«ты еще не сдохла?! « — услышала таня, когда спустя годы разыскала свою мать, бросившую ее в роддоме
«Меня два раза удочеряли, как выяснилось, из меркантильных интересов»
В комнате на стареньких обоях висят многочисленные грамоты и медали, которыми спортсменку награждали за победы в соревнованиях европейского и мирового уровня. А между ними — меховые игрушки. У Тани они везде: прикреплены на стенах, сидят на диване, стульях, шкафу, тумбочке. Вот, собственно, и все, что украшает дом паралимпийского призера.
- Так и живем, — грустно улыбнулась Татьяна Якибчук, прижимая к себе двух любимиц — кошку Лизу и собачку Сильву. Лизу — крошечного котенка с обрубком вместо хвоста и с травмированной челюстью — Таня нашла на улице и выкормила из пипетки. Сильву тоже подобрала во дворе — хозяева выбросили еще слепого щенка.
Свое детство Таня не очень любит вспоминать. Узнав, что у девочки церебральный паралич, мать отказалась от нее. Врачи надеялись, что женщина опомнится, и держали ребенка в роддоме еще семь месяцев, но потом вынуждены были отдать ее в Дом ребенка «Елочка» (кстати, став взрослой, Таня некоторое время работала там нянечкой).
- На этом мои мытарства не закончились, — вспоминает Таня. — Я пережила два неудачных удочерения. Меня брали в семьи, как выяснялось потом, чисто из меркантильных интересов. И я снова оказывалась в интернате Очень хотела вернуться в Крым, чтобы найти мать. Не так давно, после чемпионата Европы, мы встретились. Мне помогли найти ее друзья, ведь в детдомах не принято давать имена и адреса родителей, отказавшихся от своих детей. Честно говоря, не ожидала такой жестокости от женщины, которая меня родила (на глаза Тани навернулись слезы. — Авт. ). Но это был еще один толчок доказать себе и, может быть, той же матери, хотя ее мамой не называю, что я что-то в этой жизни стою и могу. Я не осуждаю эту женщину, мне ее даже жалко. Но она сама выбрала такую судьбу
Кстати, историей Татьяны Якибчук заинтересовались немецкие журналисты, которые пишут о ней книгу.
- Сначала хотели назвать книгу «Девочка в клетке», — рассказывает Таня. — Но я против такого заголовка, потому что уже вырвалась из клетки. И помогли мне добрые люди, друзья, которые заменили родителей и научили всему в этой жизни. Ведь обычно у детдомовцев с ДЦП один путь — в дом-интернат для престарелых.
«После второго паралича я начала жизнь с чистого листа »
- В 1996 году, — продолжает Татьяна, — я очень тяжело заболела: из-за воспаления спинного мозга тело полностью парализовало. Меня ожидала полная неподвижность, в лучшем случае — инвалидная коляска. К счастью, судьба мне послала добрых людей. Татьяну Юрьевну Новикову — преподавателя Таврического национального университета имени Вернадского — я теперь называю мамой. Она не оставляла меня ни на минуту, беседовала, ухаживала, кормила. Не будь ее Честно признаюсь, в ту пору приходили разные мысли, жить не хотелось Людмила Михайловна Борисова и Виолетта Львовна Тишина, тоже преподаватели университета, привили мне культуру, умение одеваться и научили всему тому, что обычный, не детдомовский ребенок узнает в семье. Помогали и материально, и морально. Они не просто жалели, а боролись за меня, были постоянно рядом, твердили: все зависит от тебя. С тех пор для меня эти слова как «Отче наш». После паралича я будто снова родилась и начала жизнь с чистого листа. Полгода я пролежала парализованная и поняла: если не встану, не начну двигаться, у меня одна дорога
- А переломным моментом в моей жизни, — продолжает Татьяна, — была поездка в санаторий им. Бурденко. Татьяна Юрьевна Новикова буквально заставила меня туда отправиться. Первые две недели в санатории я, конечно, страшно хандрила. А потом увидела, сколько там таких же, как я, ребят с ограниченными возможностями, но болезнь им не помешала добиться в жизни того, что и не каждый здоровый человек сможет. В санатории лечились и бизнесмены, и руководители общественных организаций. Они отчаянно боролись за жизнь. Там я впервые участвовала в соревнованиях — гонках на колясках — и выиграла их! Правда, так упала, что все тело было в синяках. Но с того момента я осознала: прежде всего надо измениться самой, а не винить в своих бедах других. Конечно, государство должно обеспечивать инвалидов тем, что положено по закону. Но ведь многим, знаю, больше ничего и не надо в этой жизни. В санатории я поняла: мне надо очень много! Поступила в институт, закончила его, получила специальность экономиста. Сначала боялась: как меня примут в свой студенческий коллектив здоровые ребята. Но все было замечательно, у меня появилось много новых друзей, с которыми мы потом путешествовали по крымским горам. Затем я организовала и стала председателем федерации инвалидного спорта. А сегодня я уже не имею права останавливаться, ведь с меня берут пример детки-инвалиды, занимающиеся в нашей федерации.
И не только они. Вот уже много лет Татьяна Якибчук опекает двоих ребятишек, детей соседки, и фактически заменила им мать. Брат и сестра воспитываются в интернате, но выходные дни проводят у Тани. Правда, говорить на эту тему спортсменка не захотела. «Считайте, что это мои дети, — заметила она. — И я делаю для них все, что сделала бы для собственных детей».
Новый год Таня будет встречать с родной сестрой, которую после долгих поисков нашла в Москве
Хоть Татьяна Якибчук окончила швейное училище и экономический институт в Харькове, своей главной профессией она считает спорт. За ее плечами не один десяток самых престижных соревнований. Уже два года она в сборной Украины по паралимпийскому спорту. Правда, на вопрос, сколько у нее медалей, Таня сразу ответить не смогла, растерялась.
- Никогда их не считала, — признается девушка. — Для меня в спорте важнее то, что я смогла пересилить боль, в очередной раз доказать: инвалид порой может сделать для государства гораздо больше, нежели здоровый человек.
Противостоять страху перед неудачей и бороться, несмотря ни на что, Таню научили ее тренеры — Марина Воеводская и Виктор Лыс. Марина Владимировна, с которой я встретилась спустя неделю в перерыве между тренировками на спортивном манеже, рассказала о том, как Таня шла к самой большой своей вершине — олимпийской. И поведала: ее подопечная уехала на Новый год в Москву к своей родной сестре, которую долго искала и наконец нашла.
- Я очень переживаю за Таню, — признается тренер Марина Воеводская. — Правда, перед отъездом в Москву она общалась с Инной (так зовут сестру) по телефону. Узнала, что у нее трое детей, а еще одного мальчика взяла на воспитание. Я тогда Тане сказала: у вас, похоже, так судьбой предначертано: ты опекаешь двоих деток, и сестра взяла ребенка на воспитание. Наверное, искупаете грехи своих родителей Татьяна так долго искала мать! А встреча с ней стала для девушки страшным потрясением.
Мать сказала ей: «Как, ты еще не сдохла?!» Таня потом две недели была сама не своя, твердила: «Я на нее хотела просто посмотреть, мне ничего не надо, ни квартиры, ни денег. Я хотела найти свою мать и хоть что-нибудь узнать о родне » Фотографии мамы она потом порвала. Но, согласитесь, выдержать такое сможет не каждый. А Танечка — молодец! Начала серьезно тренироваться, готовиться к Паралимпиаде. Словом, этот год у нее оказался насыщен самыми разными эмоциями: и плохими, и хорошими. Когда Таня узнала, что у нее есть старшая сестра в Москве, тоже прибежала ко мне советоваться, как поступить. Я ей сказала: если эта женщина взяла на воспитание чужого ребенка, значит, душа у нее чистая. Таня была очень счастлива, что нашла сестричку. Это ей даже на тренировках помогало. А они, надо сказать, были просто адские! Иногда у Тани не хватало сил добраться домой на общественном транспорте, приходилось вызывать такси.
Марина Владимировна рассказала и об одном спортивном секрете. Оказывается, стать призером Паралимпиады в Афинах Татьяне Якибчук помог специальный стул для тренировок.
- Когда Татьяна в первый раз поехала на чемпионат Украины, где она завоевала три золотые медали, все спортсмены метали ядро, копье и диск, сидя на специальном стуле, — говорит Марина Воеводская. — Эта высокая металлическая табуретка Тане показалась неудобной. Она вернулась тогда вся в синяках. Поэтому я, технарь по образованию, сама набросала приблизительный эскиз такого стула. А один удивительный человек, Сухомлинов Дмитрий Михайлович, помог нам его сделать. И с тех пор Таня тренируется только на его стульях. К Паралимпийским играм в Афинах придумали новую, уже третью по счету, конструкцию. Подобной мы не нашли даже в Интернете. Но сейчас и этот стул сломался. Так что к Паралимпиаде в Пекине придется делать новый.
- Вы уже готовитесь к ней?
- Вернется Таня из Москвы и приступим, — улыбается Марина Владимировна. — Отправляясь в Афины (я не была на этих соревнованиях), она сказала: «Тренер, какую-нибудь медаль я тебе обязательно привезу». А сейчас говорит: «Тренер, я привезу тебе «золото»!» (на глазах у Воеводской блеснули слезы. — Авт. ).
P. S. После Паралимпиады в Афинах Указом Президента Украины Татьяна Якибчук награждена орденом Княгини Ольги III степени, председатель Верховного Совета АРК Борис Дейч вручил ей медаль «За верность долгу» и ключи от машины «Таврия».
Председатель Совета министров Крыма Сергей Куницын подарил спортсменке цветной телевизор, мобильный телефон, оказал финансовую помощь и поручил городскому голове Симферополя Валерию Ермаку сделать ремонт в ее квартире. Наша газета уже
рассказывала о том, как чутко отзывается глава правительства Крыма на чужую беду: он помог уже не одному герою публикации «ФАКТОВ». Надеемся, что Сергей Куницын не оставит без внимания и призера Паралимпиады Татьяну Якибчук. И обяза-
тельно проконтролирует выполнение собственных поручений. Ведь он, строитель по специальности, как никто другой понимает: одолеть в одиночку ремонт Таня просто не в состоянии.
478Читайте нас в Facebook