ПОИСК
Происшествия

Люди, выпрыгивающие из горящего автобуса, застревали в расплавленном асфальте и превращались в живые факелы, кричащие от боли и ужаса…

0:00 24 сентября 2003
Ярослав ГАЛАС «ФАКТЫ» (Ужгород)
20 лет назад произошла крупнейшая за всю историю Закарпатья автокатастрофа, унесшая жизни 29 человек

«Сегодня, в 17 часов 10 минут по московскому времени, в селе Залужье Закарпатской области Украинской ССР произошла крупная автокатастрофа. Пассажирский автобус столкнулся с цистерной, наполненной легковоспламеняющимися лаком и растворителем, которые перевозились с грубыми нарушениями правил безопасности. Во вспыхнувшем пожаре заживо сгорели несколько десятков пассажиров, большинство из которых -- молодые люди в возрасте до 26 лет. Авария и ее страшные последствия в очередной раз продемонстрировали, как Советское правительство заботится о безопасности и жизни своих граждан»…

Такое короткое сообщение вечером 22 сентября 1983 года передала радиостанция «Голос Америки». В советских средствах массовой информации о крупнейшей за всю историю Закарпатья автокатастрофе не было сказано ни слова. В то время о подобных трагедиях просто не принято было говорить…

Один пассажир, не попав в автобус, крикнул ему вслед: «А чтоб ты сгорел!… »

В тот сентябрьский день очень много самых различных случайностей, казалось бы, пытались предотвратить аварию, не допустить человеческих жертв. Но вопреки им, по роковому стечению обстоятельств, пассажирскому ЛАЗу было предначертано появиться на трассе именно в тот момент, когда из упавшей цистерны на дорожное покрытие вовсю хлестал легковоспламеняющийся лак.

Собкору «ФАКТОВ» удалось разыскать водителя грузовика, перевозившего злополучный лак с растворителем, и услышать подробности произошедшего.

РЕКЛАМА

-- В 1983 году я работал водителем в Должанском лесокомбинате, -- рассказывает житель Иршавы Иван Коровский. -- Был еще совсем молодым парнем, всего год после армии. Перевозил бригады рабочих, в том числе из сел, жители которых погибли в той страшной аварии. В тот день, 22 сентября, перевозок людей не намечалось, поэтому на работу я мог и не выходить. Но накануне вечером наш механик попросил: «Приди на всякий случай утром для подстраховки, чтобы не сорвать план перевозок, а там уже увидим, будет ли работа». Когда утром я проснулся, жена (она была на восьмом месяце беременности), неожиданно сказала: «Не ходи на работу, не надо». Подобное раньше она никогда не говорила, но я ее не послушал. Прибыл в гараж, а там ни одной свободной машины, все уже разъехались. Когда я уже думал возвращаться домой, меня догнал Владимир Дикий, мой однокашник и дальний родственник, тоже работавший водителем в автоколонне. «Подмени меня сегодня, -- попросил он. -- У меня через три дня свадьба, нужно купить костюм в городе». Раньше я никогда не ездил на грузовике с прицепом (у меня не было прав категории «Е»), но отказать родственнику за три дня до свадьбы было неудобно. Механик выдал машину, и мы вместе с комплектовальщиком поехали в Мукачево. На выезде из Иршавы есть пост ГАИ. Если бы милиционеры остановили меня и увидели, что я не имею права управлять этим грузовиком, ничего бы не случилось…

На Мукачевской мебельной фабрике в самодельные металлические цистерны, находившиеся в прицепе, залили 3,4 тонны лака и 2,5 тонны растворителя. Подобные вещества раньше всегда перевозил грузовик с закрепленной заводским способом емкостью, но в тот день он работал на другом маршруте. Припоминаю, после погрузки я проследил, чтобы цистерны находились в центре прицепа, поставил между ними колесо, после чего мы отправились назад в Иршаву. В Залужье я обогнал стоявший на обочине автобус и начал подниматься по серпантину…

РЕКЛАМА

Автобус, остановившийся в селе, выполнял рейс «Мукачево -- Арданово». С автовокзала он выехал переполненным, но в Залужье большинство пассажиров вышло. Позже некоторые из них вспоминали, что стоявшие на остановке несколько человек попросили водителя подвезти их до поворота на Завидово. Но водитель отказал им, причем сделал это в очень категоричной форме. Тогда кто-то из оставшихся крикнул в сердцах вслед отъезжавшему автобусу: «А чтоб ты сгорел!.. » Когда ЛАЗ вслед за ЗИЛом стал подниматься по серпантину, в салоне было 37 пассажиров…

-- Внезапно я услышал металлический скрежет и оглянулся на прицеп, -- продолжает И. Коровский. -- Его левый борт был перекошен, а в следующее мгновение крепление оборвалось, и обе емкости с грохотом упали на встречную полосу. Шов на одной цистерне лопнул, из нее на дорогу стал хлестать лак. Сзади остановились несколько грузовиков, их водители стали кричать: «Чего стоишь? Освободи проезд!» Я отъехал на несколько десятков метров вверх и увидел пассажирский автобус «Климовица -- Мукачево», двигавшийся навстречу. Шофер заметил цистерны и притормозил, но затем, осторожно объехав их по обочине, продолжил движение. Позже стало известно, что он видел своего коллегу, поднимавшегося навстречу, но не попытался предупредить об аварии, а лишь помахал рукой в знак приветствия. Я стал искать в машине фуфайку, чтобы как-то заткнуть лопнувшую цистерну, и в этот момент на дороге показался ЛАЗ. Навстречу ему бежал какой-то мужчина (житель Залужья, копавший возле трассы картошку) и, размахивая белым листом бумаги, пытался остановить. Но автобус продолжал ехать, он даже зацепил задним бортом бежавшего, и тот отлетел в кювет. Наверное, именно тогда водитель увидел аварию и стал тормозить. К сожалению, колеса уже выехали на лак, автобус понесло, и он врезался в цистерну. В ту же секунду вспыхнул огонь, языки пламени с черным дымом объяли автобус. Двери в нем открылись, и оттуда стали выпрыгивать люди. Они прыгали прямо в огонь! Первые несколько человек успели отбежать от автобуса и с криком катались по земле, пытаясь сорвать пылающую одежду. Я с другими селянами, сбежавшимися на трассу, бросился им помогать. И тут огонь добрался до цистерны с растворителем. Прогремел ужасный взрыв, пламя взметнулось вверх на несколько десятков метров. А люди все прыгали из автобуса, и им никто не мог помочь…

РЕКЛАМА

«Ужасного крика объятых пламенем людей я никогда не забуду… »

Еще одним очевидцем аварии оказался Евгений Горват, работавший в 1983 году начальником Мукачевского райотдела милиции. Он прибыл на место трагедии всего через две минуты после возгорания.

-- В тот день мы силами райотдела проводили рейд по спасению урожая и противопожарной безопасности, -- вспоминает Евгений Иванович. -- После пяти часов вечера я приехал в Залужье и разговаривал с председателем колхоза, наблюдая за работой сушилки для кормов. И вдруг на трассе, где-то метров за триста от нас, -- огромная вспышка огня. Я вскочил в служебную «Волгу» и помчался туда. А через несколько секунд услышал ужасный взрыв, сразу за которым языки пламени взметнулись вверх метров на пятьдесят. Подъезжаю к трассе, а там -- настоящий ад: автобус со всех сторон объят пламенем и пассажиры выпрыгивают из него. Их ужасного крика я не забуду, пока живу. Асфальт от огня расплавился, обувь прилипала к нему, поэтому люди не могли сделать и шага. Застряв в расплавленном асфальте, человек превращался в живой факел, орущий от боли и ужаса. А многие, вдохнув ядовитые испарения, падали в огонь без сознания. Отчетливо помню молодую женщину, которая выскочила из автобуса, но не могла вырваться из пламени. Как она кричала!.. Я, забыв обо всем, бросился спасать ее, и тут какой-то мужчина схватил меня за полу пиджака (я был в штатском): «Ты куда -- на смерть?!» Позже я так и не нашел этого человека, но он спас мне жизнь. Объятым пламенем людям никто уже не мог помочь. К огню невозможно было приблизиться на несколько десятков метров, вокруг температура была настолько высокой, что верхушки деревянных электрических столбов вспыхивали и горели, словно свечи… Я бросился в сельскую амбулаторию вызвать по телефону пожарных и скорую помощь. А ад на трассе все продолжался. Через несколько минут у автобуса перегорело сцепление, он покатился вниз и застрял в кювете. Но в салоне уже не было никого, пассажиры лежали на асфальте. Приехавшие пожарные потушили пеной груду уже догоравших и обугленных останков, на которые невозможно было смотреть без содрогания. Мы окружили прилегающую территорию милицией, чтобы удержать людей, сбежавшихся из окрестных сел и с криками пытавшихся прорваться к месту аварии, чтобы узнать, нет ли среди погибших их родственников. Этих людей приходилось сдерживать силой… Как только последствия аварии сфотографировали эксперты, подъехала бортовая машина, и двое местных жителей с крепкими нервами, надев резиновые перчатки, погрузили тела в кузов и отвезли в морг. После этого мы сразу приступили к очистке территории. На месте, где горел лак с растворителем (а это около 50 квадратных метров) образовалась одна сплошная яма, но уже на следующее утро тут был свежий асфальт. О страшной аварии напоминали лишь обгоревшие деревья и электрические столбы.

В тот день на месте аварии заживо сгорели 18 человек. Еще 11 умерли в реанимации от болевого шока в последующие дни. Вечерний рейс автобуса «Мукачево -- Арданово» в народе называли молодежным, потому что им, как правило, возвращались домой ученики ПТУ и работники Мукачевской трикотажной фабрики. Вот почему большинство погибших были молодыми людьми: семнадцать человек -- в возрасте от 15 до 21 года (в том числе беременная на третьем месяце 16-летняя женщина), шесть человек -- от 22 до 36 лет (среди них -- 34-летний водитель ЛАЗа Василий Фенчак), пять человек -- от 51 до 77 лет. Среди погибших был также 3-летний Сережа Баландович, возвращавшийся вместе с бабушкой домой от родственников из Львовской области. Тело ребенка так и лежало среди других останков, обнимая ручками бабушку… Как установило позже следствие, два пассажира -- 22-летний Иван Кучинка и 27-летний Иван Свалявин -- могли спастись, они успели отбежать от автобуса на безопасное расстояние. Но вернулись, чтобы помочь другим, и погибли…

Информацию об аварии засекретили, но в тот же день краткое сообщение о ней передал «Голос Америки». Впрочем, на Закарпатье о той страшной трагедии знали все, утаить ее было невозможно.

Останки многих людей смогли идентифицировать лишь по обгоревшим кольцам и ключам

Выжить в аварии удалось лишь семи молодым парням и одной девушке, выпрыгнувшим из автобуса в числе первых. Жительница Арданова, 20-летняя Анна Радик, спаслась благодаря тому, что расстегнула в душном салоне свои босоножки на высокой платформе. Когда она прыгнула из автобуса, босоножки застряли в расплавленном асфальте, но девушка выпорхнула из них и оказалась на сухом покрытии. А 17-летний житель Дунковицы Иван Микловш попытался спасти и своего приятеля. «В момент аварии мы с тремя однокашниками сидели на заднем сиденье, -- рассказал он позже следователю. -- Когда автобус ударился в цистерну, в салоне сразу появилось пламя. Первым в открытую дверь выпрыгнул Миша Балега, за ним -- Миша Пекарь. А Ваня Копин не мог подняться, потому что его штаны прилипли к загоревшемуся сиденью. Я оторвал его и вытолкнул из салона (И. Копин умер через несколько дней в реанимации. -- Авт. ), а затем выпрыгнул сам. Мои одежда и обувь тоже загорелись, а от испарений лака было невозможно дышать, я стал задыхаться. В кювете к нам подбежал Балега и стал тушить свою одежду… »

Двое парней из числа спасшихся получили тяжелые ожоги и несколько недель находились между жизнью и смертью. Один из них, Михаил Пекарь, и ныне живет в Дунковице Иршавского района.

-- Мне было тогда 16 лет, -- рассказывает Михаил Пекарь, -- в тот день я возвращался на автобусе домой после занятий в сельскохозяйственном техникуме. Вместе с приятелями мы сели на заднее сиденье и уснули, поэтому столкновения автобуса с цистерной я не видел. Помню лишь глухой удар и крики: «Авария! Откройте дверь!» Дверь открылась, и я вслед за Мишей Балегой выскочил из автобуса. В этот момент на дороге вспыхнул и взорвался лак, и ударная волна подбросила меня вверх. Я упал в кювет, стал тушить одежду. Кожа на руках висела клочьями, были видны жилы и кости. Мы побежали вниз вдоль кювета, где нас подобрала «Волга» и отвезла в больницу. У меня оказалось обожжено около половины поверхности тела, 20 процентов ожогов были глубокими. Двенадцать дней я провел в реанимации, а затем два месяца лечился в Киеве, где перенес пять пластических операций… Через несколько месяцев Должанский лесокомбинат стал выделять семьям погибших дрова (такова была «компенсация» за смерть), и моя мама тоже пошла к начальству. Но ей сказали: «Ваш сын не умер, поэтому дрова вам не положены»…

Похороны погибших состоялись через два дня после аварии. Останки многих людей удалось идентифицировать лишь благодаря обгоревшим кольцам, ключам, оправам очков. Больше всего жертв -- 13 человек -- оказалось из села Арданово Иршавского района.

-- Цинковые гробы занесли в церковь, и богослужение проходило там, -- вспоминает председатель Ардановского сельсовета Михаил Станинец. -- Погибшие приходились близкими или дальними родственниками каждой третьей семье в селе, поэтому похоронная процессия была очень длинной и заняла всю улицу. Люди съехались из соседних сел, райцентра, Ужгорода. Было очень много представителей власти. После похорон многие селяне говорили, что беды следовало ожидать. Накануне аварии в Арданове был храмовый праздник Богородицы, а вечером во всем селе очень кричали сойки. Эта птица, говорят, предвещает смерть…

А вскоре после похорон начали происходить мистические вещи -- погибшие стали напоминать о себе родным и близким. Они регулярно снились селянам и жаловались, как им плохо из-за того, что «в гробы положили чужие руки и ноги». И совсем невероятную историю рассказали мне в Дунковице (к сожалению, свидетелей трагедии разыскать не удалось, ведь спустя 20 лет многие люди умерли или изменили место жительства). Через несколько месяцев после аварии женщине приснилась погибшая в огне дочь, которая попросила приготовить фату, два крестика, губную помаду и на следующий день отнести к месту аварии. А там, мол, будет подан знак. После некоторых колебаний женщина все приготовила и попросила родственника отвезти ее на легковушке в Залужье. Она подошла к венкам на обочине и стала мысленно разговаривать с дочерью, а родственник тем временем решил помочь водителю, пытавшемуся завести на обочине «ГАЗ». «Вот ни с того ни с сего машина заглохла на этом месте и уже несколько часов не могу тронуться с места», -- пожаловался шофер. «А куда едешь?» -- спросил водитель легковушки. «Солдат погиб во время боевых учений, и мне поручили отвезти тело домой… »

Водитель ЗИЛа был приговорен к десяти годам лишения свободы

Судебные слушания по уголовному делу начались в декабре 1983 года и длились всего четыре дня.

-- Суд был открытым, -- рассказывает председатель Апелляционного суда Закарпатской области Андрей Стрижак, председательствовавший на процессе в 1983 году, -- но ни одного представителя СМИ на него не допустили. Почти все люди в зале сидели в траурной одежде -- это были родственники погибших. А на скамье подсудимых оказались четверо: водитель ЗИЛа, обвиненный в нарушении правил дорожного движения, вызвавшем гибель многих людей, а также исполняющий обязанности заместителя главного инженера, главный механик и мастер ремонтно-транспортного цеха Должанского лесокомбината, которые… не обеспечили изучение «Инструкции о порядке перевозок опасных грузов» водителями автоколонны. Подсудимые полностью признали свою вину, никто и не думал себя выгораживать. Водитель ЗИЛа был осужден к десяти годам лишения свободы общего режима, а остальные получили по два года поселений и пять лет лишения права занимать должность, связанную с ответственностью за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Осужденные подали апелляцию в Верховный Суд, но тот оставил приговор без изменений.

Полностью срок наказания не отбыл ни один из них. Через три года водитель ЗИЛа был помилован Указом Президиума Верховного Совета УССР, а вскоре был условно-досрочно освобожден. Трое других осужденных провели на поселениях по одному году. Через двадцать лет после катастрофы многие считают, что подсудимые стали обыкновенными «стрелочниками». Главный виновник трагедии -- тогдашняя система хозяйствования, выдвигавшая на первое место не меры безопасности людей, а выполнение и перевыполнение плана любой ценой.

В этом году Иршавский районный совет выступил с инициативой установить на месте аварии памятный знак (его автор -- ужгородский скульптор Михаил Белень). По словам председателя райсовета Степана Бобика, подготовительные работы ведутся местными жителями и родственниками пострадавших. Памятный знак с именами 29 человек, погибших в огне той страшной трагедии, планируют открыть в конце сентября.

2357

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров