В комедии «иван васильевич меняет профессию» вместо натальи крачковской могла появиться Нонна мордюкова, а вместо юрия яковлева -- георгий вицин
Пьесу о том, как управдом попадает в эпоху Ивана Грозного, Михаил Булгаков написал еще в 1933 году и обошел с ней чуть ли не все театры Москвы. Тогда никто не рискнул взяться за постановку. И вот спустя 40 лет на экранах с фантастическим успехом прошел фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Только за первый год его увидело 60 миллионов (!) зрителей. У кинотеатров выстаивались огромные очереди, а актеры, сыгравшие в комедии, стали всенародными любимцами. Фразы героев фильма «меня терзают смутные сомнения» и «я требую продолжения банкета» стали крылатыми.
Худсовет убрал из картины эпизод, когда царь Иван Грозный жарит котлеты
24 мая 1972 года считается официальной датой начала работы над фильмом «Иван Васильевич меняет профессию». Кстати, именно в это время Эльдар Рязанов предложил режиссеру снять комедию «Приключения итальянцев в России». Нужно было срочно выезжать на съемки в Италию, и Леонид Иович отказался. Сценарий к «Ивану Васильевичу » писали дома у Гайдая. Дело в том, что автор сценария Владлен Бахнов был соседом великого режиссера по лестничной площадке -- жил в квартире напортив. Саму чудо-машину времени инженера Тимофеева придумал и сконструировал для картины скульптор Вячеслав Почечуев. Снимали в Москве и в Ростове Великом. Вот только царские палаты возводили в павильонах «Мосфильма». Вообще фильм, если бы не советская цензура, мог быть минут на 10 длиннее. Кое-что переозвучивали, что-то вырезали, сокращали. В целом вырезали 177 метров пленки. Дважды судьба комедии была под вопросом: ее закрывали «по идеологическим соображениям». Тогдашний главный редактор Госкино был категорически против комедии, объясняя это просто: «Я не позволю издеваться над Иваном Грозным! Что вы его дураком выставляете?!» На уговоры, что «это же не царь, а управдом под видом царя», в ответ звучало категоричное: «Все равно это бросает тень на царя!»
Естественно, что в те времена не могло обойтись без замечаний свыше. Каждая из многочисленных вышестоящих инстанций убирала какую-нибудь шутку. Когда комедия была смонтирована и готова к прокату, сделала свои замечания дирекция «Мосфильма», и фильм пришлось перемонтировать. Так, например, чиновники были против слишком длинной сцены погони за Жоржем Милославским, поэтому оставили только ее начало. Не понравился худсовету Царь Иоанн возле кухонной плиты, поэтому сверху распорядились «сократить пребывание царя в квартире Тимофеева». Так из картины выпал эпизод, когда Иван Грозный на кухне Шурика жарит котлеты.
Не могли, конечно, пропустить по тем временам и острые высказывания. В первоначальном варианте картины на вопрос Бунши-царя «За чей счет этот банкет? Кто оплачивает это изобилие?» следовал ответ: «Народ, батюшка, народ». На экраны лента вышла с фразой: «Во всяком случае, не мы!» Вырезали реплику Бунши и из фразы: «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь». «Творческую интеллигенцию» убрали.
В эпизоде допроса милиционер спрашивает у царя Иоанна Васильевича: «Где живете? Адрес, я спрашиваю?» -- «Москва. Кремль», -- сперва отвечал герой Яковлева. С «Кремлем» сразу возникли проблемы. И если в первой инстанции удалось отстоять, то дальше «Вы что? Кремль -- это ведь святое для каждого слово, а вы смеетесь». Пришлось заменить на «палаты царские».
Стоит отметить, что кое-какие изменения действительно пошли картине на пользу. Так, например, в эпизоде, когда Бунша в образе царя принимает шведского посла, фразу «мир и дружба» заменили на «Гитлер -- капут!» Получилось смешнее.
На роль Жоржа Милославского пробовались Андрей Миронов, Вячеслав Невинный и Георгий Бурков
Сами съемки комедии были не такими веселым, как может показаться на первый взгляд. Гайдай никогда не смеялся, да и все остальные работали с серьезным видом. В своих оценках Леонид Иович был сдержан. Никого не хвалил и всех на съемочной площадке звал по имени-отчеству.
На главную роль царя Ивана Грозного и управдома Буншу Гайдай пригласил своего любимчика Юрия Никулина. «Сценарий специально под него писали, -- рассказывает «ФАКТАМ» вдова Леонида Гайдая актриса Нина Гребешкова. -- Прочитав сценарий, Юра отказался. Есть две версии. Первая, которую обнародовал Юра, что он уезжал в Австралию на гастроли. Это не совсем так. Лене он сказал: «Ты понимаешь, это Булгаков. Фильм ляжет на полку! Что ж я буду сниматься, а потом это никто не увидит. Я в таких вещах не участвую». Леня обиделся». Даже личные уверения режиссера не смогли убедить Никулина. «Как так? -- удивлялся Леонид Иович. -- Две роли. Такая история » Никулина же не привлекали ни особые условия, ни большее количество съемочных дней, а, следовательно, и повышенный гонорар. (За предыдущую гайдаевскую «Бриллиантовую руку» Никулин получил 6000 рублей. -- Авт. ). Что касается условий, то Юрий Никулин был на особом положении. Обычно на съемки он брал жену и своего партнера по цирку Шуйдина. Они были на содержании картины -- приходилось «выкупать» цирковой номер, оплачивая простой клоунского дуэта.
После отказа Никулина Гайдай устроил кинопробы. Помимо Никулина в «цари» метили еще семь актеров. Худсовет «зарубил» кандидатуру Евгения Евстигнеева -- пробы известного актера не понравились чиновникам. Георгия Вицина не взяли, потому что он ассоциировался со знаменитой троицей. А актер Евгений Лебедев, по мнению режиссера, был прекрасным царем, но неубедителен как управдом. После долгих поисков на главную роль взяли Яковлева, который на первых же кинопробах смог блестяще «раздвоиться» на величественного царя и жалкого Буншу. «Это только к удаче, -- считает Гребешкова. -- Яковлев был настоящий царь, с Никулиным, который из 33 букв 15 не выговаривал -- не сравнить! Это судьба! Хорошо, что Юра отказался. Яковлев сыграл великолепно!»
Кстати, роль Жоржа Милославского, которую блистательно сыграл Леонид Куравлев, Гайдай предназначал своему любимчику Андрею Миронову. Но увы У Яковлева на съемочной площадке с Мироновым не сложился дуэт. Худсовет решил, что актер на фоне Яковлева смотрится слишком уж «артистичным и излишне утонченным». Кто знает, если бы звезды расположились иначе, в роли проходимца Милославского мы увидели бы, к примеру, Вячеслава Невинного или Георгия Буркова, Сергея Никоненко, Георгия Юматова Все они пробовались, но выбор пал на Куравлева.
Наталью Гундареву не утвердили ни на роль жены Шурика Зины, ни на роль царицы Марфы Васильевны
Больше всех повезло актеру Александру Демьяненко. Конкурентом на роль изобретателя Тимофеева, создателя машины времени, был только Олег Видов. В самый последний момент Гайдай решил не расставаться со своим любимым Шуриком, и Демьяненко утвердили. На роль Зины, жены Тимофеева, претендовали три знаменитые актрисы, три Натальи -- Гвоздикова, Гундарева, Селезнева. Несмотря на то что худсовет боялся, что за последней слишком укрепился образ «хорошей девочки Лиды» из «Операции «Ы», Гайдай настоял, и утвердили именно Селезневу. Гундаревой же предложили попробоваться на царицу Марфу Васильевну. Но Наталье Георгиевне было не суждено поработать с великим мастером комедии Гайдаем, и на роль царицы ее тоже не утвердили. Игру Нины Масловой посчитали «более выразительной». Кстати, «царицей» могла стать и Нина Гребешкова, жена Гайдая. Леонид Иович предлагал супруге роль, но та отказалась
«Иван Васильевич» сыграл роковую роль в судьбе актрисы Натальи Кустинской. Крохотный эпизод любовницы режиссера Якина стал просто хитом, а фраза «Вава, ты сейчас умрешь. Якин бросил свою кикимору, и мы улетаем в Гагры» стала коронной. Но больше Кустинская в кино не снималась.
В роли пышногрудой Ульяны Андреевны Бунши, присматривающей за моральным обликом мужа, могла появиться Нонна Мордюкова. Но удача улыбнулась Крачковской. Наталье Леонидовне пришлось изображать эдакую женщину бальзаковского возраста, то и дело появляющуюся в разных париках. В финале, снимая с головы очередное творение парикмахерского искусства, Ульяна Андреевна остается чуть ли не лысой. «Ой, не напоминайте, -- смеясь, призналась «ФАКТАМ» Наталья Леонидовна. -- Это, пожалуй, один из самых ярких эпизодов в картине, но самый мучительный для меня». С фразой «И тебя вылечат, и меня вылечат » героиня Крачковской стягивает парик и оказывается практически лысой. Стричься наголо актриса отказалась -- у нее тогда были роскошные длинные волосы. Для съемок изготовили специальный парик из резиновой шапочки с коротенькой стрижкой. Надели на голову актрисы эту шапочку, а сверху -- парик. Резиновая шапочка была на несколько размеров меньше и, как призналась Крачковская, когда ее на нее с трудом натянули, она почувствовала, что голова вот-вот треснет Находиться перед камерой в таком «зажатом» состоянии она могла лишь несколько минут. Поэтому сцену пришлось снимать несколько раз.
Крачковская чуть было не распрощалась с жизнью, когда ей пришлось перелезать с балкона на балкон, чтобы попасть в квартиру к Шурику. Дело в том, что Наталья Леонидовна жутко боится высоты. Гайдай пошел на хитрость, пообещав, что актрису будет страховать бригада в люльке этажом ниже, главное -- не смотреть вниз. Перелезая через перила балкона на седьмом этаже, Крачковская чуть не потеряла сознание. Актрису вовремя схватили и втащили обратно.
Владимир Этуш, сыгравший стоматолога Шпака, тоже снимался в экстремальном эпизоде. На лестнице, жалуясь овчарке «Украли магнитофонов -- три, курток замшевых импортных -- три, портсигаров золотых, отечественных, -- тоже три», он и в самом деле дрожал. От страха -- собака ведь снималась без намордника, а на вопрос «Не укусит?» актеру ответили: «Все может быть!»
Леонид Гайдай очень любил всякие приколы. Именно поэтому он вложил в руку Жоржа Милославского пачку «Мальборо». Кстати, это была любимая марка сигарет прославленного режиссера. А ручка с раздевающейся девицей -- реальный подарок режиссеру, привезенный его друзьями из-за границы. Ради хохмы сувенир включили в фильм: Милославский дарит ее шведскому послу.
Чтобы сделать образ управдома Бунши более колоритным, Юрий Яковлев говорил сбивчиво, шепелявя и скороговоркой. Актер придумал также эпизод, когда из-под царского подола вдруг предательски выглядывают нецарские носки и современные ботинки.
А еще народу полюбились песни из «Ивана Васильевича», написанные Зацепиным, Дербеневым и Гайдаем, выдавших на-гора застольно-хороводный хит «Маруся молчит и слезы льет » Не говоря уже о хите всех времен и народов «Вдруг как в сказке скрипнула дверь »
Читайте нас в Facebook