ПОИСК
Спорт

«финальный кубковый матч 1954 года мы проводили в густом тумане по щиколотку в снегу. Белый мяч пришлось заменить сначала на красный, а затем -- на черный», -- вспоминает бывший динамовец тиберий попович

0:00 29 октября 2004
Ярослав ГАЛАС «ФАКТЫ» (Ужгород — Мукачево)
50 лет назад киевское «Динамо» впервые завоевало кубок СССР

Для многомиллионной армии поклонников украинского футбола прошлая неделя была не совсем обычной. 50 лет назад, 20 октября 1954 года, киевское «Динамо» одержало свою самую первую значительную победу, завоевав Кубок СССР. Это был триумф лучшей украинской команды, с которого она начала свой путь к другим вершинам. Ныне из состава «Динамо»-54 осталось всего шесть человек, один из них — левый защитник Тиберий Попович. Несмотря на то что Тиберию Ладиславовичу 74 года, футбол для него по-прежнему на первом месте.

«В 1950 году «Динамо» чуть не вылетело из высшей лиги»

-- Победа в финале Кубка СССР произвела настоящий фурор не только в Украине, но и во всем Союзе, -- рассказывает Тиберий Попович. -- Ведь киевское «Динамо» в начале 50-х вовсе не считалось футбольным фаворитом. Команда, конечно, играла в высшем дивизионе, но числилась в «середняках». А в 1950-м даже чуть из высшей лиги не вылетела. В то время почти все элитные клубы находились в Москве: ЦДКА, «Спартак», «Торпедо», «Динамо» и ВВС, которую опекал сын Сталина — Василий. К ним примыкали ленинградский «Зенит» и тбилисское «Динамо». Это были великолепные команды, многие годы не позволявшие периферии (которой в футбольном отношении считался и Киев) пробиться наверх. Поэтому наша победа стала настоящей сенсацией. До этого Кубок СССР никогда (кроме 1944 года, когда на вершину взошел ленинградский «Зенит») не покидал пределы Москвы…

-- Тиберий Ладиславович, как вам удалось попасть в киевское «Динамо»?

-- Во время службы в армии в 1949 году я участвовал в чемпионате страны по футболу среди команд пограничных войск. Мы выиграли все шесть матчей и в финале встретились с командой Московского военного округа, в рядах которой выступали некоторые игроки дублирующего состава московского «Динамо». В очень напряженном матче мы победили -- 2:1. После игры старший тренер москвичей Виктор Дубинин пригласил меня и еще троих ребят в дублирующий состав своей команды. Так я оказался в одном из лучших футбольных клубов СССР.

РЕКЛАМА

В следующем году на сборах в Гаграх «Динамо» дважды встречалось со своими одноклубниками из Киева. После последнего матча меня неожиданно пригласили в раздевалку киевлян, где уже находился наш старший тренер, а также только что принявший киевское «Динамо» Олег Ошенков. «Олег Александрович обратился к нам с просьбой отпустить нескольких игроков в киевское «Динамо», -- сказал мне Виктор Дубинин. -- Скажу откровенно: ты нам нужен, мы видим в тебе перспективного игрока. Но в ближайшее время взять тебя в основной состав я не смогу -- у меня на скамейке сидят сплошь мастера спорта. В Киеве же перед тобой открываются блестящие перспективы».

Одним словом, через три дня, в апреле 1951-го, меня откомандировали из Москвы в Киев. Знакомство с «Динамо» у меня началось с… лопаты. Воинскую часть, в которую я явился по предписанию, сразу отправили за город копать траншеи. Над моими рассказами об игре в московском «Динамо» все только посмеивались: «Копай-копай, -- говорили. -- Выдумывать будешь после». Лишь через несколько дней, когда я успел натереть на ладонях огромные мозоли, меня вызвал к себе командир полка. «Ты почему не сказал, что приехал играть в футбол? -- спрашивает строго в присутствии двоих штатских (а это были представители киевского «Динамо»). -- Через две минуты явиться сюда с вещами!» Вот так я и оказался в «Динамо».

РЕКЛАМА

-- Какая база тогда была у команды?

-- Базы как таковой не было. Жили мы в общежитии на улице Розы Люксембург. В комнатах -- 8--12 человек. Ели в обычной столовой. Время было послевоенное, не до излишеств, поэтому каких-то специальных спортивных диет не было. Но питались мы неплохо: гречневая или перловая каши, картофель, сосиски, сардельки, рубленые отбивные ежедневно. Хорошо помню, что в магазинах тогда было навалом красной и черной икры. Ее продавали прямо из бочек по восемь рублей за килограмм, но никто этот деликатес не покупал. Наоборот, если кто-то брал дефицитный товар, в нагрузку ему давали бутерброд с красной и черной икрой…

РЕКЛАМА

Тренировались мы каждый день. Тогдашнее руководство команды большое внимание уделяло физической подготовке, ну и, естественно, технике владения мячом. В начале 50-х в состав «Динамо» входило много великолепных игроков, но большинство из них давно перешагнули 30-летний рубеж. Перед новым тренером стояла задача омолодить коллектив и достичь уровня, который удовлетворил бы как команду, именующую себя лучшей в Украине, так и многомиллионную армию ее болельщиков. Олегу Ошенкову удалось выполнить эту задачу в кратчайшие сроки. Уже в 1952 году «Динамо» неожиданно для многих завоевало в чемпионате СССР серебряные медали.

«Пока мы вовсю тренировались на стадионе, игроки сборной Венгрии играли в преферанс и попивали коньяк»

-- Кроме официальных наград, игроки поощрялись материально?

-- Серебряным призерам чемпионата присвоили звания мастеров спорта и вручили грамоты спорткомитета СССР. Для нас это были очень почетные награды. Вопрос же о материальном поощрении никогда не поднимался. Мы были немного по-другому воспитаны, играли из любви к футболу. Как сейчас говорят, на голом энтузиазме. Тогдашние зарплаты футболистов, конечно же, несравнимы с теперешними. В основном составе мы получали от 1 200 до 1 800 рублей в месяц, плюс 500-600 рублей (иногда немного больше) за каждую игру в зависимости от сбора за продажу билетов. Для сравнения: хороший слесарь шестого разряда зарабатывал тогда 1 800--2 000 рублей в месяц, а пара туфель стоила около 150 рублей.

-- 1954 год стал особым в истории киевского «Динамо»…

-- Да. Причем памятной финальной игре за Кубок СССР предшествовало несколько других, тоже очень интересных и напряженных матчей. 19 сентября 1954 года руководству команды поступила телеграмма из спорткомитета СССР: срочно создать на базе киевского «Динамо» вторую сборную СССР и 26 сентября (то есть через неделю) выступить против второй сборной Венгрии. Для усиления состава нам добавили четырех игроков из ведущих московских клубов, и через три дня, почти не имея времени для подготовки, мы вылетели в Будапешт.

Надо сказать, что с 1950 по 1955 год футбольная сборная Венгрии считалась одной из сильнейших в мире. В 1954-м на чемпионате мира в Швейцарии она заняла второе место, которое в самой Венгрии все считали большим провалом. Сборные Бразилии и Уругвая она обыграла с одинаковым счетом 4:2 (а ведь это были главные претенденты на чемпионские медали!). В первой встрече со сборной Германии венгры победили с разгромным счетом 8:3. Однако за счет других игр немцы все-таки пробились в финал и снова встретились со сборной Венгрии. В первом тайме венгры забили два сухих мяча, после чего уже начали обниматься, поздравляя друг друга с победой. А после перерыва немцы сумели мобилизовать все силы и забили расслабившимся соперникам три безответных гола.

Для Венгрии это поражение стало национальной трагедией. Игроки возвращались домой разными рейсами, чтобы не попадаться на глаза своим болельщикам. А главному тренеру сборной разъяренные фанаты в щепки разнесли особняк…

«Никто в Москве не хотел верить, что «Спартак» уступил какому-то «Динамо» из Киева»

-- В Будапешт мы прилетели за два дня до встречи и поселились в одном отеле со сборной Венгрии, -- продолжает Тиберий Ладиславович. -- Соперники смотрели на нас свысока, посмеиваясь над спортивной формой с широкими «казацкими» штанами (над нашей формой смеялась тогда вся Европа), а сами щеголяли в аккуратных костюмах с национальной эмблемой и гербом. Два дня, пока мы вовсю тренировались на стадионе, венгры сидели в холле, играли в преферанс, попивая коньяк и ром. А выйдя на поле во время матча, начали катать друг другу мяч, словно играли с какими-нибудь дилетантами. Но мы были настроены весьма решительно, рванули вперед, забили сначала один, затем второй мяч и в конце концов победили с сухим счетом 3:0. После поражения на чемпионате мира для Венгрии это была вторая подряд трагедия (основная сборная сыграла в Москве вничью).

Из Будапешта мы вернулись в Киев всего на сутки. Ведь через два дня в Москве у нас была назначена кубковая встреча со «Спартаком» Помню, перед игрой Олег Ошенков собрал нас и сказал: «Ребята, я понимаю, что вы не успели отдохнуть, поэтому прошу лишь об одном: постарайтесь сыграть так, как в Будапеште». Московские спартаковцы, считавшие себя на голову выше нас, начали игру очень расслаблено и спохватились, лишь пропустив два мяча. До конца первого тайма они сумели отквитать гол, но во втором тайме мы снова пошли вперед, и Миша Коман забил последний победный мяч — 3: 1. Проигрыш любимой команды поверг москвичей в шок. Никто не хотел верить, что «Спартак» уступил какому-то «Динамо» из Киева. А мы уже готовились к следующей встрече -- с ленинградским «Зенитом».

Это был очень тяжелый матч — на дворе уже октябрь, дождь, слякоть, туман… Основное время сыграли вничью, добавочное — тоже. Серии пенальти тогда не назначали, поэтому на следующий день состоялась повторная игра. Ее исход решил единственный мяч-красавец, забитый Александром Кольцовым с восемнадцати метров.

Через три дня, 20 октября, нам предстояла финальная встреча с ереванским «Спартаком», игроки которого уже неделю отдыхали, наблюдая за соперниками с трибун.

-- Говорят, вам пришлось играть в ужасных погодных условиях…

-- Перед самим матчем по щиколотку выпал снег, а поскольку температура была на 2--3 градуса выше нуля, на поле сразу образовалась каша. Вдобавок опустился густой туман. Вначале мы пробовали играть белым мячом, потом его заменили красным, которого тоже не было видно, а доигрывать пришлось черным. Все москвичи (встреча проводилась на центральном стадионе «Динамо». -- Авт. ) болели за Киев и громко подбадривали нас своими возгласами. В первом тайме мы забили гол, но вскоре армяне сумели сравнять счет. А во втором тайме получилась очень хорошая многоходовая комбинация. Сначала Макаров поймал мяч и выбросил мне. Я продвинулся вперед и отдал пас игравшему на левом фланге Фомину. Тот филигранно обыграл двоих соперников, прорвался по левому краю и красиво положил мяч на ногу Коману. А Миша Коман никогда не торопился. При необходимости он забивал в одно касание, но если нужно подержать -- держал. Вратарь двинулся вперед, и Коман этаким парашютом перебросил мяч через него прямо в ворота. Этот гол и стал решающим. В тумане и слякоти мы сделали круг почета, после чего под рев трибун нам вручили кубок СССР. А через день мы уже были дома.

255

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров