После сеансов гипноза девочка, с рождения страдающая глухотой, заявила: «я хорошо слышу и не буду носить слуховой аппарат»
«Мама, потише, ты мне мешаешь!»
- Вечером мы с Сашенькой укладываемся спать, выключаем свет и шепотом разговариваем в темноте, — рассказывает Елена. — У дочки глухота IV степени. До 14 лет она могла слышать с аппаратом только с близкого расстояния, читала по губам. Несколько месяцев назад Саша прошла курс психофизического лечения и вскоре заявила: «Я слышу и не буду носить слуховой аппарат!» Конечно, дочка слышит не так хорошо, как здоровый человек. К большинству звуков ей пока приходится привыкать, узнавать, что они означают. Но главное — мир вокруг нее зазвучал. В центре, где лечили Сашу, применяют специальные методики, позволяющие задействовать скрытые резервы нервной системы и помочь организму самостоятельно справиться с нарушениями слуха. Это работа на тонком уровне, и я до сих пор не совсем понимаю, что происходит во время терапии. Один раз мне разрешили побыть с дочкой на сеансе гипнотического сна. Саша была в измененном состоянии сознания, я разговаривала с врачом, как вдруг дочка повернулась и сказала: «Мама, потише, ты мне мешаешь». Я была ошарашена: Саша начала слышать без слухового аппарата на большом расстоянии! Тогда директор Украинского психоневрологического реабилитационного центра Минздрава Украины Вагиф Рахманов предложил мне сказать дочери: «Ты проснешься и станешь лучше слышать, у тебя будет красивая речь». Через неделю мы проверяли у дочки разговорную речь. Расстояние, с которого Саша слышала, увеличилось. А спустя месяц она прошла обследование в Киеве. Результат аудиометрии показал, что у Саши слух улучшился на семь децибел, и дочке перенастроили слуховой аппарат.
Судьба Саши похожа на тысячи историй других глухих детей.
- Сашенька была первым и долгожданным ребенком, — продолжает Елена. — Поскольку я не имела опыта, считала, что малышка развивается нормально. Когда Саше было десять месяцев, я поняла, что она не слышит: девочка не реагировала на звуки за спиной. Тогда мы поехали на консультацию в Киевский институт отоларингологии, где дочке поставили диагноз врожденный неврит слухового нерва, глухота IV степени. Я не смирилась с этим диагнозом. Первый год не было дня, чтобы я не рыдала, не спрашивала, почему это случилось именно с моим ребенком? В голову приходили даже мысли о самоубийстве. Муж не выдержал трудностей, ушел от нас, когда Саше было три годика. С глухим ребенком непросто общаться: эти детки очень капризные, вспыльчивые и нервные. Так происходит оттого, что они не всегда могут выразить свое желание и понять нас.
В годик Саше надели слуховой аппарат, и началась тяжелая ежедневная работа. Мы живем в пригороде, а на занятия с сурдопедагогом приходилось ездить в столичный Институт отоларингологии. Я старалась во что бы то ни стало воспитывать Сашу так, чтобы она не чувствовала, что отличается от других. У нас в семье никто не выучил язык жестов, мы громко разговариваем, и дочка научилась читать по губам. Когда пришло время, она пошла в обычную школу. Но в третьем классе Саша перестала справляться с программой и стала сильно отставать от одноклассников. Ей пришлось перейти в школу-интернат для слабослышащих, и оказалось, что это к лучшему. Среди детей с такими же проблемами дочке комфортно, она не выделяется, не комплексует, когда говорит, ведь как ни старайся, а речь у слабослышащих людей остается своеобразной. Недавно мне попал в руки давний номер «ФАКТОВ», где была опубликована статья о необычном методе лечения нарушений слуха. Удивилась: чем может психотерапевт помочь в нашей ситуации? Считала, будто единственное, что можно делать, — усердно заниматься с ребенком, развивать речь, увеличивать словарный запас. Случай свел меня с семьей, которая недавно прошла лечение у Вагифа Рахманова. Рассказ мамы 4-летней Кати, страдающей глухотой, меня убедил. И мы решили с Сашей поехать в Днепропетровск, где работает Вагиф Рахманов.
«Возможности мозга человек использует лишь на пять процентов»
- Вы замечали, что люди с ослабленным слухом лучше видят, и наоборот? — говорит директор Украинского психотерапевтического реабилитационного центра Минздрава Украины, руководитель Днепропетровского областного благотворительного фонда родителей детей с ограниченной возможностью «Здоровье» профессор Вагиф Рахманов. — Дело в том, что в мозге пути звуковых и зрительных нервов пересекаются. Если утрачивается слуховая чувствительность, то основную нагрузку берут на себя зрительные анализаторы. Они подавляют активность слуховой системы (даже при незначительной потере слуха). В мозге есть станции переключения этих центров. Используя их, можно активизировать сохранившиеся остатки слуховой чувствительности. Метод лечения заключается в том, чтобы дозированно «выключать» зрительный анализатор. Пациент проходит индивидуальные сеансы психотерапии и гипноза, иглорефлексотерапию, массаж и электростимуляцию биологически активных точек. Мы задействуем возможности мозга, которые обычно включаются в критических ситуациях. В повседневной жизни человек использует лишь пять процентов своих внутренних сил. Но доступ к незадействованным резервам возможен и при психотерапевтическом лечении.
Метод эффективен при разных органических и функциональных поражениях, хронических заболеваниях, в частности, при неврозе, неврастении, энурезе, ожирении, детском церебральном параличе. В лечении больного ребенка участвуют и родители. Они ведут дневник, ежедневно записывая в него информацию об улучшении состояния ребенка, свои мысли о лечении и о том, каких результатов ждут. Это помогает им создавать внутренний настрой на исцеление. Лечение включает в себя три курса. На первом — мы справляемся с неврозом, который есть у каждого больного человека. На втором — снимаем блокировку между слуховым и зрительным анализаторами. На третьей встрече помогаем преодолеть комплексы в общении, стать раскованным и уверенным в себе. В основном мы работаем со слабо-слышащими детьми, иногда помогаем глухим. Саша прошла только один курс, но у девочки уже начал улучшаться слух. Был момент, когда новые звуки начали раздражать ее: ведь она не привыкла к шумовому фону, который обычный человек просто не воспринимает. Поток новых звуков — нагрузка для мозга.
- После возвращения домой Саша стала держаться увереннее, — продолжает Елена. — Раньше в компании посторонних людей стеснялась, старалась помалкивать. Раскованно себя чувствовала только в школе среди своих одноклассников и дома. До прошлого года я сопровождала дочку в школу-интернат. А после лечения она сказала: «Мама, я слышу, как проезжает легковая машина, грузовик, троллейбус. Я могу ездить сама». Каждый день Саша добирается в школу тремя видами транспорта: электричка, метро, автобус. Сама ходит в магазины, свободно общается с незнакомыми людьми. Она купила самоучитель английского языка, начала заниматься. Не вижу препятствий для того, чтобы она в будущем поступила в институт, строила свою жизнь так, как ей нравится. Мне очень жаль, что мы раньше не узнали об этом методе лечения, ведь столько времени было упущено. Много лет жили с мыслью, что надеяться не на что. К сожалению, врачи не знают о центре Вагифа Рахманова или скептически относятся к его методу, и пациенты попадают сюда на лечение по воле случая. А ведь к нему приезжают больные из России, Белоруссии, Германии, Израиля, Прибалтики, США.
- Полтора года назад благодаря поддержке мэра Днепропетровска Ивана Куличенко нашему центру дали новое помещение — бывший детский сад, — говорит Вагиф Рахманов. — Сейчас одновременно мы можем принять на лечение 20 детей и 20 взрослых больных. Но, к сожалению, не в состоянии разместить родственников маленьких пациентов. Приезжим приходится жить на квартире, а это большие деньги. Моя мечта — построить центр, где будут отделения для детей, подростков, взрослых, а также комнаты, в которых смогут разместиться их близкие. И людям придется думать только о результатах лечения, а не о том, как устроиться.
556Читайте нас в Facebook