В свои 70 лет киевский художник дмитрий грибок стал матросом-гребцом на «средневековой» чайке, которой на веслах и под парусом предстоит пройти 1500 километров
Люди, которым перевалило за шестьдесят, летали в космос, покорили высочайшую вершину планеты Эверест, зимовали в Антарктиде. К этой когорте не стареющих душой ветеранов присоединился художник и заядлый путешественник Дмитрий Грибок. Он стал участником экспедиции на копии средневековой казацкой чайки «Богун-2», которая стартовала в минувшую субботу в Киеве. Идя под парусом и орудуя тяжеленными веслами, команда энтузиастов должна за месяц пройти 1500 км по Днепру и Черному морю до берегов России, чтобы в станице Тамань вместе с тамошними украинцами отметить 210-летие переселения черноморских казаков на Кубань. Дмитрий Грибок взял с собой в поход карандаши и краски, но грести намерен наравне со всеми: «Пассажиров на корабле не будет, я иду в плавание матросом» -- сказал он.
«Когда-то я исколесил весь Советский Союз, а недавно целый год путешествовал по Америке»
Среди крепких, рослых участников плавания на казацкой чайке мы сразу и не приметили маленького, щупленького человека пенсионного возраста, у которого на спине красовалась надпись «Богун», а на груди -- «матрос». «Вы отправляетесь в экспедицию?» -- с недоверием осведомились мы. «Да я в команде самый молодой!» -- захохотал задорным смехом жизнерадостный дедушка, представившийся Дмитрием Грибком.
-- Мне уже 70 лет, но на здоровье, слава Богу, не жалуюсь, -- рассказал наш собеседник. -- Болеть некогда: постоянно в трудах. Я художник-баталист, хочу написать серию картин о морских походах запорожских казаков, но для этого должен побывать в шкуре сичевика. У меня такой творческий принцип: испытай на себе то, что хочешь изобразить, а уж тогда берись за кисть. Поэтому постоянно бывал на учениях Советской Армии, а в последние годы -- на совместных маневрах украинских войск и армий стран НАТО. Много путешествовал -- на автомобиле исколесил практически весь бывший Союз. Недавно меня пригласили показать свои работы в США. В результате получилось так, что я целый год ездил со своими выставками по Америке, даже в резервации индейцев поработал -- написал портрет вождя, которым тот остался очень доволен. И в море я не новичок: в молодости шесть лет служил на флоте, поэтому надеюсь помочь команде не только орудуя веслом, но и дельными советами.
Как показывает опыт других походов на копиях исторических судов, идти по Днепру под парусом удается далеко не всегда -- в основном приходится налегать на весла. Работают ими посменно минут по сорок. Отдыхающая смена, чтобы «выжить» под беспощадно палящим солнцем, привязывается веревками и прыгает в воду, плывя на буксире, пока не подойдет время вновь браться за весла. Не удивительно, что в пути запланирована частичная замена экипажа, но 70-летний художник намерен пройти все 1500 км.
Самому молодому участнику плавания Славе Васько 16 лет. В плавание он отправляется юнгой.
-- Я вырос на море -- родом из Очакова. Мой папа военный моряк. Собственно, благодаря ему я и попал в экспедицию: минувшей весной у нас в Очакове строилась казацкая чайка. Военные помогли строителям -- выделили эллинг, это своего рода гараж для корабля. Однажды руководитель экспедиции Сергей Воронов сказал, что в походе нужен юнга. Папа сразу же предложил мою кандидатуру.
Флагман экспедиции, боевая чайка «Богун», пока стоит на якоре в Херсоне. А из Киева на соединение с ней в субботу отправилась другая копия казацкого судна, которую поначалу никто не собирался создавать.
-- Мы были неимоверно счастливы, когда, по крупицам восстановив конструкцию чайки и технологию средневекового кораблестроения, сумели построить в Очакове «Богун», -- рассказывает руководитель экспедиции Сергей Воронов, заведующий Лабораторией исторических исследований, воссоздающей старинные корабли и древние маршруты плаваний. -- И вдруг специалисты из Российской академии наук заявляют, что это не совсем то, что нужно. Мы собрались в поход, посвященный 210-летию переселения по указу Екатерины II черноморских казаков на Кубань, но не учли важную деталь: казаки пришли на Кубань не на боевых, а на торговых чайках, так называемых днепровских дубках. Как их строить, мы не знали: инженерных сведений о дубках в Украине не сохранилось. Исправить неточность помог Государственный исторический архив Польши, в котором оказалась масса интересующих нас документов.
На казацкую чайку переставили мачту и якорь с древнерусской ладьи
-- Времени на строительство дубка оставалось около двух месяцев, -- продолжает Сергей Воронов. -- Корабелы из Чернигова, построившие наш первый исторический корабль -- копию древнерусской ладьи «Княгиня Ольга», -- дневали и ночевали на верфи и почти успели построить дубок, однако отдельные элементы, например мачту и якорь, временно переставили на него с «Княгини Ольги».
Новой чайке мы решили не давать собственное название, но в документах она числится как «Богун-2». Ведь флагманом похода и предметом нашей особой гордости является боевая чайка «Богун». «ФАКТЫ» уже рассказывали, что построить ее было очень сложно: основа выдолблена из цельного дерева. Пока мы учились, испортили два огромных старых ствола. Зато из третьего -- 145-летней сосны, срубленной под Киевом у поселка Боярка, -- получилась замечательная лодка-однодревка. К ней приделали «ребра» и обшили их досками. Получился грозный боевой корабль длиной 22,7 метра и весом 17 тонн. На таких чайках ходили гетманы.
Названия для флагмана выбрали, исходя из того, что Иван Богун -- единственный наш прославленный полководец, являвшийся полковником войска запорожского и атаманом войска донского. От Херсона, где к нам присоединятся российские участники экспедиции, обе чайки пойдут вместе. Следует успеть в станицу Тамань к 24 августа -- совпало так, что 210-летие переселения казаков на Кубань и День Независимости Украины празднуются одновременно. Мы передадим кубанским украинцам послание от высшего руководства нашей страны, ведь экспедиция проводиться в рамках мероприятий Года Украины в Российской Федерации.
-- На обратном пути свободного времени будет гораздо больше, поэтому мы взяли с собой акваланги для подводных погружений, -- говорит заведующий отделом Института физиологии Академии медицинских наук Украины профессор Сергей Гуляр. -- Спусками отметим 35-летнюю годовщину создания подводного дома «Ихтиандр». Его построили украинских ученые, летом 1966--1968 годов в нем посменно жили подводники (»ФАКТЫ» подробно рассказывали об этой беспрецедентной для советской науки эпопее. -- Авт. ). Максимальное непрерывное пребывание в «Ихтиандре» составило семь дней. Тогда же водолаз Сергей Хацет провел 37-часовое погружение в водолазном костюме с автоматической системой жизнеобеспечения. Этот результат до сих пор остается рекордным. Теперь близ этого места на дне и на берегу -- возле скалы с надписью «Смотри вперед и не смотри назад» -- мы установили памятные знаки.
В остальном экспедиция на чайках должна выглядеть так же, как походы казаков сотни лет назад.
-- Спать будем на палубе и на лавках, не сходя на берег, -- продолжает Сергей Воронов. -- Взяли снасти для ловли рыбы. Впрочем, основную часть продуктов придется все же закупать. Зато в больших городах у нас будут трапезы из блюд, приготовленных по средневековым рецептам. Об этом позаботится исследователь быта XV--XVII веков киевлянин Александр Котенко. Меню у него обширнейшее: от средневекового борща, в котором не было ни помидоров, ни картофеля, до зайца «с душой». Для его приготовления используется целый набор трав, основная -- полынь.
396Читайте нас в Facebook