ПОИСК
Происшествия

«одесса--броды -- во многом коммерческий объект, имеющий огромное стратегическое значение, прежде всего для украины»

0:00 2 июля 2003
Андрей ГАВРИЛОВ, журналист
Так считает мэр Львова Любомир Буняк

Дискуссия вокруг перспектив нефтепровода Одесса-Броды началась с момента сдачи его в эксплуатацию два года назад. А в конце мая этого года страсти накалились: стало известно о предложении Тюменской нефтяной компании ежегодно обеспечивать загрузку маршрута в объеме 9 миллионов тонн нефти, попутно решив проблему заполнения нефтепровода технологической нефтью, получая ежегодный операционный доход в 60 миллионов долларов. Политбомонд раскололся на две части: выступающих за немедленную коммерциализацию проекта и тех, кто предпочитает продолжить изучение ситуации. Обсуждение, однако, сегодня идет преимущественно в политической плоскости, без учета экономических и технических особенностей нефтепровода. Напомнить общественности, что Одесса--Броды -- во многом коммерческий объект, имеющий огромное стратегическое значение, прежде всего для Украины был вынужден «крестный отец» строительства, а ныне мэр Львова Любомир Буняк.

По словам львовского мэра, более других моментов искажено значение трубопровода, ведь главная цель проекта -- обеспечить доступ Украины к альтернативным (нероссийским) источникам нефти. Транзитное использование никогда не исключалось, однако и не превалировало. А в условиях полной приватизации украинских нефтеперерабатывающих заводов использование нефтепровода по прямому назначению осложнено и не решает вопроса о его эффективной коммерческой загрузке.

Основным обстоятельством, из-за которого нефтепровод до сих пор не используется, Любомир Буняк считает просчеты координатора проекта -- компании «Укртранснафта». Последняя, по его словам, не справилась со своими задачами, главная из которых -- заполнить трубопровод технологической нефтью.

-- Любомир Константинович, по поводу перспектив проекта «Одесса-Броды» высказываются самые различные варианты, о которых раньше никто всерьез и не думал…

РЕКЛАМА

-- Сегодня многие считают, что терминал «Южный» и трубопровод Одесса-Броды планировались и строились как транзитный путь каспийской нефти в Европу. Это не так. Он задумывался прежде всего как стратегический объект для обеспечения украинских нефтеперерабатывающих заводов нефтью нероссийского происхождения и только потом -- как транзитный маршрут транспортировки нефти в Западную Европу.

-- Обсуждение перспектив Одесса-Броды активизировалось после предложения реверсировать маршрут. Как вы относитесь к такому варианту использования нефтепровода?

РЕКЛАМА

-- Я считаю, что предложение о реверсе вполне приличное. Нефтепровод проектировался, задумывался и строился как реверсивный. К сожалению, он не используется в полном объеме, и потому в реверсе нет ничего плохого. Система построена так, что один день она может транспортировать нефть в одном направлении, другой -- в противоположном. Нужно использовать эти возможности.

Каковы же аргументы оппозиции? Пусть труба стоит еще два года? Но государству какая от этого польза? На мой взгляд, предложение транснациональной компании по заполнению нефтью трубопровода -- неплохая идея.

РЕКЛАМА

-- Часто использование Одесса-Броды связывают с перспективами продолжения маршрута до Плоцка и Гданьска в Польше. Какова ваша точка зрения в этом вопросе?

-- Сегодня существует прогноз, согласно которому нефтепровод Броды--Плоцк может быть построен не раньше 2007 года. Что, Украине ждать еще несколько лет? Я не вижу целесообразности в таком маршруте, ведь и так есть выход на Европу: для поставок в Германию можно воспользоваться маршрутом «Дружбы» по территории Словакии и Чехии. И для нефтяных компаний он экономически привлекателен. По-моему, самая большая ошибка, что на протяжении двух лет трубопровод так и не был заполнен технологической нефтью. Как специалист, я считаю, что «Укртранснафта» просто не справилась со своими обязанностями.

-- Однако в последнее время геополитическая карта разыграна таким образом, что Одесса-Броды ассоциируется именно с транзитным путем для каспийской нефти через Польшу. Каковы перспективы трубы именно в этом плане?

-- Когда мы строили эту систему, достоверных данных о количестве нефти в Каспийском регионе не было. Сегодня уже известно, что там есть огромные запасы. И нефть может попасть на европейский рынок двумя путями: Босфор-Дарданеллы и Одесса--Броды. И те, кто сегодня говорит о таких маршрутах, как Бургас--Александроуполис, Констанца--Триест глубоко заблуждаются.

Я встречал информацию о том, что нефтепровод будет нерентабельным, если не будет проходить по территории Польши. Но это тоже политика. Поляки защищают свои интересы, а мы должны защищать свои. Сегодня, например, нам выгоден реверс, и я не вижу причин, по которым нам не нужно на него соглашаться. В конце концов, это рыночная экономика, и такая ситуация -- в порядке вещей.

-- Хотелось бы узнать, как вы оцениваете работу «Укртранснафты» на основном направлении -- развитии системы трубопроводов. Что изменилось в этой отрасли с момента объединения «Дружбы» и Приднепровских нефтепроводов в единую структуру?

-- Нефтепровод Одесса-Броды строился пять лет специалистами «Дружбы» без копейки бюджетных средств. Дирекция по строительству состояла из восьми человек, а подрядчиком было одно из наших структурных подразделений -- Ровенское ремонтно-строительное управление. И вдруг я узнаю, что тендер по строительству нефтепровода Жулин-Надворная выиграла немецкая компания. Какая в этом необходимость, какая в этом целесообразность? При этом, говорят, что работы обойдутся «Укртранснафте» дороже в два раза, чем если бы они проводились украинскими специалистами.

Создавать единую трубопроводную компанию не имеет никакого смысла. Понятно, что хотелось иметь такую структуру, которая была бы территориально ближе к правительству и могла решать какие-то вопросы. Однако для этого не нужен штат в 180 человек. Что они реально сделали для начала работы этой конкретной магистрали? Я, например, такого результата не вижу.

-- Одним из важнейших этапов в работе «Укртранснафты» принято считать коммерциализацию проекта с помощью компании «PriceWaterhouseCoopers», проведено множество презентаций в Европе. Какими были бы ваши действия на месте руководства «Укртранснафты»?

-- Я не вижу конкретных результатов такого исследования. Неужели этого не могли сделать украинские эксперты? На мой взгляд, со стороны «Укртранснафты» не было серьезного подхода к работе с такими компаниями, как «Ceska Rafinerska», «Slovnaft», не говоря уже о немецких компаниях. Что касается «Укртранснафты», за два года эта организация, которой в какой-то степени было поручено определять политику транспортировки нефти, со своей задачей не справилась.

Первая проблема -- это заполнение нефтепровода технологической нефтью. Одесса-Броды еще не готов к работе, и западные компании это прекрасно видят. Я бы не строил нефтепроводов в Закарпатской области, а направил средства на закупку технологической нефти. А далее, имея готовый к эксплуатации маршрут, начал бы работу с казахскими фирмами, с компаниями «Шеврон», «Тексако», «ВР»… Этот маршрут работал бы, и я доказал бы его целесообразность.

328

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров