Наталья Скакун: «В честь своей первой золотой медали мирового первенства сделала на плече татуировку — черную пантеру»
За всю историю отечественной тяжелой атлетики лишь одной украинской спортсменке удавалось выигрывать золотые награды мировых первенств. Это многократная чемпионка и рекордсменка мира Наталья Скакун. Впервые «золото» престижных соревнований она привезла в Украину ровно 10 лет назад. На чемпионате мира 2001 года в Салониках 19-летняя спортсменка из Чернигова не только сенсационно выиграла состязания, но и побила мировой рекорд. Уже через два года в Ванкувере Наталья стала обладательницей двух золотых и серебряной медали и снова установила мировой рекорд. Но главное ее достижение — покорение спортивного Олимпа: на Играх-2004 в Греции Наталья Скакун завоевала «золото» в весовой категории до 63 кг.
«Другие после родов сильно набирают в весе, а я, наоборот, похудела на 15 килограммов»
После триумфа в Афинах Наталья Скакун решила сделать перерыв в спорте и посвятить себя семье. Но пауза затянулась из-за драматических обстоятельств в ее жизни. Гражданский муж Натальи Андрей умер. Ему было всего 28 лет. Не один год она сражалась с недугом любимого — он принимал наркотики. Воспаление легких Андрей уже не перенес…
В 24 года она осталась одна с годовалым сынишкой на руках. Потом Наталью ограбили, вынеся из квартиры в Чернигове практически все вещи, в том числе спортивные награды. Затем маму разбил инсульт. Было не до тренировок. О спортивных достижениях своей единственной олимпийской чемпионки по тяжелой атлетике страна забыла.
Наташа переехала в родное село Лебедин в 40 километрах от Борисполя. Ухаживала за мамой, которая перенесла тяжелую операцию, растила сынишку Никиту, обрабатывала огород…
О громком спортивном прошлом Наталье, давно уже забросившей тренировки, напоминал разве что полуразрушенный сельский спортзал на соседней улице. В этом мрачном здании с выбитыми стеклами и ржавым замком на двери до сих пор висят потрепанные, пожелтевшие газетные вырезки с заметками о ее первых успехах, где она под руководством Николая Ратушняка начинает постигать азы тяжелой атлетики. Но прошло несколько лет, поддержать Наталью было уже некому: Николай Петрович умер после тяжелой болезни…
«ФАКТЫ» решили проведать Наталью. Поводом для визита стал юбилей спортсменки, недавно отметившей 30-летие, и ее возвращение в национальную сборную, только уже в качестве тренера. К тому же Скакун так и осталась единственной украинской тяжелоатлеткой, в коллекции которой — мировое «золото».
*Дружная семья в сборе: Наталья и Иван с детьми — двухлетней Аннушкой и шестилетним Никиткой
— Вы до спортзала доезжайте, а я там совсем рядышком живу, — подсказала Наталья Скакун, когда мы с ней договаривались о визите. Действительно, буквально в двух шагах от зала мы с фотокорреспондентом увидели недостроенный двухэтажный дом. На пороге нас встретила хрупкая женщина. Если честно, я бы Наталью не узнала, так сильно она изменилась.
— Да я это, я! — рассмеялась Наташа, приглашая нас в дом. — Многие, кто давно меня не видел, даже пугаются. Мол, что это, Натаха, с тобой произошло — так исхудала. Другие после родов сильно набирают в весе, а я, вот, наоборот, похудела на 15 килограммов. Сейчас вешу 50 кг при росте 158 см.
Когда активно занималась спортом, весила около 65 кг. После первых родов во мне было уже 57-58 кг. Потом жизнь так прижала! Черная полоса, беспросветная, все на нервах. Когда была беременна Аннушкой, немножко поправилась. Ну а после ее рождения — бессонные ночи, хлопоты… Хорошо еще, что муж Ваня мне помогал, а то бы я, наверное, еще больше похудела. Часто смотрю на большой календарь с моей олимпийской фотографией, который висит в коридоре. «Ух ты! — думаю. — Ну какая же я раньше большая была». Хотя мышцы вроде бы и остались, но уменьшились в размерах. Из-за этого вены сильно повыступали на руках. Сынишка Никита недавно спросил: «Мама, а что это у тебя руки такие?» «Так мама же штангу тягала, — говорю. — Да и попробуй вас двоих выносить — тоже штанга тяжелая».
Так одичала в декрете! У меня даже интернета не было в прошлом году, да и сейчас очень плохо ловит. Жду не дождусь вырваться на тренерскую работу. Официально контракт со сборной у меня начинается с нового года. Но мы договорились с Денисом Готфридом (он сейчас главный тренер национальной сборной), что я начну работать с ноября. К тому времени наша команда вернется с чемпионата мира в Париже и соберется на решающий предолимпийский сбор на базе в Конче-Заспе.
Доченька уже в садик ходит. Сейчас все свои домашние проблемы постараюсь решить, чтобы со спокойной душой на работу отправляться.
— Переживала за наших атлетов на мировом первенстве?
— Ой, страшно! Так хотела, чтобы кто-то из девчонок тоже завоевал «золото». Но не получилось. Хочу передать девочкам свой опыт. Болею за все виды спорта, но за тяжелую атлетику, конечно же, больше всего. Ну да, я была первой чемпионкой мира, но хочется уже и вторую, и третью…
— Свою первую медаль чемпионата мира помнишь?
— Да как же мне ее не помнить, если в честь золотой награды, завоеванной в Салониках, я татушку сделала! Вот, смотрите (показывает на левом плече изображение грациозной пантеры. — Авт.).
В то время я тренировалась вместе с чемпионкой Европы Витой Руденко у Александра Рыкова. Виту тренер называл Белый Медведь, потому что она крупная — под 100 килограммов, стриглась коротко, волосы обесцвечивала. А я черненькая, вот он меня и назвал Черная Пантера.
«Курить брошу обязательно — мужу пообещала»
— Правда, что со своим мужем Иваном ты была знакома чуть ли не с пеленок?
— Мы односельчане. Ваня родился на месяц раньше моей младшей сестры — 29 июня 1988-го. Наши родители дружили, вместе праздновали все дни рождения детей. И учились мы с сестрой в той же школе, что и Иван.
С десятого класса я начала ездить на международные соревнования. Потом закрутилось: сборы, тренировки… Дома практически не бывала. А моя сестра и Ваня по-прежнему дружили. Как-то, уже после Олимпиады в Греции, я приехала в гости к родным. И посмотрела на Ивана уже совсем другими глазами — не как на друга детства. «Классный у тебя парень, — сказала сестре. — Красивый такой, высокий».
Между нами как искра проскочила. Эх, если бы Ваня был более настойчивым тогда! Но он вроде как стеснялся показывать свои чувства ко мне. Я была уже известной спортсменкой, к тому же на шесть лет его старше. А может, он просто не хотел разрушать наши с Андреем отношения. Иван же не знал, как я мучаюсь из-за зависимости Андрея от наркотиков. Когда я была на Олимпийских играх, Андрей как-то позвонил мне ночью и начал говорить, что, мол, он не тот человек, который мне нужен, что мы должны расстаться… Я расплакалась из-за того, что он не верит в мои чувства. Думала, что Андрей специально так говорит, чтобы я психанула и прогнала его. Ох, сколько же я боролась за него. Все напрасно…
— Сын знает, что папа умер?
— Никитке всего шесть лет, ему трудно такое понять. Он называет папой Ивана. Муж очень любит Никиту, даже хотел усыновить. Но я была против. Все равно рано или поздно ребенок узнает правду. Фамилия у Никиты — Скакун, а отчество — родного папы.
Три года назад мы с Ваней расписались. Так что теперь я не Скакун, а Филоненко. Только со временем поняла, что Иван именно тот мужчина, который мне нужен, — надежный, преданный, хозяйственный. Всегда все заранее просчитывает. С этим человеком мне уютно и тепло, я всегда могу на него положиться. Знаю, что он никогда меня не бросит ни за какие деньги, ни за какую болтовню, которая по селу ходила.
У нас ведь село маленькое, не скроешь ничего. Многие осуждали меня за то, что, мол, вскружила я голову молодому парню. Родители Ивана тоже поначалу были против наших отношений. «Ну не хотят — ради Бога, — говорила Ване. — Хочешь, я уеду с глаз долой, чтобы тебя не мучить?» А он: «Нет, люблю тебя, мы будем вместе, и точка».
Ох, и волновалась же я, когда Ваня официально представил меня своим родителям как невесту. Они приняли меня, только попросили, чтобы я бросила курить. Но никак не могу от этой привычки избавиться, так уже давно курю…
*На Играх в Афинах Наталья Скакун стала первой в истории отечественной тяжелой атлетики олимпийской чемпионкой
— А как же олимпийская сила воли?
— Так сила-то у меня есть, а воли нет (смеется). Пока не получается — постоянно вся на нервах. Но обязательно справлюсь, я ведь пообещала Ивану. Он-то у меня некурящий…
Сначала мы жили вместе с моей мамой. Потом потихоньку начали строительство собственного дома на участке, который сельсовет выделил мужу. А мне участок до сих пор так и не дали. «Пока такой возможности нет», — сказали в сельсовете. Это что ж получается, олимпийской чемпионке нельзя даже свой клочок земли получить? Зато решили назвать в честь меня одну из улиц Лебедина. «Да вы мне лучше землю дайте», — возмущалась я тогда.
В это время в дом вошел Иван. Солидный, основательный, немногословный. А какими влюбленными глазами он смотрел на жену!.. На руках Иван держал белокурую девчушку — дочку Аннушку, которую только-только забрал из садика.
— Познакомьтесь: наша с Ваней принцесса! — сказала Наташа, с нежностью глядя на мужа с дочкой. — Аннушка — голубоглазая блондинка, она просто копия свекрови. Мы-то с Ваней темноволосые. Кстати, Аннушка появилась на свет 09.09 2009. Свекровь переживала, чтобы внучка не родилась 11 сентября — на праздник Усекновения. Народная молва говорит, что это не очень хороший день рождения для ребенка.
«Надо еще летнюю кухню достроить, хлев для живности. Куда же в селе без кур да свиней?»
— Свадьбу справляли или просто посидели по-семейному?
— Мы, конечно, планировали свадебное торжество. Но как начали список гостей составлять… Мама дорогая! Родственников у нас — море. Одного не пригласишь — другой обидится. А сколько тренеров, друзей, знакомых!..
— Ну не было смысла стiльки грошей викидати на це весiлля, — степенно поясняет Иван. — Мы же только-только строиться начали. Решили с Наташей ограничиться росписью. Правда, я сделал жене сюрприз — подогнал к загсу настоящий лимузин, с ленточками, шариками. После росписи поехали в Чернигов к лучшим друзьям Натальи, выпили с ними шампанского.
— Наверное, на руках супругу носишь — вон она какая хрупкая…
— Иногда. Если время есть.
— Вы не смотрите, что он такой крупный. Все говорят, что это я его откормила. Раньше-то худеньким был…
— Да какой я там худенький был. Ты ж так вкусно готовишь, а плов и борщ — просто объедение! — «возмущается» Иван.
— Как же у вас уютно и красиво в доме! Неужели дизайнера приглашали?
— Это все Иван. Он когда на сессию в Киев ездил, то пока на парах сидит, рисует планы комнат. Потом мне дома показывает. У нас на втором этаже есть недостроенная комната, так Ваня захотел сделать там мой уголок спортивной славы. Напридумывал какие-то ниши в стенах, чтобы мои кубки, дипломы, фотографии повыставлять.
Надо еще летнюю кухню достроить, гараж, хлев для живности. Куда ж в селе без кур да свиней? Мы с Ваней с детства приучены хозяйствовать. Так что скоро приезжайте на домашнюю колбаску.
— Спасибо, обязательно приедем. Наташа, а сына в спорт будешь отдавать?
— А куда тут отдать? В Борисполь возить? В следующем году в школу пойдет. Мы ему купили букварик сенсорный с цифрами и буквами. Их же в садике практически не учат. Как сказала заведующая на собрании: «Мы не обязаны детей учить буквам и цифрам, мы обязаны их научить правильно ложку держать, ручку, карандаш, да чтобы у них рука писать в школе не уставала. Все».
— Никита, знаешь, что твоя мама — спортсменка? — спрашиваю у малыша с ямочками на щечках — точь-в-точь как у мамы.
— Она штангу поднимала, — робко отвечает Никита.
— Как-то в садик делегация с иностранцами приезжала из районо, — с улыбкой говорит Наталья, усаживая на колени сына. — Воспитательницы рассказали гостям, что садик посещает сын олимпийской чемпионки. Так иностранцы с ним сфотографировались. Никитка в шоке был. Все дети смотрят, почему с Никитой фотографируются, а с ними нет. Дома спрашивал меня: «Мама, со мной фотографировались, потому что ты знаменитая, да?»
— А ну, Никита, не выделывайся, ты уже начинаешь коныки выкидывать, — строго обращается Наташа к расшалившемуся сыну. — Вставай. Ты слышишь или нет?.. 26 октября отмечали Никиткино шестилетие. Папа пива выпил, я — бокал шампанского, дети — лимонад. Утку приготовила в духовке, картошку фри специально для сына сделала, он очень любит. Аннушка смотрит на братика и давай себе картошку в кетчуп, майонез макать. Дочка такая повторюха, а болтушка-а-а… Никитка-то до двух лет не разговаривал практически. А доченька бойкая — вся в меня!
1791Читайте нас у Facebook