Перед началом матча шахматные фигуры пришлось положить в холодильник
В небольшом арабском государстве Бахрейн проходит матч из восьми партий между вторым по рейтингу шахматистом мира россиянином Владимиром Крамником и наиболее успешной в коммерческом плане компьютерной программой «Fritz» (ежегодно в мире продается более 20 тысяч ее копий), созданной немецкими программистами. Победа принесет Крамнику один миллион долларов, ничья — 700 тысяч, а поражение — 500 тысяч. Данные о сумме вознаграждения разработчикам компьютера не разглашаются.
Прошло пять лет с тех пор, как тогдашний чемпион мира Гарри Каспаров проиграл в Нью-Йорке компьютеру «Deep Blue», разработанному корпорацией IBM. Гонорар россиянина составил 400 тысяч долларов, а цена акций IBM за время матча выросла на 12 миллиардов. В отличие от компьютера «Deep Blue» (весом почти в полторы тонны и высотой два метра, занимавшего собой несколько комнат и рассматривавшего 200 миллионов позиций в секунду) нынешний соперник человеческого разума гораздо скромнее. Эта программа умещается на обычном компакт-диске и работает с персонального компьютера, анализируя всего три миллиона позиций в секунду.
Перед началом нового поединка Человек--Машина своим мнением поделился с «ФАКТАМИ» чемпион мира Руслан Пономарев: «Крамник очень серьезно готовился к матчу, в его распоряжение была предоставлена копия этой программы. За год он, конечно, успел изучить ее слабые стороны. Матч проводится в непривычной для россиянина обстановке. В Бахрейне жарко, это все-таки не Европа. На игру человека могут воздействовать различные нюансы: бессонная ночь, волнение, мысли о чем-то постороннем. Кто-то позвонит, отвлечет, возникнут еще какие-нибудь неприятности А машине-то все равно — она не устает, спит нормально, ей ни жарко ни холодно. Перепадов напряжения, я думаю, там не будет. У компьютера одна надежда — использовать человеческую усталость, ослабление внимания. А вот глубоким стратегическим пониманием игры или яркой тактической фантазией он не обладает. Если человек не допустит грубых ошибок, то тогда за счет чего он может проиграть?..
Когда пять лет назад Каспаров играл с машиной, наблюдать за тем матчем было скучновато. Гарри делал какие-то странные ходы, играл крайне осторожно и поэтому заслуженно проиграл. Я бы играл интереснее, чем Каспаров. Мне кажется, что поскольку в компьютер заложена база данных из партий, уже сыгранных ранее, а сам он ничего нового не создает, то у человека есть возможность заранее придумать, а затем применить на практике оригинальные идеи. Если Крамник будет действовать в той же манере, что и Каспаров, то матч будет для меня неинтересным. Хотя в прошлом году на турнире в Дортмунде Владимиру удалось обыграть «Fritz» за счет необычной стратегии, несвойственной его стилю. Вот если россиянин таким путем выиграет и этот матч, то, что ж, это правильно. В таком соревновании главное — победа».
Сам Крамник сказал перед началом матча, что его устроит выигрыш с минимальным счетом, а программисты согласились на такое же поражение. Первая партия едва не оказалась под угрозой срыва. Незадолго до начала встречи россиянин обнаружил, что шахматы, которыми ему предстояло играть, слишком блестят и на ощупь какие-то липкие. Оказалось, что под влиянием сорокаградусной жары, стоящей в Бахрейне, потек лак, которым покрыты фигуры. Других шахмат, соответствующих международным стандартам в стране, где всего пять квалифицированных игроков, не оказалось. За ними собрались уже было отправиться в Лондон, но неожиданно нашли остроумное решение: поместить фигуры в холодильник. Лак застыл, и партия началась вовремя.
Действия Крамника в этом поединке нельзя назвать уверенными. Компьютер, игравший белыми, добился явного преимущества, но на 25-м ходу допустил грубую ошибку. Интересно, что обычная (а не улучшенная и специально подготовленная к матчу) версия «Fritz», используемая «ФАКТАМИ», указала правильное продолжение, а ошибочное посчитало лишь вторым по силе. Добытая таким образом ничья позволила 27-летнему российскому гроссмейстеру заявить на пресс-конференции, что подобные грубые промахи машины позволят ему добиться победы. Действительно, во второй партии компьютер уже в начале игры сделал ход, который любому, знакомому с азами шахмат, даже в голову не придет. Этого промаха оказалась достаточно, чтобы Владимир захватил инициативу и после упорного сопротивления своего компьютерного противника добился успеха на 57-м ходу. Счет матча — 1,5:0,5 в пользу человека. Между тем Международная шахматная федерация исключила Крамника из своего рейтинга, объяснив это тем, что он сыграл меньше четырех партий за год. Как оказалось, организаторы матча Каспаров--Крамник с призовым фондом в полмиллиона долларов, состоявшийся в декабре прошлого года в Москве, не удосужились заплатить пару сотен за регистрацию этого соревнования, и матч не попал в рейтинговый расчет.
Читайте нас в Facebook