Украинский самолет «мрия» будет выводить на орбиту Космические корабли?
Принятое на прошлой неделе решение не переводить Международную космическую станцию на беспилотный режим с новой силой обострило проблему отсутствия технологий, которые могли бы заменить американские шаттлы. Космические челноки, еще недавно бывшие гордостью НАСА, безнадежно устарели, по мнению большинства экспертов. Если даже правительство США разрешит их использовать в дальнейшем, то произойдет это нескоро. Понадобятся существенные изменения в конструкции кораблей, необходимые для повышения их безопасности и надежности.
Образовавшийся вакуум на мировом космическом рынке вполне могут заполнить российские разработки кораблей многоразового использования. Первым шагом на пути к решению этой задачи россияне считают уникальную разработку объединения «Молния» и Центра им. Хруничева -- многоразовый ускоритель «Байкал». Он уже существует и проходит необходимые тесты, но пока на Земле. «Байкал» -- это гибрид ракеты и самолета. У него есть поворотное крыло, хвостовое оперение и турбореактивный двигатель, обеспечивающий крейсерскую скорость при возвращении на космодром. Главной задачей «Байкала» является выведение на орбиту второй ступени -- ракеты «Ангара».
«Байкал» затем возвращается в беспилотном режиме на Землю, а одноразовая вторая ступень выводит на заданную орбиту полезную нагрузку -- капсулу с космонавтами или грузовой отсек. Летные испытания «Байкала» и «Ангары» запланированы на конец 2005 года, но возникшая после гибели «Колумбии» ситуация может ускорить этот процесс.
Еще больший интерес вызывает разрабатываемый объединением «Молния» проект МАКС. Заместитель генерального директора этого научно-производственного предприятия Михаил Осин в интервью российскому журналу «Итоги» заявил, что принцип действия аэрокосмического комплекса МАКС кардинально отличается и от «Бурана», и от американского шаттла, и от «Байкала». Корабль выводится на орбиту не с помощью ракеты-носителя, а с помощью украинского самолета-носителя «Мрия»! По предварительным расчетам, затраты на доставку груза на орбиту с помощью МАКСа будут в 20 раз меньше, чем при использовании американских шаттлов.
379Читайте нас в Facebook