ПОИСК

«я поняла: не нам следует бояться этих детей, а им -- окружающих: наши насморки и гриппы действительно опасны для ослабленного иммунитета»,

0:00 2 ноября 2004
Елена ОЗЕРЯН «ФАКТЫ» (Симферополь)
-- говорит директор Симферопольской школы-интерната, где впервые в Украине начато обучение ВИЧ-инфицированных детей

Большинство учителей и родителей панически боятся соседства здоровых детей с ВИЧ-инфицированными, несмотря на заверения специалистов, что это безопасно, а изолировать ни в чем не виноватых малышей негуманно. «ФАКТЫ» уже писали о трех крымских сиротах, которые столкнулись с подобным к себе отношением (номер за 2 декабря 2003 года). И вот в Симферопольской школе-интернате впервые в Украине начато обучение ВИЧ-инфицированных ребятишек: Андрей, Лариса и Саша пошли в нулевой класс!

С рождения и до семи лет Андрей, Лариса и Саша жили в инфекционной больнице

О судьбе маленького героя «ФАКТОВ» Феди (теперь в интернате его называют Андреем, как записано в свидетельстве о рождении) в Крыму, наверное, знают все. Сюжеты о нем часто показывали по местным каналам телевидения.

Мать Андрея -- наркоманка, состоящая на учете в республиканском Центре по профилактике и борьбе со СПИДом, отказалась от него сразу после рождения. Старшая сестра мальчика, родившаяся, к счастью, здоровым ребенком, живет с отцом. Когда Андрея с диагнозом ВИЧ перевели в инфекционную больницу, отец сначала его проведывал. Но потом перестал навещать сына. Видимо, мужчина, загнанный в угол материальными проблемами, один воспитывающий дочь, не решился взвалить на себя бремя забот о больном ребенке…

С самого рождения и до шести лет Андрей вместе с Ларисой и Сашей, от которых тоже отказались родители, жил в инфекционной больнице. В прошлом году начмед этого лечебного учреждения пытался определить детей в расположенную рядом школу, но это ему так и не удалось: все педагоги отказались учить ВИЧ-инфицированных. Лишь психолог из другой школы согласилась с ними заниматься. Но вскоре ребят перевели в республиканский Дом малютки «Елочка», где для них создали более комфортные условия проживания, обеспечили специальный медицинский уход. К сожалению, ездить к детям в другой конец города сердобольная женщина-психолог не смогла. А учителя из расположенных неподалеку от «Елочки» школ тоже с ними не занимались. Поэтому, когда в редакцию «ФАКТОВ» позвонил начальник управления социальной защиты детства и воспитательной работы Министерства образования и науки АРК Айдер Аблятипов и радостно сообщил: «Андрей, Лариса и Саша учатся в обычной школе!» -- наш корреспондент тут же отправилась в это учебное заведение.

РЕКЛАМА

«Андрей был практически изолирован от внешнего мира, поэтому сейчас задает тысячи вопросов… »

-- А ты кто? -- увидев в классе незнакомого человека, Андрей подошел и начал внимательно меня рассматривать. -- А что это такое? Оно открывается? Покажи! А тут нажми! -- затараторил мальчик, увидев мой диктофон.

Саша, не вынимавшая палец изо рта, и Лариса стояли рядом и молча наблюдали за происходящим.

РЕКЛАМА

Дети уже освоились в новой обстановке. А несколько недель назад их встречал весь школьный коллектив. Из Дома малютки малышей привезли на микроавтобусе со всем их приданым: коробками с одеждой, обувью и игрушками. Медсестры, нянечки, врачи, которые вырастили Андрея, Сашу и Ларису, плакали, расставаясь с ними.

-- Андрюша был практически изолирован он внешнего мира, как Маугли. Поэтому сейчас он задает тысячи вопросов, всему удивляется, -- говорит директор школы-интерната Екатерина Герасименко. -- Все ребятишки контактны и… очень залюблены, заласканы. Для Андрея, например, пока не существует слово «нельзя». Но это поправимо. Лариса -- очень умная девочка. Саша чуть-чуть отстает в развитии, но она догонит сверстников. В Доме малютки они жили, как у любящих дедушки с бабушкой, им позволялось все. Поэтому сейчас им надо учиться элементарным правилам общежития, режиму: обязательно мыть руки перед едой, два раза в день чистить зубы, самим заправлять постель. Они спят в общей спальне с другими детками, вместе со всеми кушают.

РЕКЛАМА

-- Были и комические моменты -- нам пришлось популярно объяснять Ларисе, Саше и Андрюше для чего предназначен унитаз, -- улыбается воспитатель-педагог нулевого класса, в котором теперь учатся новички, Марина Чепурко. -- Они ведь в Доме малютки пользовались горшочками… Словом, в интернате для них все другое, такого количества взрослых и сверстников они никогда не видели, не имели собственных портфелей, отдельной парты, не знали, что такое школьная доска. Но за это короткое время малыши прекрасно вписались в коллектив… Сашенька, -- учительница обратилась к девчушке с огромным бантом в волосах, -- подготовь, пожалуйста, класс к уроку.

Через пару минут все дети сидели за партами. «Марина Валентиновна, класс к уроку готов», -- по-прежнему не вынимая палец изо рта, тихо сообщила Саша и села на свое место.

«В том, что общество негативно воспринимает ВИЧ-инфицированных, виноваты и СМИ»

-- Когда мне сказали, что на базе нашей школы-интерната будут обучаться дети с ВИЧ-инфекцией, в душе возникло сомнение: может, отказаться? -- призналась Екатерина Ивановна. -- Но вечером дома я подумала: не дай Бог, случится такая беда с кем-то из близких, какое будущее ждет ребенка?! Андрей, Саша и Лариса -- трижды безвинно обиженные: от них отказались родители, они неизлечимо больны и им некуда деваться. Утром приняла решение: я их забираю! И то, что я согласилась принять этих трех ребятишек -- вовсе не героический поступок. Ведь в интернате все дети -- сироты. Наши сотрудники постоянно работают с контингентом обездоленных ребят, обучают их, воспитывают. Не знаю, конечно, как в душе мои коллеги восприняли появление новеньких, но никто не сказал: я не буду с ними заниматься. Раз надо, значит надо! Перед приездом Андрея, Саши и Ларисы к нам приходили работники республиканского Центра по профилактике и борьбе со СПИДом, поговорили с воспитателями, нянечками, рассказали, как себя обезопасить. Поскольку заражение происходит через кровь, то если, например, кто-то из малышей поранится, обрабатывать раны следует в перчатках. И нужно тут же о происшествии сообщить в Центр. Это учреждение по-прежнему обеспечивает лечение детей, следит за их здоровьем. Нам объяснили, когда и какие медикаменты надо давать малышам. Кстати, запивать лекарства они должны не водой, а соком или кефиром. Сейчас, после беседы с сотрудниками Центра и прочитав массу специальной литературы, я поняла, что не нам надо бояться ВИЧ-инфицированных, и им нас. Наши чихания, насморки, гриппы для их ослабленного иммунитета действительно опасны.

-- Когда Андрей, Саша и Лариса пришли к нам в группу, первое время, конечно, было страшновато, -- призналась воспитатель-педагог Марина Чепурко. -- Ведь, как и большинство людей, я мало что знала о СПИДе. Сейчас много читаю, интересуюсь этой темой. Мы первыми согласились обучать ВИЧ-инфицированных детей. И случилось это потому, что, работая в системе интернатских учреждений, как никто другой, понимаем, что кроме нас, у этих малышей никого нет. Так что отныне Андрей, Саша и Лариса живут в одной большой семье.

-- Не сочтите за упрек, но в том, что общество так воспринимает ВИЧ-инфицированных, отчасти виноваты и СМИ, которые, согласитесь, запугали людей этой болезнью, -- говорит начальник управления социальной защиты детства и воспитательной работы Министерства образования и науки АРК Айдер Серверович Аблятипов. -- Я читал соответствующую литературу, беседовал с медиками и уяснил, что, например, туберкулез или гепатит представляют большую угрозу для каждого из нас, чем СПИД, который передается лишь несколькими путями. В министерстве вопрос о том, можно ли ВИЧ-инфицированным учиться вместе со здоровыми детьми, очень серьезно обсуждался. В результате победил здравый смысл. Сейчас мы разрабатываем схему дополнительной оплаты и гарантий нянечкам и педагогам, которые обучают ВИЧ-инфицированных ребятишек. Они должны быть так же социально защищены, как и медики, работающие с контингентом таких детей.

 


226

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров