Войну знаменитый летчик виталий попков -- прототип маэстро из поющей эскадрильи -- начал сержантом, но командовал офицерами
Хоть минувшей весной исполнилось уже 25 лет со дня смерти выдающегося кинорежиссера и актера Леонида Быкова, но интерес к жизни и творчеству этой яркой личности не ослабевает. «ФАКТЫ» подробно рассказывали о нелегкой судьбе Леонида Федоровича, его сподвижниках и друзьях, разыскали летчиков, обеспечивавших съемки фильма «В бой идут одни «старики», ставшего культовым, писали об обстоятельствах трагической гибели.
Играть роль сержанта Леониду Быкову было поздновато
Сейчас, благодаря газете «Версия» и воспоминаниям летчиков-фронтовиков, мы можем познакомиться с прототипом главного героя «Стариков» -- заслуженным военным летчиком СССР, генерал-полковником авиации, дважды Героем Советского Союза Виталием Ивановичем Попковым, сбившим в годы войны 41 вражеский самолет, причем один из них -- тараном. Но только боевые друзья знают, что в те времена его, зеленого юнца, называли Кузнечиком. А когда он оперился и возглавил эскадрилью и джаз-оркестр, обрел прозвище Маэстро.
Значит, в основе фильма лежит реальная история. В таких случаях обычно возникает вопрос о том, что же было на самом деле, а где художественный вымысел. Но, как ни странно, после рассказа Попкова приходишь к выводу, что его фронтовая одиссея в чем-то была даже интереснее, чем экранная жизнь майора Титаренко, в которой нет особых драматургических изысков и крутых поворотов сюжетных линий.
Оказывается, Виталий Попков воевал в гвардейской авиадивизии, которой командовал молодой полковник Василий Сталин, сын вождя. Кстати, в этой же дивизии обрел второе дыхание безногий летчик Алексей Маресьев.
После окончания летного училища 20-летний Виталий Попков получил воинское звание сержанта. Было во время войны такое веяние, государство экономило. Ведь сержанту положены и форма попроще, солдатская, жалованье и паек поскромнее. В первые тяжелые годы летчики гибли как мухи. Так зачем на них тратиться?
Увидев однажды новичка-сержанта в кабине, один из командиров вышвырнул его из самолета и назначил на вечное дежурство по аэродрому. На земле в часы затишья парень развлекался тем, что ловил в траве на стоянке кузнечиков. Так и заработал свое первое прозвище.
Позже его вторично отстранят от полетов. За лихачество в небе. А потом, увидев, что не менее лихо он ведет себя и в бою, мастерски заваливая самолеты врага, и товарищи его уважают, юного летчика в 21 год назначат командиром эскадрильи. Той самой, «поющей». Попков и его боевые друзья не только хорошо летали (из четырнадцати летчиков одиннадцать стали Героями!). Они еще и пели, и на инструментах музыкальных играли. А на такое даже в мирное время душевные силы найдет далеко не каждый, хотя занятие художественной самодеятельностью в нашей стране поощрялось всегда, как важный вид культполитработы. Тем более в армии, когда люди оторваны от семей и домашних забот. Командирам было спокойнее знать, что в нелетную погоду личный состав не бражничает или крутит военно-полевые романы с сестрами по оружию и местным населением. Однажды, кстати, рассказывал бывший летчик-истребитель из этой же дивизии, полковник авиации в отставке киевлянин Константин Шипов, уже в Германии под конец войны командование собрало для отправки в Союз целый «Дуглас» беременных связисток, телефонисток, оружейниц. И какой-то шутник написал огромными буквами на борту самолета «Подарок фронта -- Родине!»
Что ж, и на войне жизнь продолжалась. Командир эскадрильи Виталий Попков в свободные минуты тоже не чурался женского общества. Но в одиннадцать вечера звучала команда «Сержантам -- отбой!» И молодой летчик под шуточки товарищей и хихиканье милых дам вынужден был покидать компанию. А каверза ситуации заключалась в том, что комэском он стал в звании сержанта. Документы на присвоение офицерского чина командование то ли забыло оформить, то ли они блуждали где-то в штабах. Вот и командовал наш сержант лейтенантами, капитанами, даже один майор служил у него в подчинении. А по вечерам Попков вынужден был отправляться в свой «детский садик» для нижних чинов. Устав, что поделаешь.
Прикольнее ситуации, пожалуй, никакой сценарист не придумает. Почему же ее не использовали создатели фильма? Почему прозвища Кузнечик и Маэстро были разделены между двумя персонажами? Ответ здесь прост: артист Леонид Быков, с детства мечтавший стать летчиком, ко времени воплощения (увы, лишь на экране) своей мечты, был уже немолодым человеком. Играть юного летчика-сержанта было не с руки. Поэтому в фильме его герой Титаренко предстает сразу зрелым командиром-капитаном, а затем майором.
Кстати, у настоящего Кузнечика на фронте действительно была собака. Только не маленькая шавка, как в фильме, а огромная овчарка. Кинематографистам же пришлось ее «уменьшить», чтобы во время неожиданного вражеского налета могла вскочить вместе с хозяином в кабину самолета и атаковать «мессер». С большой псиной летчику сбить немца вряд ли удалось, только во время перелетов на другие аэродромы овчарка или техник могли втиснуться в небольшой отсек за бронеспинкой.
Лишь после того, как задержанный пехотинцами сбитый летчик выпил три кружки спирта, комполка убедился, что тот не шпион
В фильме был эпизод, когда комэск Титаренко слетал на разведку в тыл врага на трофейном «мессере», а на подлете к линии фронта самолет подбили наши пехотинцы, и летчик вынужден был спасаться на парашюте, советские солдаты приняли его за переодетого немецкого шпиона. Только крепкой зуботычиной одному из них Титаренко заставил соотечественников поверить, что он свой. На самом деле, рассказывал Попков, его доставили к командиру стрелкового полка. Последний не стал умничать, а налил задержанному до краев кружку спирта. Тот выпил и от закуски отказался. Комполка налил еще. Летчик осилил и вторую кружку. Только после третьей офицер поверил, что перед ним -- свой. Тоже смешная сцена? Но ее в фильме нет по идеологическим причинам. В брежневскую эпоху двойных стандартов морали пропаганда пьянства не поощрялась. Да, вспомните вы, но в фильме есть сценка, когда комэск и комбат отхлебывают из солдатских кружек. И произносят тосты за Победу. А это совсем другое дело.
На фронте -- это показано в фильме и ветераны рассказывали, очень модным было развлечение «Махнемся не глядя» -- обмен какими-то вещицами с закрытыми глазами.
Спустя много лет во время посещения российской военной делегацией дружественного Китая генерал Китайской народной армии, узнав, что перед ним герой очень популярного в Поднебесной фильма, предложил Попкову обменяться часами.
У Попкова на руке были часы, подаренные главкомом ВВС Петром Дейнекиным. Тот тихонько шепнул: «Ничего, подарю другие». И генералы махнулись. Каково же было разочарование китайца, когда он увидел, что ему достались скромные «Командирские» часы, а русскому он отдал золотой хронометр!
После Победы главный герой фильма майор Титаренко мечтал снять погоны и опрыскивать на «кукурузнике» поля родной Украины. Судьба же его прототипа сложилась иначе: и после войны русский летчик Попков остался в Военно-Воздушных Силах, освоил реактивную технику, дослужился до высоких командных должностей. И последний вылет совершил в 75 лет на американском истребителе F-16 во время посещения Америки делегацией наших ветеранов. Чем не сюжет для еще одного хорошего фильма? Грустно только, что ставить их придется не Быкову. Ведь не каждый сумеет снимать так просто и правдиво.
Подготовил Владимир ШУНЕВИЧ, «ФАКТЫ»
2451Читайте нас в Facebook