ПОИСК
Происшествия

Сорвавшийся со скалы и пролетевший 40 метров севастопольский студент считает, что остался в живых благодаря страховочным веревкам и… Ангелу-хранителю

0:00 24 апреля 2004
Елена ОЗЕРЯН «ФАКТЫ» (Симферополь)
Несчастных случаев в Крыму было бы намного меньше, убеждены спасатели, если бы группы заранее у них регистрировались

«ФАКТЫ» уже сообщали о ЧП, которое произошло с группой севастопольских альпинистов-любителей, решивших покорить отвесный склон горы Куш-Айя (номер за 20 апреля). Восхождение группа начала по юго-западной стене, высота которой -- около 650 метров над уровнем моря. Не дойдя до вершины 100 метров, Максим Васищев, студент Севастопольского национального технического университета, сорвался и… остался жив! Корреспондент «ФАКТОВ» выяснил подробности происшествия.

«К счастью, у альпинистов была мобилка»

-- Когда поступил сигнал от диспетчера, мы тут же выехали на место происшествия, -- говорит помощник командира взвода Крымского специального военизированного аварийно-спасательного отряда, дислоцирующегося в Севастополе, Виктор Тарасов. -- К счастью, у ребят-альпинистов был мобильный телефон, и они смогли дозвониться в управление МВД Ленинского района Севастополя. Сообщили, где они находятся и что с ними случилось.

Всего в спасении студентов участвовало 11 человек, которые выехали на место двумя машинами.

-- Через полтора часа мы были на месте, -- продолжает Виктор. -- Мы торопились, понимая: альпинисты длительное время вынуждены висеть на веревках, что не самым лучшим образом отразится на их состоянии.

РЕКЛАМА

-- Каким образом Максим остался жив?

-- При восхождении они применяли альпинистское снаряжение, и Максим не упал в пропасть только благодаря страховочным веревкам. Без них живым бы не остался, -- объясняет Виктор. -- Альпинисты находились где-то на высоте 250-ти метров, поэтому мы решили снимать их сверху, а не тратить время на восхождение. Пострадавший лежал на выступе скалы (так называемой полке). Он был в сознании. Рядом с ним находился старший группы. Когда я спустился, то увидел, что ступня у парня как-то неестественно повернута в сторону. Поэтому брать его на спину, чтобы нас двоих подняли наверх, было нельзя: еще больше бы травмировали. На выступ спустили доктора, который определил, что у Максима открытый перелом лодыжки правой ноги, множественные ушибы и ссадины, сделал ему обезболивающие уколы, наложил шины. Пострадавшего закрепили на носилках и подняли. Одновременно с помощью специального оборудования наверх были подняты остальные трое участников восхождения. Альпинисты (а среди них была и одна девушка), несмотря на экстремальную ситуацию, не паниковали. Окажись на этой скале менее подготовленные люди, все могло быть иначе. Когда мы уже заканчивали спасательные работы, подошли люди из федерации альпинистов Севастополя, которые находились неподалеку и тоже получили информацию о происшествии с группой.

РЕКЛАМА

-- Можно сказать, что Максим остался в живых чудом?

-- Конечно, Максиму очень повезло. Бывает, что на спортивных, расчищенных маршрутах, люди разбиваются насмерть, а на тех, которые считаются очень опасными, отделываются лишь легкими царапинами, -- объясняет Виктор, за плечами которого не одно восхождение. -- Маршрут, выбранный ребятами, второй категории сложности (всего их шесть).

РЕКЛАМА

-- Я впервые спускался по скале, до этого приходилось лишь подниматься, -- признался врач взвода Сергей Мишнев. -- Честно скажу, было немного не по себе. Не раз выезжал с ребятами на спасение, но обычно мне говорили: отойди, твоя помощь потом понадобится… Когда мы с Виктором спустились, там втроем стать было невозможно. Так, вися на страховке, мы и укладывали пострадавшего на носилки. А внизу еще метров на 200 жуткая пропасть! Парню повезло, что он задержался на маленькой «полочке». Конечно, на леченье уйдет не один месяц.

«Максим кубарем катился в пропасть, головой ударяясь о скалу»

-- Все произошло из-за того, что отвалился кусок скалы, когда Макс сделал закладку, -- рассказала по телефону единственная девушка, которая участвовала в неудачном восхождении, студентка Севастопольского национального технического университета Елена Ещенко. -- Начался камнепад, грохот -- кошмар! Если бы Максим поднимался прямо над нами, а не чуть левее, все эти камни полетели бы нам на головы. Страшно представить, что было бы. Мгновения были очень напряженные.

-- Вы видели, как Максим падал? -- спрашиваю у Елены.

-- Он кубарем катился в пропасть, головой ударяясь о скалу. Это просто чудо, что каска слетела с него уже почти в конце падения! -- волнуясь, говорит девушка. -- Мы все просто замерли… Лишь когда Макс подал голос и спокойно, без паники сообщил где он, вздохнули с облегчением. Наш тренер Вадим Егорович Горбачев спустился к нему и был рядом, пока не приехали спасатели. Они молодцы, быстро добрались. Мы думали, что и ночевать придется, зависнув над пропастью.

На вопрос, будут ли они снова совершать восхождения, Елена ответила: «А как же без гор!»

К сожалению, встретиться с Максимом в 1-й городской больнице Севастополя, куда его доставили, не удалось. Отец парня, узнав о случившемся, отвез его домой, в Саки, где поместил в местную больницу. По телефону парень сообщил, что состояние его сейчас стабилизировалось, но врачи пока еще не разрешают долго общаться, говорят, нужен покой.

-- Когда я начал падать, сначала даже не понял, что произошло, -- рассказал Максим Васищев. -- Вдруг перед глазами все закрутилось… Думаю, уберег меня ангел-хранитель.

-- Твои друзья сказали, что во время падения ты пытался как-то тормозить. Сознательно это делал?

-- Нет, что вы! Интуитивно старался зацепиться за стену и притормозить падение. Я ведь три года занимался скалолазанием. Альпинизмом, правда, всего полгода.

-- Как родители отреагировали на то, что с тобой случилось?

-- Маму, конечно, подготовили соответственно, перед тем, как сообщить. А отец воспринял все… по-мужски. Правда, мы пока с ним на эту тему еще не говорили.

-- Когда выздоровеешь, пойдешь в горы?

-- Пока над этим не думал. Но я ведь знал, что горы -- это горы, и случается в них всякое, -- дипломатично ответил юноша.

-- Убежден, что эти альпинисты снова будут совершать восхождения, горы -- это неизлечимая болезнь, -- говорит помощник начальника УМЧС Украины в Севастополе Сергей Курочкин. -- Остальные участники восхождения не пострадали. Следует заметить, что группа не имела разрешения на восхождение по этому маршруту и не была зарегистрирована аварийно-спасательным отрядом МЧС Украины.

-- Случаев, подобных происшествию на склоне горы Куш-Айя, только за курортный сезон мы регистрируем около четырех десятков, -- говорит заместитель командира Крымского специального военизированного аварийно-спасательного отряда Светлана Шупер. -- Но главная проблема в том, что еще не до конца отработана нормативная база Закона Украины «О туризме», где четко указано, что все туроператоры и турфирмы, которые занимаются организацией отдыха в лесных, горных и спелеорайонах, обязаны у нас регистрироваться. Чтобы мы знали, где в случае несчастья спасать людей. Сейчас мы готовим к подписанию соответствующий договор с Украинской национальной федерацией спортивного туризма, федерацией альпинизма и скалолазания Украины. Наш профессионализм подтвержден в 2002-м году на учениях в Адриатике, где представители Севастопольского взвода были признаны лучшими горноспасателями в Европе.

Впереди майские праздники. Как всегда, в Крым приедут много студентов, отдыхающих, туристов. Поэтому для «ФАКТОВ», самой читаемой газеты в Украине, сообщаем телефоны наших горных поисково-спасательных пунктов.

Ялта (0654) 32-87-15; Бахчисарай (06554) 4-77-22; Феодосия (06562) 71-57-3; Судак (06566) 9-43-80; Алушта (06560) 3-50-10.

528

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров