Уже на первом уроке лепки в детском саду маленькая настя поразила воспитательницу, вылепив из пластилина точеную фигурку обнаженной женщины
«Мне кажется, что только движение подчеркивает красоту человеческого тела»
Все работы своей дочери, даже самую первую, родители Насти Гайдарь бережно хранят: более тысячи фор-эскизов -- из воска и пластилина, многие из них можно было бы воплотить в металле. Для отливки в ювелирной мастерской скульптурки великоваты, а для завода -- слишком малы. Но отец девушки-самородка мечтает не только об отливке ее миниатюр, а о воплощении этих скульптур в большой форме.
-- Мне было полтора годика, когда родители купили шоколадного зайца в фольге, -- вспоминает Настя Гайдарь. -- Он мне так понравился, что есть его сразу было жалко. Тогда я вылепила этого зайчика из пластилина.
Затем «натурами» для малышки Насти стали герои мультиков и книжек. Хотя точных копий мультяшных зверушек в коллекции Насти нет: она не реалист, а скорее экспрессионист. Причем куклы мало интересовали юного скульптора.
-- Они прямые, -- говорит Настя о куклах. -- А, мне кажется, что только движение подчеркивает красоту человеческого тела. Я лишь моделировала и шила для кукол одежду. Потом сама себе сшила штаны.
Для своих игр Настя вместе с отцом и старшим братом Владимиром вылепила из пластилина целую страну, где все существа -- волшебные.
-- Наши домашние игры-сказки увлекали больше, чем «Властелин колец», про которого тогда мало кто слышал, -- рассказывает папа Насти, художник Иван Гайдарь. -- Главное, игрушки были и придуманы нами -- в основном Настей, и сделаны собственными руками. У меня, например, было сборное войско: даже бабушка-рыцарь, вооруженная ложкой и восседающая на козе. А Настя вылепила демона, который останавливал любую вражескую армию. Фигурку демона мы потом воплотили в серебре.
Даже в своей волшебной пластилиновой стране Настя выбрала роль мастера, который ваяет скульптуры, рисует картины, чеканит барельефы и шлемы рыцарям, делает украшения из проволоки и бисера для принцесс. Латы, щиты и крылышки для многих волшебных героев Настя чеканила наравне с мужской половиной семьи. «Что тут такого -- берешь в руки молоток и выбиваешь. Меня дядя научил», -- рассказывает девушка о своих детских забавах. Все игрушки тех лет, которые не успел зажевать главный «демон» -- домашний кот Степа (была у него такая вредная привычка), хранятся дома, часть из них украсила Настину персональную выставку.
В общем, когда в детском саду начались занятия по лепке, Настя была, можно сказать, уже опытным мастером. Правда, не все сразу приняли ее искусство.
-- Я, конечно, сразу определил, где работа дочери, -- вспоминает отец о мини-выставках детского творчества, которыми обычно украшают стены и шкафчики в раздевалках детсадов. -- Родители, столпившиеся возле точеной фигурки обнаженной девушки из пластилина, реагировали неоднозначно: «Красиво, конечно, воспитательница «самовыразилась». Но зачем детей к такому уже приучать?» Никому и в голову не пришло, что это работа такой же малышки, как и их чада.
Работа Насти шокировала и воспитателей, которые на первом уроке по лепке дали деткам уже скатанные из пластилина шарики и палочки -- только прилепи все правильно друг к дружке и получится человечек. Настю же такое «творчество» не устраивало. Покорпев часок над своим кусочком, девочка удивила педагогов обнаженной натурой. Подняв невинные глаза на обомлевшую воспитательницу, малышка поинтересовалась: «Сосочки лепить будем?».
«С воском работать очень утомительно -- глаза устают, он ведь прозрачный»
-- Я не понимаю родителей, рассуждающих на тему, в каком возрасте человек, стремящийся к большому творчеству, должен уметь изображать такой базовый эскиз, как обнаженная натура, -- говорит Иван Гайдарь. -- Как-то пришли к нам гости, когда дочка была в школе -- она тогда еще в младших классах училась. И увидели в коридоре журнал для мужчин, не слишком-то и откровенный. Сразу же меня предостерегли: «Ой, спрячьте это, а то как вернутся Вова и Настя из школы, увидят еще». Я им в ответ: «Так это для Насти и покупалось! Где ребенку еще натуру посмотреть?».
Пластилиновые розочки четырехлетней Насти Гайдарь знакомые ее родителей предприниматели пожелали купить в качестве эскизов для производства бижутерии. Эти розочки, сделанные детскими ручками и ноготками, очень напомнили мне золотые розочки, украшающие серебряный колпачок пишущей ручки известного российского скульптора Зураба Церетели, который в прошлом году щегольнул вещицей на пресс-конференции в Донецке.
История продвижения Насти в мир профессионалов, увы, не похожа на историю ее любимой сказочной Золушки. Впервые Анастасия Гайдарь получила медаль и приз на Международном детском конкурсе «Подводные фантазии», когда ей было шесть лет. Девочку наградили за композицию из пластилина «Русалочка и котик». Но из детских конкурсов Настя быстро выросла. В первом классе она уже делала эскизы, которые были достойны отливки. Так появилась «Маленькая фея».
-- Спустя два года после того, как был сделан эскиз, я заказал отливку «Феи» знакомому литейщику, который полукустарным способом -- не под давлением, обязательным для промышленной отливки -- вылил фигурки из латуни, -- вспоминает Иван Гайдарь. -- Важно, что литье для вылепленных работ -- не ювелирное, а фактурное: ведь на модели остаются отпечатки пальцев, мазки скульптора. Такие фигурки не полируют. Как, например, отполировать улитку, тело которой в чешуйках, из композиции «Утро земли»?! Это, кстати, автопортретная скульптурка -- Настя изобразила себя в потягивающейся девочке, что сидит на улитке. Для меня дочкины миниатюры, отлитые из латуни, более ценны, чем выполненные в серебре, потому что это ранние, но уже многофигурные работы.
Кстати, для того, чтобы фигурки можно было отливать, отец научил Настю работать с воском. Ведь из пластилина, да еще налепленного на тоненькую проволоку каркаса, форму для отливки не сделаешь. А скульптуру «в движении» из воска делать непросто. Например, на более крупную фигурку девушки «В сентиментальном настроении» у Насти ушло семь месяцев!
-- С воском работать очень утомительно: глаза устают, -- он ведь прозрачный, -- делится молодой скульптор. -- Потому из воска я леплю только в утренние часы на подоконнике своей комнаты, когда дневной свет наиболее яркий. Воск быстро застывает, мне все время приходится разогревать его феном или в духовке и мять, мять, мять В эскиз из воска ни одна соринка не должна попасть, потому что тогда в отлитой скульптуре будет дефект или ненужная полость.
«О дочери вспоминают, когда намечаются фестивали и выставки, после -- тишина»
«Маленькая Фея», «Золушка», «Утро земли» были воплощены в металле, когда девочке исполнилось девять лет. Настя к тому времени уже регулярно выставляла свои работы в школе, Макеевском городском музее, Донецкой галерее «Бост-Арт». А для рождественской выставки в Донецком художественном музее Анастасия Гайдарь специально подготовила трехфигурную композицию «Вознесение». В 1999 году Настя стала участницей Всеукраинского смотра народного творчества в Киеве. Она -- лауреат премии «Одаренные дети».
На одну «взрослую» выставку Настю не приняли. Участники той выставки должны были быть старше 18 лет. Когда папа показал фотографии дочкиных работ, организаторы пришли в восторг. Но узнав, что это работы девятилетней дочери Ивана Григорьевича, выставлять их отказались наотрез. И спустя полтора года эти же организаторы пригласили Настю на выставку мастеров народного творчества в Украинский дом в Киеве! А на одной из выставок Настину вылитую из серебра скульптурку.. украли.
-- Сначала просили продать, мы не соглашались, -- вспоминает Иван Гайдарь. -- Потом, перед самым закрытием, когда стенды уже сняли с сигнализации, дежурную отвлекли и взяли именно «Безымянную» из серии работ «Воображули», хотя фигурка была не единственной работой, выполненной из серебра. Я уверен, что взяли ведь не из-за металла -- когда-нибудь «найдется» в чьей-то частной коллекции
Глава Российской Академии искусств Зураб Церетели, увидев снимки Настиных работ, оставил для нее визитку и сказал, что эта девушка могла бы учиться в его академии в Москве.
-- Спасибо мэтру, конечно, но пока обучение дочери в Москве нам материально не «потянуть», -- говорит Иван Гайдарь.
Впрочем, Иван Григорьевич не жалуется, хотя из-за болезни долго не работал, были серьезные проблемы со здоровьем и у его талантливой дочери. В общем, семья Гайдарь достатком не блещет. Здесь ваяют, а зачастую и отливают, и паяют прямо дома -- мастерской нет. Из сотен Настиных работ семье удалось воплотить в металле всего 18 скульптур.
-- О Насте вспоминают, когда намечаются фестивали и выставки, после -- тишина, -- объясняет Иван Григорьевич. -- А дочери нужно учиться. Уже сейчас ее могли бы взять на практическое обучение в ювелирную мастерскую, чтобы она параллельно с занятиями в школе профессионально освоила ковку, литье. Но ее по-прежнему воспринимают не как мастера, а просто как талантливого ребенка. А ведь у девочки уже сложился свой стиль.
У Насти действительно много работ, которые еще не отлиты, но их легко представить не только маленькими, но и большими. Например, «Ангел милосердия», склонившийся над котенком (Настя слепила скорбящего ангела, когда ее брат лежал в больнице), украсил бы дворик лечебного учреждения или даже часовенки. А композиция из восьми фигур «Дети земли» могла бы стать фонтаном на какой-нибудь городской площади. «Воображуля» отлично впишется в парк перед дворцом детского и юношеского творчества.
Родители девушки ужасаются при мысли, что более тысячи(!) эскизов самобытного творчества их дочери могут остаться пластилиновыми скульптурами, пылящимися на полках в их квартире
933Читайте нас в Facebook