Первое, о чем космонавт борис волынов спросил спасателей после своего аварийного приземления в январе 1969 года: «ребята, я, наверное, весь седой? »
Вчера исполнилось 35 лет со дня первой в истории успешной стыковки на орбите пилотируемых космических кораблей. Причем Евгений Хрунов и Алексей Елисеев перебрались тогда из своего «Союза-5» в «Союз-4» не через стыковочный узел, а выйдя в открытый космос. Стыковка не была трюком ради трюка -- она являлась одним из этапов подготовки к высадке человека на Луну.
Во время выхода в открытый космос пульс у космонавтов был такой, как будто они пробежали стометровку
«Лунный» проект в СССР возник в ответ на поставленную в 1962 году президентом США Джоном Кеннеди цель: Америка в течение ближайших десяти лет должна высадить астронавтов на спутник Земли. Впрочем, и программное заявление Кеннеди стало ответом на «вызов» Советского Союза, сумевшего первым запустить в космос спутник, а затем и летательный аппарат с человеком. Советские и американские ученые независимо друг от друга сошлись на одной и той же схеме проведения экспедиции на Луну: основной корабль доставляет экипаж на ее орбиту. Затем от корабля отделится модуль, на котором космонавт (в советском «лунном» проекте предусматривалось, что это будет один человек) опустится на поверхность планеты. После выполнения программы космонавт вернется на модуле на орбиту Луны к основному кораблю. Вот тут-то и потребовалась бы стыковка.
Первая попытка провести репетицию этой сложнейшей технической операции в апреле 1967 года завершилась трагедией: из-за того что при спуске не сработала парашютная система, погиб Владимир Комаров. Кстати, серьезные неполадки в его корабле появились сразу после выхода на орбиту, поэтому второй «Союз» решили даже не запускать, приказав Комарову возвращаться уже на вторые сутки полета.
Следующая попытка состыковать корабли в космосе в январе 1969 года прошла удачно, но и она едва не закончилась гибелью Бориса Волынова, и опять же при приземлении. После этого полета врачи говорили Волынову, чтобы на вторую космическую экспедицию он не рассчитывал -- уж очень большие перегрузки и сильнейший удар о землю он пережил при аварийной посадке. Впрочем, поначалу полет шел как по-писаному: 14 января на орбиту вышел пилотируемый Владимиром Шаталовым «Союз-4», на следующий день успешно стартовал «Союз-5» с Борисом Волыновым (командир), Евгением Хруновым и Алексеем Елисеевым. Стыковка кораблей прошла без каких-либо сложностей. Соединившись, они создали первую в мире орбитальную станцию. Затем Хрунов с Елисеевым вышли в открытый космос и перебрались на корабль к Шаталову. Этот выход позволил еще раз испытать в деле скафандры. Ведь во время пеших «прогулок» космонавта по Луне скафандр являлся бы единственной защитой от смертоносных условий космоса.
Волынов, оставшийся на «Союзе-5», рассказывал затем, что аппаратура, которая снимала физиологические показатели его товарищей во время выхода в открытый космос, зафиксировала у них такой пульс, как будто они пробежали стометровку. Ничего незапланированного тогда не случилось, просто ступить из корабля в пустоту даже прошедшим отличную тренировку космонавтам было психологически непросто. Тогда, к слову, они стали первыми в истории «космическими почтальонами» -- доставили Шаталову письмо от родных и руководства Байконура. Специально для этого был изготовлен штемпель с надписью «Земля--Космос». Затем письмо хранилось в музее Звездного городка, но в 1993 году его выставили на продажу на аукционе Сотбис. Его приобрела за 120 тысяч долларов итальянская фирма, занимающаяся бизнесом в области филателии.
Аварийная посадка в сообщении ТАСС была названа «испытанием баллистического спуска»
Получатель этого письма вместе с Хруновым и Елисеевым благополучно вернулся на Землю 17 января. Посадка Волынова была назначена на следующий день. Поначалу спуск шел нормально: космонавт сориентировал «Союз-5» на схождение с орбиты, включились тормозные двигатели. Затем спускаемый аппарат должен был отделиться от корабля. Однако автоматика отстрелила только бытовой отсек, а вот приборный отсек, солнечные батареи и двигательная установка не отделились. И эта огромная конструкция полетела в атмосферу вместе со спускаемым аппаратом. Гибель космонавта казалась неизбежной. Однако даже в той ситуации Волынову хватило мужества не запаниковать -- он надиктовывал на магнитофон информацию о том, что происходит. У Волынова были также письменные заметки, сделанные в космосе. Но как их сохранить, ведь от сильнейшего удара о землю вспыхнет пожар? Космонавт спрятал листки в толстый бортовой журнал, надеясь, что обгорят только его края, а записка уцелеет. После входа в атмосферу до столкновения с землей оставалось около 30 минут. Но оказалось, что Волынов родился в рубашке -- на 90-километровой высоте произошел взрыв жутко раскалившегося приборного отсека, и вместе с солнечными батареями и двигателем он отсоединился от спускаемого аппарата. Когда капсула была в 10 километрах от земли, открылся парашют, но удар о грунт все же был очень сильным, а перегрузка во время спуска вдвое превышала те, что бывают при штатной посадке. Впрочем, космонавт отделался лишь легкими травмами и не потерял сознание.
Когда Волынова разыскали спасатели, он первым делом снял шлем и спросил: «Ребята, я, наверное, весь седой?». Произошедшее с ним в официальном сообщении ТАСС было названо «испытанием баллистического спуска».
К сожалению, работа над советским лунным проектом не привела к желаемому результату -- Америка опередила СССР. Уже в июле 1969-го, через полгода после успешной стыковки «Союза-4» и «Союза-5», астронавты Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин высадились на Луну. В память о погибшем в «лунной» гонке сверхдержав Владимире Комарове его именем назван один из кратеров планеты-спутника Земли.
А Волынов, несмотря на пессимистические заявления медиков, смог остаться в отряде космонавтов и в 1976 году совершил свой второй полет на орбиту.
815Читайте нас в Facebook