Фильм «пес барбос и необычный кросс» советские дипломаты брали с собой за рубеж для создания во время переговоров особой дружественной обстановки
Комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Двенадцать стульев», «Бриллиантовая рука» любимы зрителями не один десяток лет. Но критики называли талантливого режиссера «мастером ширпотреба», «режиссером для простонародия». А многие коллеги относились к творчеству Гайдая иронично и считали его картины однодневками. Только после смерти режиссер стал признанным классиком эксцентрической и сатирической комедии.
«В комедии должно быть как можно меньше слов»
Гайдай посещал кинотеатры, чтобы узнать, интересны ли людям его комедии. Когда начинался сеанс, он тихо заходил в зал и присаживался на специально приготовленный стул. «Нинок! Представляешь, смеются в тех же самых местах!» — говорил он жене Нине Гребешковой. «В комедии следует использовать как можно меньше слов, а те, которые есть, должны бить точно в цель», — учил актеров режиссер. В его фильмах трюки буквально сыпались, темп не позволял зрителю перевести дыхание.
В жизни Леонид Иович был достаточно серьезным и замкнутым. Многие не понимали, когда он шутит, а когда говорит серьезно. На вопросы журналистов всегда отвечал: «Смотрите мое кино, этого достаточно». Действительно, почти во всех его фильмах воплощались истории из реальной жизни. «Каким был Леня? Посмотрите на Шурика, и вам все станет ясно», — говорит Нина Гребешкова.
После войны партия бросила лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселей». «Народу нужны комедии», — говорил Сталин. Во ВГИК специально набрали группу режиссеров, выпускником которой стал и Леонид Гайдай. Снимать комедии он решил сразу. Нина Гребешкова вспоминает, что режиссер всегда назначал ей репетиции на вечерние часы. Затем, естественно, провожал молодую актрису домой. Леонид шел рядом с Ниной и всегда что-то рассказывал, размахивая руками. Точно такую же сцену можно увидеть в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», когда Шурик провожал Лиду. Наталья Селезнева, сыгравшая в фильме Лиду, рассказывает: «После утверждения на роль Гайдай вызвал меня к себе и говорит: «Все хорошо, но меня беспокоит, что фигура у тебя совсем дрянная». С изумлением отвечаю: «Как это дрянная? Еще никто не говорил, что у меня плохая фигура!» А на мне тогда был гимнастический купальник, и я, не раздумывая, сняла перед ним платье. Теперь-то я понимаю, что таким образом режиссер добился реакции знающей себе цену красивой женщины. В фильме Лида раздевается без тени стыдливости и кокетства. Этот эпизод не смутил тогда даже комитет по кинематографии».
Служба будущего режиссера проходила в Монголии. Гайдай объезжал коней, предназначенных для фронта. Высокий и худой солдат очень комично смотрелся на приземистых монгольских лошадях. Нина Гребешкова говорит: «Когда Леня садился на лошадь, над ним все очень потешались. Поэтому в картине «Кавказская пленница» он посадил Шурика на ишака». Леонид очень хотел попасть на фронт. Как-то в часть приехал военком отбирать пополнение в действующую армию. Гайдай так обрадовался возможности попасть на фронт, что на каждый вопрос офицера выходил на шаг из строя. «Кто в артиллерию?» — «Я!» — «Кто в кавалерию?» — «Я!» — «Кто на флот?» — «Я!» — «Кто в разведку?» — «Я!» Солдаты хохотали, а военком сказал: «Да подождите вы, рядовой Гайдай. Дайте огласить весь список». Через двадцать лет этот эпизод был использован в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». А когда снималась картина «Иван Васильевич меняет профессию», актриса Наталья Крачковская заболела и похудела на 20 килограммов. Тогда расстроенный режиссер строго заявил: «Наташа, это невозможно смонтировать. В дверь ты вошла в одной весовой категории, а вышла в другой. Срочно поправляйся!» Пришлось Крачковской быстро набирать вес.
Увидев в конце «Бриллиантовой руки» атомный взрыв, комиссия забыла о придирках к другим эпизодам
Любимую народом комедию «Кавказская пленница» министерство культуры уже почти приговорило к невыходу на экраны. Помог случай. Субботним вечером Брежнев захотел посмотреть какую-нибудь новинку, и ему показали «Кавказскую пленницу». В понедельник утром министр культуры услышал в трубке голос генсека, который передавал благодарность создателям фильма. Гайдай очень любил импровизацию. Владимир Этуш говорит, что режиссер позволял ему делать на съемочной площадке все, что вздумается. В результате родилось: «шляпу сними», «садись пока», «горячий, совсэм бэлый», «спортсменка, комсомолка »
Сценарий к фильму «Пес Барбос и необычный кросс» Леонид Иович написал после прочитанного в журнале «Крокодил» фельетона о браконьерах. Комедию снимали в подмосковном поселке Снегири. Работа над фильмом запомнилась актерам как бесконечный марафон. Бегали целый месяц, кроме воскресенья. В 1961 году десятиминутная немая короткометражка получила дипломы на кинофестивале в Лондоне, Сан-Франциско и Москве. Эта комедия была психологическим оружием советских дипломатов. Для создания дружеской атмосферы фильм возил за рубеж и Никита Хрущев.
В бесконечной борьбе с цензурой режиссеру постоянно приходилось придумывать новые трюки. В «Бриллиантовой руке» он «приклеил» в конце фильма документальную хронику атомного взрыва. На недоуменные вопросы отвечал: «Это напоминание о серьезных вещах, примета нашего неспокойного времени». Комиссия просто обомлела от такой «вольности». В общем, пока уговаривали Гайдая убрать этот вовсе не соответствующий идее фильма кадр, забыли о придирках к другим эпизодам. Так в фильме осталось, к примеру, «руссо туристо, облико морале».
В личной жизни Леонид Иович больше всего ценил уединение и семейный уют. Дочь режиссера вспоминает: «Папа хозяйством не занимался, гвозди не заколачивал, но очень хорошо умел готовить, особенно картошку. Прекрасно солил грибы».
Тяжелое ранение, полученное в 1943 году, мучило Гайдая всю жизнь: время от времени на ноге у него открывалась рана, из нее выходили осколки. Но о страданиях режиссера окружающие даже не догадывались. Умер Леонид Иович 19 ноября 1993 года. Нина Гребешкова была с мужем в последние минуты его жизни: «В легких у него накапливалась жидкость, но потом он стал себя лучше чувствовать. Я бывала у него в больнице каждый день, даже ночевала. В тот вечер мы вместе поужинали. Он вздохнул — и все. Прибежали врачи, надели маску, но спасти его было уже невозможно. Все их усилия оказались бесполезны. Он ушел».
По материалам документального фильма «Гайдай. Комедии
семейной жизни» подготовила
Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»
463
Читайте нас в Facebook