С началом осени киевлян будут приучать сортировать выбрасываемый ими мусор
Летом жители больших городов особенно ощущают, что живут в окружении огромного количества мусора. И хотя один среднестатистический киевлянин выбрасывает за год всего лишь 300 килограммов отходов (американец -- более тонны, немец -- 900 килограммов), этого вполне достаточно для того, чтобы наша далеко не современная система вывоза и складирования мусора задыхалась и давала сбои. Единственный полигон отходов в селе Дмитровичи сможет продержаться еще четыре года, а затем последует «помойная катастрофа». Подобная ситуация наблюдается и в Харькове, Донецке, Мариуполе, Одессе -- во всех украинских мегаполисах. Каждый крупный город пытается решить проблему отходов самостоятельно.
Пункты по сортировке мусора разместят в укромных уголках города
В столице за средства бюджета готовится проект и инженерная подготовка территории площадью семь гектаров в районе села Пирогово для строительства еще одного мусороперерабатывающего завода. За прошедший год городские власти 15 раз проводили переговоры с иностранными фирмами, предлагавшими свои технологии: от простой сортировки и прессовки отходов -- до применения плазменных технологий в этом деле. Полная реализация их проектов стоила бы от 300 до 350 миллионов долларов. Городской бюджет это не осилит. А брать кредит у мировых финансовых организаций, хотя они охотно ссужают деньги под экологические проекты, город тоже не может. Ведь Мировой банк, ЕБРР и другие кредиторы при этом требуют повышать тарифы за переработку тонны мусора до мировых цен, а это около 80 долларов. В Киеве нынче вывоз и переработка мусора закладывается в квартплату и составляет примерно три доллара за тонну. Власти города не могут пойти на то, чтобы резко увеличить плату за коммунальные услуги. Так что иностранные инвесторы нам не помогут решить проблему переработки мусора.
Есть еще один путь, достаточно эффективный и дающий возможность продлить действие имеющегося полигона в Дмитровичах до 20 лет (пока мы не созреем для кардинального решения проблемы). Известно, что бытовой мусор состоит на 35 процентов из бумажных отходов (а их можно сдавать на вторичную переработку по цене 50 долларов за тонну), стекла и железа в нем содержится до 11 процентов (черный металл принимают по цене 65--70 долларов за тонну, а алюминий -- и того дороже), пластмассы -- семь процентов (это еще 30 долларов за тонну). Пищевые отходы успешно перерабатываются в компост и составляют 37 процентов от вывозимого на свалку мусора. Таким образом, если создать сортировочные станции -- по образцу тех, что работают в крупных европейских городах, -- где бы все нужное из помоечного вала отбиралось, затем продавалось на перерабатывающие предприятия, а остатки тут же попадали под пресс и уже в компактном и малом количестве отвозились на свалку в Дмитровичи, мы бы смогли еще два десятка лет спокойно искать решение мусорной проблемы.
Пакет с объедками бросаем в синий бачок, с бумагой и тряпками -- в черный
Ситуация заставляет ускорить решение этой проблемы, ведь уже в 2004--2005 году каждый киевлянин ощутит на себе весь ужас создавшегося положения.
-- Чтобы этого не случилось, уже на сентябрьской сессии Киевсовета будет рассматриваться и утверждаться новая схема санитарной чистки города, -- говорит начальник отдела планирования и управления сектором отходов главного управления коммунального, гостиничного хозяйства и туризма Киевской горгосадминистрации Александр Ващинский. -- Она будет внедряться поэтапно. Один из этапов -- приучение населения к самостоятельной сортировке мусора: пищевые отходы в один бачок, бумагу, бутылки, металл и так далее -- в другой. Так делается во всем мире, и нам от этого не уйти. Между прочим, одним из условий вступления Украины в Совет Европы является выполнение экологических программ, и одна из них -- изменение подходов к утилизации мусора. На эти цели Украине, кстати, выделяются средства. Поэтому в Киеве в ближайшее время начнется эксперимент по раздельному сбору мусора. Для этого выберут два микрорайона -- высотной застройки, где используют мусоропроводы, и малоэтажной застройки. И в течение определенного срока нужно будет отработать действенную схему поощрения жителей, выполняющих новые требования. А они таковы: в мусоропровод опускать два пакета -- синий с пищевыми отходами, черный -- с непищевыми. Я понимаю, насколько сложно будет приучить себя к такой дисциплине, ведь мы привыкли, что за нас «обязаны» все делать другие -- и мусор вывозить, и улицы подметать вовремя. Но близок час, когда этот мусор вывозить будет некуда, сколько бы мы не кричали на начальника жэка.
Жителям малоэтажек и тех высоток, где давно уже в целях гигиены заварили люки мусоропроводов, несколько легче -- они будут опускать свои пакеты в два разных бачка. Кстати, знаете ли вы, что пластиковую бутылку, закрытую крышкой, когда она попадет на свалку, не может сплющить бульдозер, прессующий отходы? Так и лежат бутылки на полигоне, занимая очень большой объем. Когда в Киеве начнется раздельный сбор мусора, все пластиковые отходы будут перерабатывать на специальной линии. На днях мэр Киева подписал распоряжение о вторичной переработке упаковки. Это весьма ценное сырье.
Замечу, если эксперимент провалится по вине киевлян, то городу ничего не остается, как ввести новые цены за переработку отходов, а, значит, увеличатся коммунальные платежи. В случае же успешного проведения эксперимента из собранных пищевых отходов начнут делать компост, в котором нуждаются сельскохозяйственные регионы. Непищевые отходы будут утилизироваться. Кстати, первая сортировочная линия отечественного производства, построенная «Киевспецтрансом» всего за 75 тысяч гривен (а не за 20 миллионов долларов, как предлагали иностранные поставщики), уже работает. На ней успешно отделяют пластмассу, стекло, металл, бумагу и продают переработчикам.
На сессии Киевсовета в сентябре определят также места дислокации сортировочных пунктов на территории города. Одно такое место уже осваивается -- это площадка завода «Химволокно».
Между прочим, чтобы наиболее полно использовать вторичное сырье и не загрязнять окружающую среду отходами строительства, городские власти приняли решение использовать старый асфальт. Теперь все организации, разрывающие дорожные покрытия, обязаны отвозить снятый асфальт на переработку на улицу Куреневскую, 16, а свалка его принимать не будет. Таким образом, понемногу, шаг за шагом, город пытается цивилизованно решить проблему отходов.
262Читайте нас в Facebook