ГДР), возможно, пришлось бы отселять жителей Брестской и Волынской областей, а Шацкие озера стали бы мертвыми водоемами…

«Пожалуйста, отзовитесь, ведь я считаю вас своим вторым отцом»

- Я знал, что в моем распоряжении считанные секунды, но как-то не думал о том, что могу погибнуть сам, — вспоминает Юрий Кравец, ныне первый заместитель начальника Главного управления Пенсионного фонда Украины в Житомирской области.  — Тогда я проходил срочную службу в Советской Армии. Был призван на полтора года после окончания Житомирского филиала КПИ и в свои 24 года чувствовал себя намного старше и опытнее сослуживцев. По роду службы участвовал в монтаже сетей связи Ровенской АЭС. Кроме того, приходилось сопровождать литерные эшелоны, следовавшие из Восточной Германии через Брест в Красноярский край. Тогда я не знал, что в опломбированных вагонах перевозилось отработанное ядерное топливо с АЭС, однако догадывался — под пломбами таится нечто очень опасное.

В тот апрельский день 1985 года Юрий с сослуживцами сопровождал один из таких эшелонов. К четырем товарным опломбированным вагонам был прицеплен пассажирский, в котором располагались сопровождающие и обслуга секретного груза. Перемещались исключительно по ночам. В ночь с 12 на 13 апреля эшелон остановился на железнодорожном разъезде недалеко от станции Жабинка, что в 12 километрах от Бреста. Подошел встречный поезд «Москва-Берлин». Юрию не спалось, и он вышел подышать свежим воздухом. И тут вдруг увидел, как между двумя поездами вспыхнул невесть как туда попавший бензовоз. Вокруг него забегали люди. Пламя быстро добралось до кабины.

- Я не мог остаться сторонним наблюдателем: с одной стороны — мирно спящие в пассажирском поезде люди, с другой — наш эшелон с секретным грузом, — рассказывает Юрий Владимирович.  — А ведь бензовоз мог взорваться в любую минуту! Разбудив сослуживцев, я бросился туда. Подскочил к автомобилю, попытался залезть в кабину, но дверцу заклинило. Кулаком выбил стекло. Боли от осколков, впившихся в руку, даже не почувствовал. Пока забирался в кабину, мои ребята выбрасывали из самодельной будки между кабиной и цистерной канистры, тлеющую ветошь. Я отогнал бензовоз метров на пятьдесят от путей, а сам помчался обратно, чтобы помочь людям, которые в панике уже выпрыгивали из вагонов пассажирского поезда. Вдруг я увидел девочку лет шести. Она растерянно стояла возле вагонов и что-то лепетала на непонятном языке. Я поднял ее, чтобы подсадить в вагон, и тут раздался взрыв: рванули выгруженные из бензовоза канистры, о которых в суматохе просто забыли. Мы-то думали, что сумели их потушить, но ошиблись. Я заслонил своим телом ребенка и инстинктивно выставил руку в сторону взрыва. Ее буквально изрешетили десятки осколков. Пламенем обожгло руки и ноги. Но боли я не чувствовал. А девочка, к счастью, не пострадала. Когда всех усадили наконец в поезд, местный железнодорожник раздобыл где-то конную подводу, на которой отвез меня в ближайшее село. Там фельдшер наскоро зашил мои раны на запястье. Шрамы остались до сих пор.

РЕКЛАМА

Повинуясь приказу начальства, Юрий никому не рассказывал о случившемся целых 15 лет. Но неожиданно в 2000 году газета «Голос Украины» в рубрике «Ищу тебя» опубликовала письмо гражданки Германии Барбары Мачуллы — той самой девочки, которую защитил своим телом украинский солдат Юрий Кравец. Спустя годы она не забыла о той страшной ночи и решила разыскать своего спасителя.

«Мы возвращались из туристической поездки по СССР, — пишет Барбара.  — Около границы состав остановился. И вдруг увидели горящий бензовоз… Я никогда не забуду, как раздался взрыв и советский солдат закрыл меня своим телом… Увидев на мне кровь, мама сначала подумала, что я ранена, но это была кровь моего спасителя. Мой папа и тот солдат обменялись фотографиями. На обороте фотографии солдата была написана фамилия «Ю. В. Кравец»… Уважаемый Ю. В. Кравец! Если мое послание дойдет до вас, где бы вы ни находились, как бы ни сложилась ваша жизнь за последние 15 лет, пожалуйста, отзовитесь, ведь я считаю вас своим вторым отцом».

РЕКЛАМА

- Мы встретились с Барбарой и ее мамой в Киеве на майдане Незалежности, — продолжает Юрий Владимирович.  — Тогда, собственно, и познакомились. Как выяснилось, семья Мачулла до 1991 года жила в Польше, а потом переехала в Германию. Мы пообщались, рассказали друг другу об успехах и неудачах. Вспомнили апрель 1985-го и еще раз поблагодарили Бога за то, что все обошлось.

Стопроцентной гарантии от утечки радиоактивных веществ не дает даже самый прочный контейнер

В истории с самоотверженным поступком советского солдата в далеком 1985-м до недавнего времени была одна тайна: что же за груз перевозил литерный эшелон, который сопровождал сержант Кравец? Версию «о ядерном следе» выдвинула немецкая журналистка Софи Рильке. Русский перевод ее документальной повести «Литерный из Грайфсвальда» в минувшем году был издан в Белоруссии. Журналистка провела собственное расследование и выяснила, что состав, который сопровождал Юрий Кравец, перевозил в СССР контейнеры с отработанным ядерным топливом с АЭС «Норд», расположенной в Грайфсвальде. По мнению автора, ЧП на станции Жабинка могло привести к трагедии, сопоставимой с чернобыльской. Но благодаря самоотверженности Юрия Кравца, отогнавшего пылающий бензовоз от эшелона с ядерными отходами на безопасное расстояние, трагедии не случилось.

РЕКЛАМА

Насколько же велик был риск разгерметизации контейнеров с крайне радиоактивными веществами тогда, в апреле 1985-го? По словам начальника отдела ядерной безопасности Ровенской АЭС Вадима Бориса, подобные контейнеры, вес которых вместе с содержимым составляет от 110 до 120 тонн, рассчитаны на столкновение с составом, груженным нефтепродуктами, они способны выдерживать в течение получаса температуру в 900 градусов и самую мощную взрывную волну. По его мнению, даже если бы бензовоз и взорвался, контейнеры вряд ли получили бы серьезные повреждения.

Однако стопроцентной гарантии не дает даже самый прочный контейнер. В 1998 году там же, в Бресте, на военном объекте «802», где и проводилась перевалка секретных грузов, следующих из Западной Европы в Россию, произошла утечка радиоактивных материалов. Причина — разгерметизация контейнеров. Тех самых, которые не боятся взрыва бензовоза. Да и реактор на Чернобыльской АЭС не должен был взорваться, но взорвался ведь!

Юрий Кравец за свой самоотверженный поступок был представлен к награждению боевой медалью «За отвагу» и наградой ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть», однако они и по сей день не нашли своего владельца. А в 2002 году заместитель председателя комитета ветеранов войны Российской Федерации, Герой Советского Союза, легендарный летчик Алексей Маресьев выступил с инициативой присвоить Юрию Кравцу звание «Герой Белоруссии». Аналогичную просьбу направил президенту Республики Беларусь народный депутат Украины Борис Олейник. 13 июня 2002 года из администрации президента А. Лукашенко пришел ответ: «… Не умаляя заслуг Ю. В. Кравца, к сожалению, считаем необходимым сообщить, что законодательство Республики Беларусь не позволяет оценить его самоотверженные действия посредством награждения государственной наградой Республики Беларусь». По-видимому, за поступки, совершенные до обретения Беларусью независимости, в этой стране не награждают… Вопрос о вручении Юрию Кравцу государственной награды Украины находится на рассмотрении Минобороны по сей день.

796

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров