ПОИСК
Украина

Хрущевки будут стоять долго: срок их службы — сто лет, а степень износа — один процент в год!

0:00 12 ноября 2005
Екатерина НОВОСВИТНЯЯ «ФАКТЫ»
На что и рассчитывали партия и правительство СССР, начиная 50 лет назад застраивать города типовыми жилыми массивами

Прежде чем в ноябре 1955 года КПСС и правительство СССР специальным постановлением «прекратили» «излишества в проектировании и строительстве», положив начало сооружению типовых жилых домов, архитекторы в Киеве успели не только создать ансамбль Крещатика, но и возвести многоэтажные здания на улицах Красноармейской, Свердлова (ныне Прорезная), Воздухофлотском и Брест-Литовском (сейчас Победы) проспектах. На месте пустырей и оврагов выросли жилые кварталы, площади. В районе Печерского моста, где до войны была пустошь, появилась улица Киквидзе.

В Киеве типовые жилые здания, которые в народе стали называть хрущевками, начали строить лишь в 1957 году. Самым быстрым и дешевым способом обеспечить побольше горожан «изолированным» счастьем было возведение крупных жилых массивов с инфраструктурой — магазинами, библиотеками, школами, аптеками и поликлиниками…

«Это был такой восторг, неописуемое счастье — своя хоть и маленькая, но отдельная квартира!»

Именно с 1957 года от разрозненного строительства зданий в Киеве перешли к масштабному возведению новых районов. Уже к началу 1958-го пятиэтажки появились на первых жилых массивах города — Первомайском (Чоколовка), Отрадном, Нивках. Тенденция, однако, сохранилась и через 50 лет: так же строят массивы Позняки, Осокорки, Харьковский — быстро, удобно и экономно для строителей. Теперь в столице растут типовые не хрущевки, а 20-этажные монолитно-каркасные здания-близнецы на таких же однотипных безликих проспектах и улицах.

- В конце 50-х годов я уже работал в Государственном институте проектирования городов «Гипроград», — вспоминает заслуженный архитектор Украины, профессор Международной академии архитектуры Евгений Лишанский.  — Мы готовили проекты детальной планировки городов Украины, где основными зданиями были хрущевки. На заседаниях Госстроя тогда утверждали типовые проекты не для конкретного города, а для всей страны, с небольшими нюансами для каждой климатической зоны. Так что кирпично-блочная 438-я серия пятиэтажек строилась по всей Украине.

РЕКЛАМА

В то время существовала жесткая и очень скудная номенклатура элементов жилых зданий. Хоть на голову становись, но сконструированные из этого «экономнабора» дома все получались одинаковыми. Начальник отдела типового строительства Борис Иванович Бондаренко доказывал в Госстрое, что следует по-другому подходить к проектированию: нужно отказаться от узких и проходных комнат, увеличивать кухни, предусматривать подсобные помещения, просторные прихожие, иначе эти дома очень быстро морально устареют. Ему отвечали: вы не политик и забыли, что у нас миллионы граждан живут в бараках. Правительство, чтобы побыстрее переселить оттуда людей, идет на самые «скромные» решения. А через 10 лет подумаем, как их расселить: где сейчас живут четыре человека в двух комнатах, останутся жить два.

Борис Иванович был прав — хрущевки устарели уже к началу 70-х годов, когда начали появляться девяти- и 16-этажные здания. Но так как в стране производили очень мало лифтов, пятиэтажки продолжали строить. И не каждому городу позволено было строить такие дома. Архитекторов в то время строго контролировало государство: не дай Бог нарушить соотношение жилой и полезной площадей: чем больше комната, тем меньше кухня и коридор! А еще из года в год при проектировании домов нужно было экономить металл, дерево, бетон. Отсюда и пошли многие нелепости…

РЕКЛАМА

Тем не менее, когда после барака мой папа, профессор консерватории, мама, я и моя жена в 1961 году получили трехкомнатную квартиру в 40 квадратных метров и 4,5-метровой кухней в пятиэтажке на Ленинградской площади, это был восторг, неописуемое счастье!

Подобное счастье переживали не только советские люди. Тогда вся Европа, разрушенная войной, строила малометражки, но более удобные, качественные. К примеру, район Мирай в Тулузе возведен известнейшим архитектором Жоржем Кандилисом, победившим в международном конкурсе. Но этот район уже лет двадцать никому не показывают — стыдятся! Французы давно выстроили себе комфортные дома. А мы, начиная с 1957 года, еще сорок лет возводили хрущевки, потому что никак не могли решить проблему количества и перейти к качеству жилья.

РЕКЛАМА

И до сих пор ее не решили, и еще лет 20-25 будем решать, пока от гонки по насыщению рынка жилья не перейдем к строительству комфортабельных домов в пригородах.

С жильем, «недостойным людей», нынче активнее всего борется богатая Москва. За последние пять лет там снесли более тысячи пятиэтажек, переселив жителей в появившиеся на их месте новые высотные здания. К 2010 году в Белокаменной снесут еще 936 построек 60-х годов. Власти российской столицы планируют, что после реновации в полтора-два раза увеличится количество жителей модернизированных кварталов.

«Еще ни один проект реконструкции старых кварталов не был до конца утвержден, не то что реализован»

Охваченный строительным бумом, с его сумасшедшими прибылями для инвесторов, раздав все свободные участки земли, Киев нынче задыхается в своих границах. А инвесторы по примеру Москвы готовы начать рушить хрущевки, потому что хотят получать прибыль.

Сейчас в Киеве пачками согласовываются документы инвесторам, желающим заняться перестройкой занятых территорий. На днях согласовали «Приватбанку» проект реконструкции квартала, ограниченного улицами Киквидзе, Бастионной, Белокур, Подвысоцкого. «Приватовцы» намерены снести старые дома, а людям, отселенным в новые, даже обещают выплатить компенсацию рыночной стоимости их старого жилья. При этом «Приватбанк» считает свой проект не больно-то выгодным, просто есть желание «закрепиться» на рынке недвижимости Киева.

Таких инвесторов по столице бродит немало. Пару лет назад брались и за хрущевки на бульваре Дружбы народов, Сырце, Нивках, Подоле. О перестройке кварталов на Ветряных горах и в границах улиц Терехина и Тульчинской очень подробно писали газеты, будто о свершившемся факте. Но в результате на Ветряных горах, к примеру, не нашлось места для строительства… даже стартового дома.

Единственными реальными переселенцами в ближайшее время будут жители Соцгорода (там дома, кстати, гораздо старше хрущевок), и то не все, а также квартала бараков в границах улиц Лукашевича, Брюллова, Фурманова.

- Самое сложное дело — отселение людей из старых в новые квартиры, — говорит заместитель главы столичной горгосадминистрации Михаил Голица.  — С этой проблемой мы столкнулись, когда построили стартовые дома для жителей Соцгорода: сотни из них написали заявления об… отказе переселяться!

А что касается программы реконструкции жилых домов и микрорайонов массовой застройки 60-х годов, то нынче вышло шесть распоряжений городских властей на эту тему. И все же главная проблема — в отселении.

На днях на заседании Градсовета была представлена концепция реконструкции части микрорайона на Чоколовке — в пределах улиц Ереванской, Искровской, Уманской, Козицкого. На месте снесенных пятиэтажек, построенных в 50-60-е годы прошлого века, возведут новые современные дома, а количество жилья в этом микрорайоне увеличится в несколько раз.

По словам члена Градсовета Анатолия Карминского, «это далеко не первый из рассматриваемых на Градсовете проект реконструкции микрорайонов старой застройки, однако до сих пор ни один не был утвержден в установленном порядке и реализован».

«Надо идти на любые уступки жильцам — все затраты многократно окупятся»

В Кабмине, когда им руководила Юлия Тимошенко, усиленно готовили проект программы перестройки кварталов домов-хрущевок. Эта программа не может существовать вне нового Жилищного кодекса, который, кстати, был ветирован Президентом из-за содержащихся в нем пяти десятков вопиющих нарушений Конституции и прав человека. А пока нет Жилкодекса и программы перестройки, киевляне могут спать спокойно — их никто не будет переселять. Многие народные депутаты Украины считают программу реновации «недоделанной». Потому она и остается лишь законопроектом. Но главная проблема — сами киевляне.

- Любые попытки «облагородить» дома

60-х годов нужно пресекать, ведь они все равно останутся убогими кварталами, занимающими слишком много места, — считает Евгений Лишанский.  — Только их снос позволит в два-три раза увеличить «выход» жилья, а это крайне важно для города, где существует дефицит территории, и выгодно инвесторам. Эти кварталы занимают в Киеве более трех тысяч гектаров. Чтобы их «переделать», строителям хватит работы на 15 лет. Потому застройщикам надо идти на любые уступки жильцам — все затраты окупятся. Посмотрите, как Москва в этом преуспела, а там считать деньги умеют лучше нас!

Конечно, нынче все инвесторы берутся за старые микрорайоны, построенные ближе к центру, потому что новые квартиры будут стоить там дороже.

А все сегодняшние разговоры о том, что хрущевки  — это временные дома и срок их службы 50 лет, полнейший обман! Их возводили как долговременные, которые в будущем немного расселят, когда настроят побольше жилья. Срок службы зданий из кирпичных блоков и из кирпича — 100 лет, а железобетонных перекрытий — 120 лет. Степень износа этих строений — один процент в год!

Потому нормальный срок службы домов первых индустриальных серий — 65-70 лет. Конечно, в них износились коммуникации, обветшала отделка, ведь 50 лет назад у нас даже качественного линолеума не было! У железобетонных крупнопанельных домов срок службы не меньше, и степень износа определяется состоянием стыков панелей. Другой вопрос, что это жилье устарело морально и стало неудобным. Тем не менее за однокомнатную хрущевку в Киеве люди нынче выкладывают 30-35 тысяч долларов.

4763

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров