Шляпа выдающегося авиаконструктора игоря сикорского, родившегося и выросшего в киеве, хранится в сша как талисман -- летчики-испытатели приходят в его бывший кабинет, чтобы прикоснуться к ней на счастье
История современных вертолетов началась с детского подарка. Мама купила маленькому Игорю Сикорскому книгу об ученом средневековья Леонардо да Винчи. Одна из его гениальных идей -- летательный аппарат с вращающимся крылом. Игорь бросился воплощать эту задумку: по рисункам Леонардо да Винчи мастерил игрушечные вертолеты с двигателем из резинки. Став студентом, он привез из Франции бензиновый мотор, чтобы установить его на собственном вертолете. Испытания проходили на лужайке возле отчего дома на улице Ярославов Вал, 15 в Киеве. Одна машина так и не взлетела, другая, усовершенствованная, лишь оторвалась на несколько секунд от земли. Создать первый в мире работоспособный вертолет авиаконструктору удалось только через 30 лет, в 1939-м, в Соединенных Штатах.
«О родстве с авиаконструктором-эмигрантом в нашей семье предпочитали не упоминать»
-- Эту схему генеалогического древа нашей семьи я получил лет тридцать назад от своего родственника, Георгия Андреевича Сикорского, преподававшего в Киевском политехническом институте, -- говорит киевлянин Георгий Лошкарев, разворачивая большой лист бумаги. -- Из этой схемы следует, что отец выдающегося авиаконструктора Игоря Сикорского и моя прапрабабка были родными братом и сестрой. Наши семьи Лошкаревых и Сикорских всегда общались, но об авиаконструкторе-эмигранте предпочитали не упоминать. Только в 1990 году, когда я часто ездил в командировки в Америку (Георгий Лошкарев работает заведующим отделом Института проблем материаловедения Национальной АН Украины. -- Авт. ), разыскал сына Игоря Сикорского Сергея (у авиаконструктора четверо сыновей, но только Сергей остался работать в фирме «Sikorsky». -- Авт. ). Сергей пригласил меня посетить созданную отцом вертолетостроительную компанию, которая находится в штате Коннектикут. На проходной у меня изъяли фотоаппарат: снимать нельзя -- фирма делает вертолеты для армии. Здесь же, на проходной, установлен бюст Сикорского на фоне его личной эмблемы -- буква S и крыло птицы. В здании фирмы стены увешаны его фотографиями, а кабинет Игоря Ивановича сохранен как мемориальный. Он приезжал туда работать над чертежами вертолетов и после того, как добровольно отказался от поста руководителя своей компании. В кабинете я не увидел ничего особенного, кроме шляпы Сикорского. Она хранится под колпаком из органического стекла. Мне рассказали, что летчики-испытатели приходят перед сложными полетами прикоснуться к этой шляпе -- на счастье. Сикорский сам испытывал многие свои машины, порой случались аварии, но серьезных травм он не получил ни разу. «Все дело в счастливой шляпе, которую я неизменно надеваю перед полетом», -- шутил Игорь Иванович. Впрочем, этой шляпой он, похоже, обзавелся уже в Америке -- на фотографиях, сделанных в дореволюционной России, Сикорский снят возле своих аэропланов в кожаном шлеме с ободом, предохраняющим голову от травм.
-- Сын Игоря Сикорского, как и отец, занимается конструированием самолетов?
-- Он отлично владеет несколькими языками, например японским, и занимался сбытом вертолетов. Сергей рассказал мне, что в бытность СССР он чуть ли не каждый год приезжал в Москву для деловых встреч. Зачастую наведывался и в Киев -- Сергей Сикорский, оказывается, дружил с генеральным конструктором прославленных самолетов «Антей», «Руслан», «Мрия» Олегом Антоновым. Но никто из Сикорских и Лошкаревых, живущих в Киеве, об этом не знал.
В конце 1990-х по моему приглашению Сергей с руководством фирмы приезжал в Киев на открытие мемориальной доски, посвященной Игорю Ивановичу. Она установлена на одном из зданий политехнического института. Недавно Сергей уволился из фирмы -- в семьдесят с лишним лет женился и уехал в другой штат.
-- Отразилось ли в советские годы на вашей семье родство с Игорем Сикорским?
-- Я видел анкеты моего отца, составленные еще в сталинские времена (в них, кстати, приходилось указывать даже цвет глаз и волос). В графе «Родственники за границей» он ставил прочерк. Тем не менее отца арестовали сразу после убийства Кирова, но через три месяца отпустили, отправив преподавать в Архангельск. Отец занимал там должность заведующего кафедрой физики. Его студентом был будущий выдающийся кардиохирург Николай Амосов. Они подружились и общались, когда вновь встретились в Киеве.
Отец стал академиком АН Украинской ССР, возглавлял киевский Институт полупроводников, который сейчас носит его имя. Перед войной отец открыл явление так называемого пен-перехода, имеющее ключевое значение для создания резисторов, триодов, диодов. К сожалению, из-за начавшейся войны он не смог продолжить свои исследования. А американцы Бардин, Шокли и Браттейн независимо от отца открыли пен-переход и получили за это Нобелевскую премию
«Сикорский остался нашим вечным студентом»
-- В архивах Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» сохранилось несколько документов, касающихся студента Игоря Сикорского, в том числе решение о его отчислении за неуплату денег за учебу. Так что мы считаем Сикорского нашим вечным студентом, -- говорит научный сотрудник Государственного политехнического музея Анатолий Мурачев. -- Семья Сикорских была состоятельной: отец -- известный в городе врач-психиатр, профессор университета -- финансировал дорогостоящее увлечение Игоря -- строительство летательных аппаратов, а также его путешествия в Европу. Деньги тратились не зря: Игорь уже в студенческие годы стал одним из лучших в Российской империи авиаконструкторов -- в 1911 году на своем самолете С-6 он установил мировой рекорд скорости. Эта машина была награждена золотой медалью на Московской воздухоплавательной выставке. Игорь бросил учебу в Киевском политехническом институте из-за того, что ему предложили переехать в Петербург и занять должность главного инженера Русско-Балтийского завода для налаживания выпуска самолетов собственной конструкции.
Через пару лет после переезда в Петербург Сикорский явил миру настоящее чудо -- огромный аэроплан с четырьмя моторами. Кстати, по преданию, идею этой машины Сикорскому «подсказало» какое-то насекомое, попавшее в карбюратор одномоторного самолета. Хотя двигатель из-за этого заглох, Сикорский сумел посадить машину. С несколькими моторами подобное ЧП невозможно, решил конструктор. Так и был создан проект «Русского витязя». К тому же это был первый комфортабельный самолет -- салон напоминал просторную комнату, в которой помещался диван, стулья, столик и даже умывальник. На стенах висели зеркала, а в носовой части для развлечения пассажиров был обустроен балкон (при скоростях того времени это было приемлемо). Кстати, Сикорскому принадлежит идея сделать кабину пилота закрытой, а не продуваемой всеми ветрами.
«Русский витязь» решили показать императору. Специально для этого самолет прилетел в Царское село. Николай II, осмотрев машину, пожаловал Сикорскому именные золотые часы.
Уже в следующем, 1914 году, авиаконструктор построил еще один самолет-гигант «Илья Муромец». 30 июня, когда в Петербурге стояли белые ночи, в 1. 30 этот самолет отправился в сверхдальний полет в Киев. Устройство салона в нем было не менее претенциозным, чем у «Русского витязя», поэтому экипаж смог позавтракать с комфортом -- за столом. Пролетая над Витебском, летчики сбросили металлическую банку с яркой лентой. В банку вложили тексты телеграмм в Киев и Петербург, а также деньги для их отправки. Телеграммы дошли до адресатов. Вскоре после посадки на дозаправку в Белоруссии начал течь топливный трубопровод, из-за этого загорелся и заглох один из двигателей. Пришлось совершить экстренную посадку на каком-то поле. Огонь потушили и, переночевав в самолете, утром продолжили полет. В Киеве героев встречала толпа горожан.
Через месяц началась Первая мировая война. «Илье Муромцу» было суждено стать бомбардировщиком. Сикорский пропадал в эскадрильях, обучая пилотов особенностям полетов на «Муромцах». Он вспоминал, что был единственным в стране пилотом-испытателем и инструктором полетов большегрузных аэропланов. За три года войны было построено 85 экземпляров «Ильи Муромца».
После революции, в 1918 году, Сикорского пригласили во Францию -- ему заказали построить пять таких машин. Но вскоре Германия капитулировала, и интерес к конструктору во Франции пропал. В России у него остались жена и дочь -- Сикорский не взял их с собой, полагая, что ситуация на родине вскоре нормализуется. Затем ему удалось организовать выезд за границу дочери Татьяны, а вот супруга осталась в Советской России. Переехав в США, Сикорский женился второй раз. Его избранницей была русская.
Первые четыре года в Америке Сикорскому пришлось перебиваться заработками учителя -- из Европы он уехал почти без денег. Свою фирму «Sikorsky Air Engineering» он создавал вместе с несколькими эмигрантами из России, такими же бедняками, как он сам. Они арендовали курятник на птицеферме в Лонг-Айленде и собирали свой первый двухмоторный самолет S-29A (буква A означала -- «созданный в Америке) в основном из материалов, найденных на свалке металлолома. Закончить эту работу удалось благодаря знаменитому композитору Сергею Рахманинову, вложившему в фирму 5 тысяч долларов. По тем временам это была весомая сумма. Чтобы заработать на постройку новых машин, Сикорский стал возить на S-29A коммерческие грузы. Первым заказом была перевозка двух роялей, за что фирма получила 500 долларов.
Сикорский стал специализироваться на пассажирских самолетах, садящихся на воду. В 1930-е годы созданный им S-42 стал эксплуатироваться на сверхпротяженных по тем временам пассажирских рейсах из Северной Америки в Южную и в Европу. Машины Сикорского стал закупать и СССР, а сталинское руководство предложило авиаконструктору вернуться на родину. Возможно, благодаря этому самолет-амфибия Сикорского попал в кадры фильма «Волга-Волга». Но предложение вернуться Игоря Ивановича не прельстило. А вскоре он решил осуществить свою детскую мечту -- создать работоспособный вертолет. К тому времени было сделано ключевое для этих машин изобретение -- способ изменения угла поворота винта. Первый геликоптер Сикорский поднял в воздух в 1939 году, а уже в декабре 1941-го началось серийное производство двухместного вертолета S-47. Он был единственным вертолетом в армиях антигитлеровской коалиции, который использовался в годы Второй мировой войны.
С тех пор фирма «Sikorsky» является в США одной из лучших в деле создания вертолетов. Во время визита Никиты Хрущева в Америку президент Эйзенхауэр катал его на вертолете Сикорского. Президенты Соединенных Штатов летают на геликоптерах фирмы «Sikorsky» уже около полувека. Игорь Сикорский отошел от бизнеса в 1950 году. Умер он в 1972-м в возрасте 83 лет.
941Читайте нас в Facebook