Львов встретил день города огненной феерией и карнавалом на ходулях
Актера-»великана» видно на большом расстоянии
В этот раз на праздник города львовяне получили особый подарок: в течение четырех дней старинный центр был декорацией для спектаклей уличных театров -- местных и европейских. Город погрузился в средневековый карнавал -- по главным улицам шествовала колонна во главе с актерами львовского театра «Воскресение», крепко стоящими на ходулях. Именно ходули являются неотъемлемой частью уличного театра -- актера-»великана» видно всем и на большом расстоянии. Ходить на ходулях, по словам актеров, дело непростое. Стоять на них невозможно, нужно постоянно балансировать, поднимая колени. Но главное -- не упасть. Потому как подняться самостоятельно после этого невозможно, да и риск травматизма большой. А падать лучше вперед, поскольку на артистах надеты специальные наколенники. Львовская погода готовила всем участникам прадничного марафона коварный дождь, во время которого брусчатка мостовой становилась хуже льда и ходули разъезжались.
Уличный театр -- театр без билетов, театр для всех и театр без слов. Основная его задача -- привлечь горожанина, который прогуливается по улице, и удержать его внимание. Из-за того, что в любой момент может, к примеру, пойти дождь, да и держать зрителей в напряжении непросто, спектакль идет около сорока минут.
Основные темы спекталей -- борьба добра и зла. Это зрелищно и контрастно, белые ангелы на ходулях машут крыльями, а на них нападают такие же «высотные» демоны, изрыгающие огонь. Между высшими силами мечутся обычного роста люди, изображающие любовь, верность, дружбу. Популярна историческая драма -- на фоне старинного здания львовского Арсенала была разыграна история создания Галицкого княжества. Ночью при свете факелов по деревянным помостам носились раскрашенные басурмане на ходулях, а благородный седовласый Данило Галицкий в исполнении актера Владимира Колчинского с ними боролся.
Для львовян актеры на ходулях, наряженные в карнавальные одежды, жонглирующие горящими факелами и выдувающие, как факиры, огненные языки пламени в воздух, не были в диковинку. Дело в том, что организатор фестиваля «Золотой Лев на улице» режиссер Ярослав Федоришин и его театр «Воскресение» уже четыре года балуют львовян эксцентричными действами. Их любят в Польше и Германии.
Власти города платят уличным труппам десятки тысяч долларов
На сегодняшний день уличный театр в Европе -- явление модное, очень распространенное и экономически выгодное. За те дни, пока в городе веселят народ уличные коллективы, усиливается приток туристов и, соответственно, бойче идет торговля. Городу от этого -- только выгода. Именно городские власти приглашают актеров. Самая высокооплачиваемые труппы -- французские и голландские. Их гонорары исчисляются десятками тысяч долларов.
Однако в профессии уличного актера есть и обратная, опасная, сторона -- риск. К примеру, в последние дни фестиваля некоторые подвыпившие веселые горожане пытались «побрататься» с ними -- потрогать актера за ноги-ходули, обнять их. Одну актрису из Польши им таки удалось уронить. Как рассказали лицедеи театра «Воскресение», на последнем фестивале в Гданьске у двух актеров в процессе выдувания огня загорелись лица. Часто площадками выступают мокрые улицы, бьют током провода от осветительных приборов. А каково ходить босыми ногами по жесткой стерне? Актерам приходилось играть и на лугах.
Польский театр «Правдивый» показал настоящее укрощение огня: за сорок минут спектакля зрители увидели, как можно, бегая на ходулях, при этом жонглировать огненным шестом и извергать пламя. Керосин -- первый друг уличного актера, им пропитываются бутафорские тряпки, после чего в самый неожиданный момент что-нибудь эффектно загорается -- парус корабля или чучело.
Вообще в Европе принято, что уличный театр сам себя обслуживает. Так заведено и в театре «Воскресение». Актеры не только сами монтируют, но и делают декорации. Так заслуженный артист Украины Владимир Мовчан работает по совместительству сварщиком, а ведущая актриса театра Алла Федоришина -- придумывает и шьет костюмы. Они должны быть красноречивыми, почти клоунскими: на некоторые из них уходят десятки метров ткани, а другие можно надувать, как воздушные шары.
По окончании праздника понимаешь, что не только ты один, но и весь город успел привыкнуть к этому яркому сумасбродству. Почему бы не сделать его регулярным, примкнув и этой стороной к Европе. Кстати, в эпоху средневековья уличные представления превращались в рекламные: в библейских сюжетах использовались драгоценные изделия местных ювелиров, деревянные конструкции демонстрировали умение местных плотников. А эскизы костюмов разрабатывали ведущие художники -- даже сам Леонардо да Винчи делал это по заказу миланских властей. Возможно, и для нас уличный театр мог бы стать двигателем торговли и культуры.
329Читайте нас в Facebook