Знаменитый ботинок, которым советский лидер никита хрущев в 1961 году стучал по трибуне оон, донашивали его внуки
Появление в 50-х годах прошлого века на советской политической арене добродушного смешного толстяка вселило надежду не только в запуганный Советским Союзом Запад, но и в советских граждан. В то время в СССР живо обсуждали любовный роман Хрущева, которому было за 50, с секретарем ЦК КПСС Екатериной Фурцевой. Мол, если у старика есть любовница, значит, найдутся и силы заполнить прилавки продуктами. Тем не менее «догнать и перегнать Америку» в производстве мясо-молочных продуктов Хрущеву не удалось. Потерпела неудачу и его программа принудительного выращивания кукурузы, внедрявшаяся в районах, заведомо для этого непригодных.
Сын Хрущева, всю жизнь делавший ракеты, направленные на США, работает теперь в университете в Соединенных Штатах
Впрочем, справедливости ради следует отметить, что и удачи у первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева были. Во время его правления тысячи советских людей переселились из бараков и коммуналок хоть и в уродливые, но все же отдельные квартиры. При нем был снижен пенсионный возраст и вдвое увеличены пенсии по старости, а крестьянам стали выдавать паспорта. В 1956 году был отменен антирабочий закон, запрещавший «самовольный» переход на другую работу, и плата за обучение в старших классах школ и институтах, существовавшая с 1940 года. Правда, при этом изменения не затрагивали основ существовавшего режима. Наверное, потому, что Никита Сергеевич был одним из лучших его воспитанников. Он родился 17 апреля 1894 года в Курской губернии в простой крестьянской семье. До 15 лет пас телят, овец, затем коров у помещика. В 1908 году семья Хрущевых переехала на Донбасс. Здесь Никита Сергеевич освоил профессию слесаря. А в 20-х годах учился в техникуме и параллельно руководил партийной ячейкой. В Юзовке (нынешний Донецк) Хрущев познакомился со своей будущей женой Ниной Кухарчук, которая преподавала политэкономию в окружной партийной школе. До этого он был женат на Ефросинье, умершей от тифа в 1918 году и оставившей Никите двоих детей -- Юлию и Леонида. Во втором браке у Хрущева родились Рада, Сережа и Лена.
Судьба первого сына Никиты Сергеевича Леонида сложилась трагически. В июле 1941 года летчик Леонид Хрущев при попытке посадить изрешеченный «мессерами» самолет получил серьезное ранение и практически год пролежал в госпитале. Там, будучи «под градусом», Леонид на спор стрелял в бутылку, которую такой же «веселый» моряк поставил себе на голову. Пуля угодила моряку в лоб. Леонид Хрущев попал под трибунал, но ему разрешили остаться в авиации и отправили на передовую. Но воевать ему пришлось недолго. 11 марта 1943 года Леонид во время боевого задания пропал без вести. Поскольку воздушный бой велся над территорией, оккупированной немецкими войсками, решили, что сын Хрущева попал в плен. На всякий случай органы безопасности арестовали жену Леонида Любовь Сизых, которая пять лет провела в лагере, потом в ссылке в Казахстане. С дочерью ей советовали не общаться, пока та не выйдет замуж. Дочь Леонида Юлю удочерили дедушка и бабушка, а мать она увидела только в 1956 году.
Двое других детей Никиты Сергеевича -- Сергей и Лена -- в детстве много болели. Девочка умерла от туберкулеза, а Сергей встретил войну неподвижным. Больному туберкулезом запретили не только сидеть, но и вообще двигаться. Он лежал на досках, прибинтованный к специальной гипсовой форме. По злой иронии судьбы доктор технических наук Сергей Хрущев, всю жизнь делавший ракеты, направленные на США, работает теперь в университете Брауна в Соединенных Штатах и даже получил американское гражданство, не лишившись, впрочем, и российского.
Галина Брежнева оправдывала свою страсть к драгоценностям словами: «Я не хочу остаться нищей, как Хрущевы»
Кстати, именно Сергей сообщил в октябре 1964 года отцу о готовившемся против него заговоре. К тому времени Никита Хрущев уже 11 лет руководил СССР. Стал жестким, категоричным, не терпел никаких возражений, не церемонился со своими соратниками. И соратники, не дожидаясь, пока их отстранят от постов, отправили Хрущева в отставку, как раз после того, как он пообещал внести предложение об омоложении Президиума ЦК.
Узнав от сына Сергея о заговоре, Хрущев поручил Анастасу Микояну (ближайшему другу, занимавшему пост первого зама главы Совмина СССР) встретиться с источником этой информации -- офицером КГБ, а сам улетел в Пицунду. Уже там, выслушав пересказ, все равно не поверил и даже не стал читать запись беседы. Микоян не переубедил Хрущева отнестись к информации серьезно. Он не поверил в предательство соратников. К тому же в это время жена Хрущева отдыхала в Карловых Варах вместе с супругой Леонида Брежнева, сыгравшего заметную роль в отставке Никиты Сергеевича.
В отличие от Брежневых, чета Хрущевых жила не так уж и богато. Сын первого секретаря ЦК КПСС Сергей в одном из своих интервью рассказывал, что тот знаменитый ботинок, которым Никита Сергеевич стучал по трибуне в ООН, донашивали его внуки. А Галина Брежнева оправдывала свое маниакальное пристрастие к ценным побрякушкам словами: «Я не хочу остаться нищей, как Хрущевы».
После отставки семью Никиты Сергеевича выселили из особняка на Воробьевых Горах в новую квартиру. Вместо правительственной дачи предложили на выбор домик в 100 километрах от Москвы или в поселке Петрово-Дальнем, недалеко от столицы. Никита Сергеевич выбрал Петрово-Дальнее, где был хороший сад, оранжерея, много хозяйственных построек и большой земельный участок для огорода. Хрущеву назначили пенсию в 500 рублей, сохранили за ним служебную автомашину и охрану.
Первые недели после отставки Никита Сергеевич находился в состоянии шока. В свои 70 лет он был полон энергии, здоров и не привык сидеть сложа руки. Он часами гулял по территории дачи в одиночестве или сидел неподвижно в кресле. Иногда на его глазах можно было видеть слезы. Когда в одной из московских школ директор спросил из любопытства, что делает Никита Сергеевич, внук Хрущева ответил: «Дедушка плачет».
В первые недели после отставки никто, кроме родных, не посещал Никиту Сергеевича. Его отстранение от власти страна встретила удивительно спокойно. С Новым 1965 годом Хрущева поздравил по телефону лишь Анастас Микоян. Тем не менее руководство СССР не спускало глаз с бывшего советского премьера, его телефон прослушивался. Охрана из работников КГБ сопровождала Никиту Сергеевича и во время его прогулок за пределами дачи -- по окрестным полям и в лесу, где он любил собирать грибы. Через год после отставки бывший советский лидер пришел в себя, стал много читать, главным образом русскую классику. Однажды сын Сергей привез ему роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Хрущев прочел его без особого интереса, а через несколько дней сказал на одной из прогулок: «Зря мы запретили эту книгу. Надо было мне тогда самому ее прочитать. Ничего антисоветского в ней нет». Неожиданно для родных Хрущев стал регулярно слушать иностранные радиостанции -- «Голос Америки», «Би-би-си», «Немецкую волну». Но жажду деятельности Никита Сергеевич утолял исключительно на огороде, где развел огромное тепличное хозяйство
75-летие Хрущева в 1969 году пышно отмечала разве что западная пресса и тамошние политики. Никита Сергеевич получил из-за границы много поздравлений, в том числе от Шарля де Голля, английской королевы, Яноша Кадара. Это вызывало раздражение руководства КПСС. Предвосхищая типичные в подобных случаях распоряжения, КГБ обратилось к ЦК КПСС с просьбой: «В последнее время в адрес Хрущева направляется большое количество различной корреспонденции от частных лиц из капиталистических стран. Авторы писем обращаются к Хрущеву как к «борцу за мир» и «противнику антисемитизма», выражают сочувствие в связи с его болезнью. Учитывая, что подобная корреспонденция носит тенденциозный характер и может инспирироваться зарубежными подрывными центрами, полагали бы целесообразным ограничить ее поступление на адрес Хрущева. Просим согласия. Председатель КГБ Андропов». Согласие секретарей ЦК КПСС Михаила Суслова и Ивана Капитонова было получено.
Колоритная личность Никиты Сергеевича до сих пор вызывает споры. Несколько лет назад Компартия Российской Федерации даже посмертно исключила его из своих рядов. Хотя, в отличие от современных последователей идей Ленина, Никита Сергеевич свято и искренне верил в возможность построения коммунизма.
Читайте нас в Facebook