ПОИСК
Происшествия

«чем я плохой муж: зарабатываю, убираю в квартире, готовлю, одеваю ребенка, горшки выношу»,

0:00 7 сентября 2004
Юрий ГАЕВ «ФАКТЫ» (Запорожье)
-- говорит о себе Евгений Клопота, единственный незрячий преподаватель Запорожского государственного университета, весной защитивший кандидатскую диссертацию по психологии

Когда, договариваясь с героем этого материал о встрече, я случайно обронил фразу: «Сейчас посмотрю в свои записи, свободен ли в это время», то тут же спохватился: не задел ли этим своего телефонного визави. Оказалось, Женя по этому поводу не комплексует, а в разговоре спокойно употребляет словосочетания «смотреть кино» или «заглянуть в книгу». «Я такой, как все зрячие. Только достигаем мы одного и того же результата разными способами», -- говорит 30-летний преподаватель психологии факультета физвоспитания Запорожского госуниверситета Евгений Клопота.

Хозяйка квартиры была поражена: слепые хозяйничали на кухне не хуже зрячих

Первую свою лекцию -- теория и методика паралимпийских игр -- в новом учебном году Евгений Клопота прочитал группе пятикурсников. Говорит, почти не волновался, все-таки за спиной уже полугодовой опыт работы в вузе. До звонка студенты сидели не шелохнувшись. А после окружили Евгения Анатольевича со словами благодарности и восхищения. И только тогда многие студенты с удивлением поняли, что их новый преподаватель незрячий.

… Женя рос обычным, хорошо развитым мальчиком. Несчастье случилось, когда ему было шесть лет.

-- В садике ребенок ударил чем-то сына по затылку, -- рассказывает Женина мама Наталья Михайловна. -- Помню, купаю Женечку в ванной, а он: «У меня головка болит». Через день ему стало нехорошо, началась рвота. Забрали в инфекционную больницу, промыли желудок, думали, отравился. А ребенку хуже и хуже. Куда мы только не обращались, никто не мог установить диагноз. В Москве ему сделали трепанацию черепа. Сказали, еще две недели и сын бы умер. У него оказалась гематома, пережавшая зрительный нерв. Когда я услышала, что сын ослепнет, у меня земля ушла из под ног. Все попытки вернуть зрение ничего не дали. Пришлось смириться с судьбой и думать, как сделать так, чтоб он рос полноценным человеком.

РЕКЛАМА

Женя никогда, даже в детстве, не позволял обстоятельствам победить себя. Мальчишкой, приезжая в село к двоюродным братьям, играл с ними в футбол. Усевшись за руль мотоцикла с коляской, спускался с горки. Конечно, под него придумывались в игре новые правила, но зато вырабатывалась координация, привычка быть на равных с другими детьми. Во время учебы в харьковской гимназии для незрячих (с 8 до 20 лет) много читал (одна «Война и мир» из 28 «брайлевских» книг -- с выдавленными на бумаге буквами -- чего стоит), занимался спортом, ходил в драматический и радиокружки. У Жени, кстати, первый разряд по шахматам и «почти первый» по плаванью. Конечно, детям повезло с педагогами: из 20 человек Жениного школьного выпуска 1994 года 17 поступило в институты. То, что сегодня в вузах Харькова учится около 50 незрячих студентов, по словам Жени, большая заслуга его друзей: «Мы показали пример»

После гимназии Клопота поступил в Харьковский институт культуры на факультет социальной педагогики. К счастью, удалось убедить членов приемной комиссии не брать во внимание физические недостатки абитуриента, а оценивать его знания.

РЕКЛАМА

В Харьков приехала Женина мама, сняла комнату для сына и его незрячего друга Сергея Картавцева, и три недели жила с ребятами, помогая адаптироваться к новым условиям: изучить маршруты в ближайшие магазины и институт, научиться самим готовить пищу. 1 сентября Женя запретил маме провожать себя на занятия, и она, глотая слезы, наблюдала со стороны, как сын, стуча тростью по мостовой, уходил в самостоятельную взрослую жизнь. Мать плакала, не хотела уезжать. Но сказала себе: «Так нужно. Пусть Жене будет трудно в первые дни, зато потом будет легче».

Сначала мама приезжала в Харьков из Запорожья через выходной, потом раз в месяц. Ходила с сыном в библиотеку, начитывала нужные учебники на магнитофон. И с радостью замечала, как ее парень взрослел, добивался успехов в учебе. Хозяйка квартиры рассказала, что придя к ребятам была поражена их самостоятельностью. Они хозяйничали не хуже зрячих: стирали, убирали в квартире. Сергей мыл посуду и ходил по магазинам за продуктами, Женя готовил первые и вторые блюда, мог даже яблочный пирог испечь.

РЕКЛАМА

Когда преподаватель отругал Клопоту за пропуски лекций, он… обрадовался

-- В первый учебный день я буквально по наитию нашел нужную аудиторию, сел на свободное место, -- рассказывает Евгений Клопота. -- Три дня часть группы не догадывалась, что я незрячий (внешне ведь незаметно). Обращали внимание, конечно, что веду себя странно, то задену что-то, то не знаю, куда пойти. Но бить на жалость, мол, помогите, я ничего не вижу, я не хотел. Было невероятно сложно освоиться среди всех зрячих. Потом мы сдружились: и на дискотеки ходили, и выпивали в кафе, и покурить между лекций бегали.

Преподаватели тоже не сразу узнали о необычном студенте. Женя, боясь сочувствия, вел себя на занятиях, как все, успевая конспектировать методом Брайля. Этот равномерный негромкий стук в аудитории (буквы выдавливаются на специальной бумаге грифелем) постепенно и «рассекретил» его.

Когда преподаватель педагогики отругал за пропуски его лекций, Жене стало… приятно. Значит, его отсутствие замечено и преподавателю не все равно, посещает ли он занятия. Женя переживал, видя по отношению к себе некоторые поблажки. В таких случаях говорил: «Я пришел конкурировать на равных. Выиграю -- выиграю. Нет -- значит, нет. Но быть несчастным -- не моя стезя».

Проучившись полтора курса, из-за материальных трудностей пришлось перевестись в Запорожский университет, поближе к родителям. За месяц досдал 15 зачетов и 9 экзаменов, и стал одним из лучших студентов факультета психологии. Был случай: преподавательница, видя его тягу к знаниям, дала на время редкий учебник по социологии. К Жене подошла однокурсница: «Из всей группы эту книжку дали только тебе. Больше ее нигде не найдешь, давай я буду читать книгу вслух». И по воскресеньям они читали и конспектировали учебник. Женя быстро обзавелся новыми друзьями, которые во всем ему помогали. Будучи студентом третьего курса поступил заочно в Санкт-Петербургский институт Гештальта. Гештальт-подход -- один из видов психотерапии, которым, по мнению Клопоты, профессиональный психолог должен владеть. Через три года получил сертификат об окончании вуза.

В 97-ом году при Запорожском областном центре социальных служб для молодежи открылась служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия». Чтоб теоретические знания подкрепить практикой, Женя устроился туда на работу.

-- Людей мы набирали по конкурсу, предварительно проведя 10-дневный цикл занятий по телефонному консультированию. Из 15--20 желающих отобрали пятерых, и Женя вошел в их число, -- вспоминает бывший руководитель «Телефона доверия» Ирина Ковалева. -- Откровенно говоря, брать его в штат побаивалась, ведь кроме консультаций по телефону нужно было вести специальную документацию. Я с ним откровенно поговорила, он сказал: «Давайте попробуем». В специальный журнал Женя по методу Брайля «набивал» текст, а потом ручкой наводил буквы. Так добросовестно к ведению документации никто из консультантов не относился. Женя не признавал никаких скидок, дежурил до девяти вечера, а потом, невзирая на погоду, ехал к себе домой на окраину. Было удивительно, как этот совершенно незрячий парень адаптирован к условиям нашей жизни. С ним было легко работать.

Кроме учебы в двух институтах и работы на «Телефоне доверия», Евгений успевал ходить в бассейн, на тренировки по дзюдо, курсы английского языка, был активистом запорожского областного конгресса инвалидов, посещал театр, читал книги. ЗГУ закончил в 1999 году с красным дипломом. Через год, тоже на отлично, завершил учебу в магистратуре, получив рекомендацию в аспирантуру Харьковского педуниверситета имени Г. Сковороды на кафедру практической психологии. А после аспирантуры в 2003-ем вернулся в Запорожье.

В Украине 65 тысяч незрячих. А достигших успехов в бизнесе или науке -- единицы

Сперва Клопота работал в Запорожском университете младшим научным сотрудником и ассистентом кафедры практической психологии. Читает лекции, принимает зачеты, экзамены. Со студентами у него полный контакт. Конечно, некоторые, пользуясь тем, что преподаватель не видит, подсматривают в конспект. Но знающих предмет, утверждает Женя, всегда «видно» на слух.

В мае этого года защитил Клопота кандидатскую диссертацию в Харьковском национальном университете имени В. Каразина и получил ученую степень кандидата психологических наук. Женя благодарен ректору вуза Ивану Прокопенко и своему научному руководителю Марату Кузнецову за то, что поверили в него, первого в истории университета студента с такими физическими ограничениями, создав все условия для научных исследований и командировок. А ведь Жене есть с чем сравнить: его незрячему другу, поступившему в Днепропетровский университет, на первой же сессии профессор поставил двойку, прямо заявив, что слепые, по его мнению, не должны учиться в высших учебных заведениях. После получения ученой степени Клопоту перевели на должность старшего преподавателя на вновь открытую кафедру коррекционной педагогики и адаптивного физического поведения.

-- Если незрячий человек себе скажет: да, я передвигаюсь с помощью трости, пишу по Брайлю, работаю на компьютере с помощью озвучки, но выполняю ту же работу, что и зрячие, только по-другому, он сразу поднимается на более качественный уровень, -- считает Евгений. -- Я с детства любил читать, смотреть фильмы. Расспрашивал родителей, что на экране происходит? Потом стал домысливать сам, сейчас могу и один смотреть. Если я чего-то хочу, то добьюсь поставленной цели.

В 98-м в его жизни появился компьютер. Простенький, но с установленными «говорящими» программами, он здорово облегчил жизнь. Потребность в помощи мамы, друзей, начитывавших нужные книги, отпала. Дипломные работы, диссертацию Женя настучал на клавиатуре самостоятельно. Правда, учебников по социологии и психологии, написанных по методу Брайля, до сих пор нет. Зато в компьютере у Клопоты около 400 штук научных трудов. Не каждый специалист располагает такой научной базой. Просканировать книгу, озвучить ее на устаревшем компьютере непросто. Для быстрого «чтения» книг незрячими существуют так называемые тифлодоски, производимые в Германии. Их стоимость около 5 тысяч долларов. «Нам бы в Запорожье хоть одну для общего пользования», -- вздыхает Евгений.

Живет Женя с мамой, женой и десятимесячным сыном Илюшей. Папа, увы, год назад умер. С Ольгой они учились на одном курсе, она тоже психолог, работает в лицее. Когда знакомые говорят, что Оле нужно поставить памятник, Евгений уточняет: «Тогда нам обоим. Чем я плохой муж: зарабатываю, убираю в квартире, отлично готовлю, одеваю ребенка, горшки выношу… »

-- Женя, -- лезу я к нему в душу, -- Олю я понимаю: ты симпатичный, у тебя глаза карие. Но как ты, не видя ее, влюбился?

-- Вы, зрячие, всегда мыслите стереотипами. Не обязательно видеть женщину, чтобы ее полюбить. С Олей мы жили рядом, часто вместе возвращались с учебы, ходили на концерты, на вечеринки, у нас общие интересы. Я сперва полюбил ее голос, душу, а потом уже и лицо.

-- Считаешь себя человеком самореализовавшимся?

-- До конца -- нет. Мне еще многого хочется достичь. Обычно судьба незрячих у всех одинакова: после специальных закрытых школ -- жизнь на пенсию по инвалидности или монотонная работа в системе УТОС (например, вкладывание резинок в консервные крышки). И считалось, что этого для жизни достаточно. В Украине 65 тысяч незрячих, а достигших успехов в бизнесе или науке единицы. Нет условий, позволяющих таким людям подняться выше. Сегодня в Запорожских школах работают три незрячих историка, а в высшей школе, кроме меня, преподает один кандидат философских наук. Возможно, мой пример поможет еще кому-то найти себе в жизни полезное занятие.

 


1709

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров