Украинский самолет «руслан» доставил из рима в эфиопию древнюю каменную стелу высотой с десятиэтажный дом
За почти 60 послевоенных лет Аксумская стела стала одной из достопримечательностей Рима. Ежедневно возле нее фотографировались сотни, если не тысячи туристов. Однако этот шедевр древних зодчих (он занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО), созданный 1700 лет назад, пришлось вернуть в Эфиопию, откуда его вывезли в 1937 году войска итальянского диктатора Бенито Муссолини. Подготовка к перевозке стелы на родину заняла три года. Гранитный монолит пришлось разрезать на три части. Возвращение военного трофея обошлось казне Италии примерно в 9 миллионов долларов. А переправить стелу по воздуху оказалось под силу только украинским летчикам-испытателям из «Авиалиний Антонова», летающим на отечественных лайнерах «Руслан».
Правительство Эфиопии стало добиваться возвращения Аксумской стелы сразу после окончания Второй мировой войны. Наконец Италия дала согласие и даже взяла на себя все расходы. Но как древний монолит высотой 24 метра (примерно с 10-этажный дом) и весом 160 тонн, перевезти из Европы в Африку, в маленький городок Аксум, затерянный в горах? Узнав, что в минувший понедельник эта уникальная операция была выполнена, мы поспешили в Гостомель (город в получасе езды от Киева), где расположена воздушная гавань антоновского КБ, самолеты которого — «Руслан и «Мрия» — перевозят огромные грузы по всему миру.
- Я с удовольствием помог бы вам увидеться с летчиками, которые доставили Аксумскую стелу из Рима в Эфиопию, но они еще в загранкомандировке, — сообщил корреспондентам «ФАКТОВ» исполнительный директор авиакомпании «Авиалинии Антонова» Константин Лушаков. — По одному из итальянских телеканалов показывали, как наш «Руслан» встречали в Аксуме: толпы людей, священнослужители, оркестр, знамена Для эфиопов Аксумская стела — национальная и религиозная святыня. Доставить ее было делом нешуточным. Аксум, который в древности был очень сильным и влиятельным государством, ныне пыльный провинциальный городок. Мне однажды довелось там побывать. Большие транспортные самолеты на аксумском аэродроме никогда не садились. Соответственно, и взлетно-посадочная полоса короткая, нет наземного оборудования, которым оснащены современные аэродромы. Проблемы при посадке создают также условия высокогорья и жара. Поэтому от затеи с доставкой в Эфиопию гигантской стелы, пусть даже разрезанной на части, отказались все авиакомпании, к которым обращались итальянцы, кроме нашей. Украинские специалисты съездили в Рим, увидели монолит, провели расчеты и решили: сможем. Дело в том, что успех при посадке в Аксуме во многом зависел от мастерства экипажа. А у нас пилоты экстра-класса — летчики-испытатели. Сложные полеты — неотъемлемая часть их повседневной работы. К тому же опыт посадок на подобных аэродромах у пилотов есть. Кстати, недавно «Авиалинии Антонова» выиграли тендер на перевозку войск ООН, и наши летчики отправятся в столицу Непала Катманду. Там им предстоит посадка еще более сложная, чем в Эфиопии: город и аэродром окружены горами. Перелетел через вершины — и резко «ныряй» на взлетно-посадочную полосу. На огромном «Руслане» сделать это непросто. Члены экипажей готовятся к сложным посадкам на специальном тренажере, позволяющем воссоздавать особенности любого аэродрома.
Экипаж, который перевозил стелу, возглавлял командир летного отряда «Авиалиний Антонова», летчик-испытатель 1-го класса Анатолий Моисеев. Непростая задача была выполнена в три захода — по предложению наших инженеров итальянцы разрезали стелу на фрагменты примерно по 55 тонн каждый. Для «Руслана» это «детский» вес, резали стелу из-за ее длины. Впрочем, поначалу была идея перевезти раритет целиком — на «Мрии», ведь это самый большой в мире самолет. Но оказалось, что и в фюзеляже «Мрии» стела не поместилась бы, поэтому было решено перевозить монумент по частям на «Руслане». Итальянцы усовершенствовали аэродром в Аксуме, немного удлинили взлетную полосу (до 2400 метров), а также укрепили мосты и расширили дороги, ведущие к месту, где стела будет установлена. Словом, вернуть памятник старины в Эфиопию оказалось гораздо сложнее, чем некогда вывезти в Рим (войска Муссолини доставили стелу в Италию по морю).
Согласно расчетам, «Руслан» с грузом мог благополучно сесть в Аксуме, если температура воздуха там не превышает 15 градусов тепла. В апреле в Эфиопии столбик термометра опускается до такой отметки только по ночам, но на аксумском аэродроме нет освещения взлетно-посадочной полосы. Поэтому украинцы решили лететь ночью, чтобы приземлиться в первые минуты после восхода солнца. План сработал. Помогло и то, что ради облегчения веса самолета брали минимальный запас горючего.
- Нам пришлось вытребовать у итальянского правительства письменные гарантии, что в Риме «Руслан» не будет задержан, — продолжает Константин Лушаков. — История с арестами длится уже почти два года. Все это время наши «Русланы» не могут летать в страны Запада. Дело в том, что Фонд госимущества Украины якобы задолжал одной кипрской компании, а та обратилась в Международный арбитражный суд в Стокгольме, решение которого выполняют все развитые страны. Вот за нашими самолетами и «охотятся»: мол, «Авиалинии Антонова» — государственная компания. Хотя, согласно украинскому законодательству, мы не несем ответственности за долги государства. Правда, один самолет, простоявший полтора года в Канаде, удалось вернуть, и на этой неделе он отправляется в первый после ареста рейс. А вот «Руслан», задержанный в Бельгии, пока не «освободили». Заседание тамошнего суда состоялось 22 апреля, но нужное нам решение не было принято. Следующее заседание назначено на 4 ноября.
Из-за истории с арестом итальянцы, похоже, не очень-то стремились нанимать антоновцев, но альтернативы не было. Пришлось давать гарантии неприкосновенности «Руслана».
Заметим, что Аксумская стела, которую украинцы перевозили из Рима, не единственная и не самая большая в Эфиопии. Ученые предполагают, что эти монументы устанавливали в память о правителях Аксумского царства. Остается загадкой, как древние зодчие умудрялись высекать из цельных кусков камня такие огромные стелы и транспортировать их.
Эфиопия, как, кстати, и Украина, добивается от ряда стран возвращения многих раритетов, вывезенных в прошлые века. В 1868 году после эфиопского похода английской армии понадобилось 200 мулов и 15 слонов для перевозки захваченных древних манускриптов. Все, что впоследствии оказалось в Британском музее, возврату не подлежит. Но, например, святыню эфиопских христиан (их в этой стране около 25 миллионов) — древнюю копию Ноева ковчега, обнаруженную в одной из церквей Эдинбурга, недавно вернули. Оказалось, ковчег вывез в Британию и подарил храму английский офицер.
321Читайте нас в Facebook