В начале века минувшего новогодние и рождественские открытки украшали изображением прелестных дам в изысканных туалетах
Сто лет назад наши предки отмечали Новый год по старому стилю, то есть на 13 дней позже нас. К этой дате родственники, друзья и знакомые присылали друг другу открытки, поскольку телефоны еще были в новинку, а факса и электронной почты просто не существовало.
Общее количество выпущенных до революции открыток превысило 30 миллионов
Согласно историческим документам, французский гравер Демезон в 1777 году ввел в обращение «гравированные карточки, часто с текстом, открытые для всякого», которые пересылались по почте как приветствия и поздравления. Об этом нововведении много спорили, но в конце концов довод, что «при этом поощряется беззастенчивость прислуги, которая входит в ваши секреты», стал решающим. И новый вид связи не был принят.
Только 1 октября 1869 года в Австро-Венгрии была выпущена первая «карточка для корреспонденции» с отпечатанной почтовой маркой достоинством в два крейцера. Такие карточки отправляли по почте в открытом виде, но никаких рисунков на них не было. Изобретение иллюстрированной открытки немцы приписывают книготорговцу Шварцу, который 16 июля 1870 года, в день объявления о мобилизации германских армий, издал первую художественную открытку с виньеткой (размером не больше почтовой марки) на адресной стороне, изображающей артиллериста с пушкой.
И только почти через тридцать лет в России появились издательства, выпускающие иллюстрированные открытки. До 1895 года их завозили из Австрии, Германии, Великобритании, Франции. «Открытые письма» в основном посвящались салонным сюжетам и были малодоступны простому народу из-за своей дороговизны. Черно-белые открытки стоили 5 копеек, многоцветные -- 10. Поэтому вполне объясним энтузиазм, с которым были встречены репродукции произведений отечественных художников. Открытки стали выпускаться на все случаи жизни. Но если в первые годы прошлого века их тиражи были небольшими -- всего несколько сотен экземпляров, то начиная с 1907 года обычным стал тираж в 10000 экземпляров. Некоторые наиболее популярные открытки издавались по 5-6 раз. Общее же количество выпущенных до революции открыток превысило 30 миллионов. Сюжеты на тему Рождества, Нового года занимают в этой коллекции почетное место.
Наверное, каждое поколение смотрит на своих предшественников несколько снисходительно Ах, как нас умиляют эти рюшечки на дамских платьях, розочки в нежных ручках, томные взгляды возлюбленных и нарядные детки, разбирающие подарки. Художники, творившие сто лет назад, постарались преподнести жизнь во всей ее красе. Порой даже не замечая того, насколько они далеки от реальности. Летящая над зелеными полями ласточка с рождественским посланием в клюве. Забирающиеся через открытое окошко, в котором видна наряженная елка, совсем по-летнему одетые дети
«Поздравляю!» -- такое послание «вывел» струйкой на снегу мальчик с приспущенными штанишками
Впрочем, в Рождество всегда хочется чего-то неземного, возвышенного. И воображение художников рисует ангелов в образе мальчика и девочки, несущих елочку; взобравшегося на флюгер курящего молодого человека, пускающего дым цветочками; прелестных дам с муфтами и в изысканных туалетах. Кстати, представительницы женского пола в модных нарядах, видимо, были призваны нести культуру одежды в массы. Во всяком случае, рождественские открытки с изображением дам в прекрасных туалетах наши предки получали довольно часто. Иногда художники шутили, и в женское общество «вписывали» Снеговика, принимающего угощение из бокала, наполненного вином, или свинку, раздающую подарки.
Надо заметить, шутливый тон открыток встречался нередко. В частности, свиньи занимали достойное место на новогодних посланиях. Причем это не имело никакого отношения к восточному календарю, такому популярному сегодня. Так забавно выглядела ломящаяся в дверь хрюшка с гостинцами -- с голым задом, зато при фраке и цилиндре.
Позволительна была даже некоторая фривольность. «Поздравляю!» -- такое послание «вывел» струйкой на снегу мальчик с приспущенными штанишками. Причем прямо под столбом с табличкой «Это место воспрещается загрязнять».
Технический прогресс и политические веяния не обошли стороной новогодние открытки начала века. Встречая 1906 год, наши предки поднимали бокалы за «Землю и волю», а в 1910-й въезжали на открытом лимузине. В домах зажигали свечи и ставили на стол колбаску, картошечку, куриные окорока, виноград, яблоки, клали коробку дорогих сигар.
А что же сто лет назад желали друг другу люди в канун Нового года?
«Желаю в Новый год много хорошего, всяких увеселений тьма-тьмущая! Новых удовольствий без конца -- вечера, театры, маскарады, балы, балы, балы!!! Вот уже новые кавалеры стремительно мчатся за тобой, не боятся ни снега, ни мороза, летят сломя голову, опережая друг друга, рассчитывая на мазурку очаровательную, на вальс упоительный. Летят, сердца бьются, надежда оживляет. И желают, и боятся, и трепещут -- что-то их ожидает? Кого выберут, кого осчастливят?!!! Дай Бог тебе счастья!» -- вот лишь одно из праздничных поздравлений ее сиятельству Вере Николаевне Трубецкой, жившей в собственном доме на улице Фабрикантской в Полтаве.
-- Больше всего меня привлекает почерк времени уходящей эпохи, -- говорит известный полтавский коллекционер Юрий Мелехов, предоставивший свыше сотни открыток на выставку «Рождественская открытка начала века», которая демонстрируется в эти дни в литературно-мемориальном музее И. П. Котляревского в Полтаве. -- Самая старая открытка из моей рождественской коллекции датирована 1893 годом, и практически каждая имеет свою изюминку. Ко всему прочему, любая открытка -- это своего рода исторический документ.
Что ж, давайте вглядимся в эти «документы» и поздравим друг друга со старым Новым годом.
463Читайте нас в Facebook