Когда советский союз захлестнула волна антисемитизма, георгий маленков настоял на том, чтобы его дочь по имени воля развелась с мужем-евреем
Взойдя над вершиной советского политического олимпа после смерти Сталина, звезда Георгия Маленкова сияла недолго. Тем не менее многие пожилые люди хорошо отзываются об этом человеке. Возглавив правительство, Георгий Максимилианович ослабил налоговый хомут, снизил цены, повысил зарплаты и пенсии, пообещал изнуренному войной и разрухой народу масло и прочие товары вместо пушек, первым из советских руководителей заговорил о гибельной для всей цивилизации гонке ядерных вооружений, выдвинул идею мирного сосуществования капитализма и социализма. В качестве первого шага на пути к ее реализации еще в 1955 году предложил объединить Германию, проведя в ней свободные выборы!
Это была непозволительная политическая дерзость. Маленков забыл, что является дитям революции, которая, как известно, пожирает своих отпрысков. Хрущев напомнил ему, что такое партийная и социалистическая демократия со всеми вытекающими оргвыводами.
Вспоминая сегодня несколько фактов из жизни Георгия Маленкова, право делать выводы предоставляем вам, уважаемый читатель.
1. Фамилия матери Георгия Маленкова была Ульянова. Поэтому в Москве ходили слухи, что Георгий Максимилианович -- то ли племянник, то ли «приемный сын» В. И. Ленина. Хотя своей тучной фигурой, широким «бабьим» лицом и полувоенным кителем Маленков был больше похож на Мао Цзэ-дуна. Родился он 8 января 1902 года в Оренбурге в семье мелкого служащего.
Во время гражданской войны Георгий сражался в рядах Красной Армии с белыми. По одним сведениям, в качестве политработника водил бойцов в атаки. По другим, был обычным писарем политотдела, ибо стрелял плохо, на коня и вовсе взобраться не мог. Зато был грамотен, писал аккуратным каллиграфическим почерком. Выше в те годы ценилась разве что политическая благонадежность.
2. Но с ней у юноши тоже все сложилось. Всякая революция всегда ищет в своих рядах и вне их контрреволюцию. Когда в 20-е годы начались партийные и комсомольские «чистки», молодой студент МВТУ поднаторел на разоблачении среди сокурсников приверженцев идей Льва Троцкого. Это заметили.
Неизвестно как сложилась бы дальнейшая судьба Георгия -- в общем-то, как отмечают биографы, посредственной, невыразительной личности, -- если бы не его женитьба на партийной функционерке Валерии Голубцовой. Однажды в Оргбюро ЦК РКП(б) освободилась должность технического секретаря. Валерия настояла, чтобы Георгий бросил вуз, до окончания которого оставалось всего ничего. Главное -- зацепиться в уважаемой конторе!
3. На первую солидную должность -- заведующего орготделом Московского горкома партии -- Маленкова рекомендовал в 1930 году Лазарь Каганович. Через четыре года герой нашего рассказа попал уже в ЦК, на должность заведующего отделом руководящих парторганов, стал близким другом выдвиженца Н. И. Ежова, под руководством которого в 1936 году провел проверку партийных документов коммунистов -- по существу, еще одну чистку партии, ставшую прелюдией 1937 года. Историки отмечают, что в репрессиях 1937-1938 годов Г. Маленков сыграл не меньшую роль, чем Н. Ежов, Л. Берия, Л. Каганович, В. Молотов! Он сам вел досье на «врагов народа», писал доносы. Сам выезжал в Белоруссию и Армению и привозил пачки списков приговоренных к расстрелу партийных и советских работников, специалистов. Сам принимал участие в допросах, которые проводились с особой жестокостью.
Как он завоевал расположение Сталина? Узнав заблаговременно, что его собираются представлять вождю, Маленков в течение восьми недель по 18 часов в сутки заучивал наизусть статистические данные о работе различных отраслей промышленности, о структуре и составе республиканских партийных организаций. Мог ответить на вопрос, сколько было выплавлено стали в таком-то году или же сколько членов партии в Белоруссии. Сталин назвал его гением.
4. Во время войны Георгий Маленков, теперь уже как член Государственного комитета обороны (ГКО), несколько раз выезжал на фронт. Однажды под Сталинградом, сообщал журнал «Шпигель», высокий гость распекал юного майора-летчика: «В последнем бою ни один из 25 летчиков вашего полка не сбил ни одного немца. Как это прикажете понимать?» Маленков знал, что этого летчика зовут Василий Сталин и он может пожаловаться папаше.
Но амбициозный и злопамятный Василий Иосифович не стал мелочиться. Вскоре после войны не без его участия вождь получил сообщение о том, что ради получения премий и наград руководители авиационной промышленности намеренно скрывали истинное количество неисправностей и катастроф самолетов. Маленков же как член Политбюро и ГКО курировал эту отрасль и в 1943 году за успешную организацию выпуска боевых самолетов получил золотую звезду Героя Социалистического Труда и звание генерал-лейтенанта. Главкома ВВС маршала авиации Новикова и министра авиационной промышленности Шахурина чуть не расстреляли. Маленков отделался легким испугом, на два месяца был сослан в Среднюю Азию. Уж больно ценил его Сталин.
5. В начале войны, опасаясь, что нашей стране в одиночку не одолеть Гитлера, Сталин решил получить дополнительную экономическую помощь Запада через связи еврейской интеллигенции с богатыми зарубежными соплеменниками и финансовыми магнатами. Для официального прикрытия проникновения агентуры советской разведки в сионистские круги по инициативе Л. Берии в СССР был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), который возглавил известный советский режиссер С. Михоэлс. В 1943 году руководство разведки организовало его тайную поездку в США. Как вспоминает в своих мемуарах бывший начальник советской внешней разведки генерал-лейтенант Павел Судоплатов, американским еврейским организациям очень понравилось предложение Сталина создать в Крыму еврейскую автономную республику, учитывая, что до войны там существовали три еврейских района. Кстати, здесь уместно ответить на вопрос, почему Еврейская автономная область была образована на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае. Дело в том, что после гражданской войны настоящим бедствием для здешних мест стали набеги ушедших в соседние Монголию и Китай белоказаков. Бороться с ними властям было очень трудно, т. к. у бандитов на советской территории было много родственников и сочувствующих среди русского населения. Тогда Сталин решил поселить здесь евреев, которые имели зуб на казаков еще с времен дореволюционных погромов.
А вот Сталину не понравилось, что героем в глазах влиятельной части мировой общественности стал не он, а какой-то режиссеришка, который сделал больше, чем официальные дипломаты. План создания «крымской калифорнии» был отложен, а на евреев, которые виноваты всегда, когда трудно (или не хочется) найти других виноватых, начались гонения. Осенью 1944 года Маленков подписал директивное письмо, в котором были перечислены должности, на которые не следовало назначать евреев. Но это были семечки по сравнению с начатой в 1946 году борьбой с «еврейским буржуазным национализмом». Активистов упомянутого ЕАК Маленков и его единомышленники обвинили в том, что они ставят еврейские интересы выше интересов советской страны.
Начались аресты интеллигенции. Михоэлса как личность слишком известную и уважаемую арестовывать и судить было нельзя. Тогда агенты МГБ заманили доверчивого режиссера на дачу на околице Минска, там сделали ему смертельную инъекцию, а тело бросили под колеса грузовика, инсценируя бандитский наезд. При этом пришлось убрать как нежелательного свидетеля сопровождавшего Михоэлса сотрудника МГБ Голубова. Свыше ста писателей, поэтов, ученых, артистов, служащих, партийных и советских работников еврейской национальности были приговорены кто к расстрелу, кто -- к 25 и 10--15 годам лагерей и тюрьмы. Председатель Военной коллегии Верховного суда СССР А. Чепцов говорил Маленкову о необходимости направить «дело ЕАК» на доследование. На что Георгий Максимилианович ответил: «Выполняйте решение Политбюро!» И даже до так называемого суда в застенках МГБ дожили не все арестованные, которых пытали.
Маленков, как вспоминает сын Л. Берии Серго Лаврентьевич, отъявленным антисемитом, возможно, не был. Во всяком случае, открыто таких взглядов не высказывал. Но когда в стране начал набирать силу зоологический антисемитизм, Маленков настоял, чтобы его дочь Воля развелась с мужем-евреем
6. Маленков считался другом семьи Лаврентия Берии. Но после смерти Сталина поддержал Хрущева, который решил всю ответственность за преступления сталинщины свалить на Лаврентия Павловича. По словам его сына, Берию не арестовали в Кремле и после суда расстреляли, как принято считать, а убили в перестрелке при попытке арестовать его дома. Затем арестовали и сына, уже в то время работавшего главным конструктором ракетных систем, которого обвинили в сотрудничестве с британской разведкой, участии в контрреволюционном заговоре для свержения советского строя Серго все эти обвинения отметал. Тогда к нему в Лефортово приехал Маленков и начал убеждать в необходимости сознаться. Дескать, так нужно, это позволит сохранить жизнь и встретиться с семьей. Когда понял, что молодой ученый не подпишет дурацкие бумаги, попытался выведать у Серго, не знает ли он что-либо о личных архивах Иосифа Виссарионовича и Лаврентия Павловича. Очевидно, он боялся, что где-то может лежать компромат, в том числе и на него. Очень расстроился, когда услышал от сына Берии, что дома у них никогда об этом не говорили: «Ну что ж, если ты сам себе помочь не хочешь » Серго был лишен всех чинов, званий и наград и сослан на завод в Свердловск.
7. В конце 40-х Маленков лично возглавил разгром Ленинградской партийной организации, руководителей которой он вместе со Сталиным и Берией обвинил в «сепаратизме». В результате этой «чистки» были расстреляны выдающийся ученый-экономист Николай Вознесенский, его брат, другие выдающиеся партийные и государственные деятели. Фактически был отстранен от власти и умер при весьма туманных обстоятельствах 52-летний главный идеолог страны, выходец из Ленинграда Андрей Жданов, который недолюбливал Маленкова, считая его малограмотным выдвиженцем. Хотя, по мнению посла США в СССР Чарльза Болена, Маленков выгодно отличался от других советских лидеров тем, что не очень много пил, речь его была грамотной, очень логичной и красивой. А с иностранцами он мог изъясняться на латыни
8. Летом 1957 года Маленков и объединившиеся вокруг него противники осуждения сталинизма решили свергнуть Хрущева, у которого проснулась совесть. Но последний оказался сильнее, энергичнее. Он снял, Маленкова и других членов «антипартийной группы» Кагановича, Булганина, Молотова, Ворошилова и «примкнувшего к ним» Шепилова со всех постов, потребовал возбудить уголовное дело против Маленкова за «преступные нарушения социалистической законности». Очевидно, благодаря связям суда организатору репрессий удалось избежать. До 1961 года он работал директором электростанции в Казахстане. Потом его исключили из партии и отправили на пенсию. В Москву разрешили вернуться при Брежневе.
Доживал свой век он тихо и скромно. На дачу ездил электричкой. Сильно похудел, ни с кем не общался. Иногда в Измайлово в больнице для старых большевиков его узнавали «товарищи по партии», которых в свое время Маленков отправлял в лагеря и тюрьмы. В таких случаях, говорят, он делал вид, что ничего не знает, не помнит и быстро молча удалялся.
У него выросли дочь и два сына, оба, как и недавно умерший в Киеве сын преданного им друга Лаврентия Берии, доктора наук, порядочные люди.
Умер Г. М. Маленков в 1988 году. Хоронили его родственники скромно, без помпы, на Кунцевском кладбище в Москве.
Говорят, на склоне лет он крестился, регулярно посещал церковь. Возможно, Бог его и простит.
686Читайте нас в Facebook