ПОИСК
Події

«Я положил в банк больше 100 тысяч гривен, а потом вдруг оказалось, что моего вклада... вообще не было»

7:30 20 вересня 2013
Інф. «ФАКТІВ»
В поселке Приютовка Кировоградской области две сотрудницы Ощадбанка украли со счетов граждан около 400 тысяч гривен

Почти все мы являемся клиентами банков. У граждан Украины за последние годы выработалась привычка доверять им хранение своих средств. Ведь там и надежнее, и проценты начисляют. А дома деньги лежат без дела, кроме того, существует опасность, что их украдут или они, к примеру, сгорят при пожаре.

Но может ли быть совершенно спокоен человек, доверивший сбережения банку? Жизнь показывает, что иногда средства неожиданно исчезают и оттуда. Один из таких случаев произошел в небольшом поселке Приютовка, расположенном неподалеку от Александрии Кировоградской области.

«Кассиры использовали схему пирамид: чтобы рассчитаться со старыми вкладчиками, брали деньги новых»

В Приютовке действует отделение Ощадбанка. К его услугам прибегают почти все жители поселка, поскольку привыкли еще с советских времен обслуживаться именно в этом банке. Через него всегда оплачивали коммунальные услуги, получали пенсии, зарплаты, туда же относили на хранение сбережения. Однако около полутора лет назад по поселку прокатилась новость: две сотрудницы отделения — старший кассир и кассир — присваивали деньги клиентов, и теперь многие люди остались без вкладов.

Сначала делом о хищениях средств занималась милиция. И оно даже было передано в суд. Но, рассмотрев материалы, суд пришел к выводу, что в процессе следствия допущены нарушения, и отправил дело на доследование. А поскольку обманутые вкладчики, уставшие ждать решения своих проблем, обивают пороги правоохранительных органов и устраивают акции протеста, прокуратура сама взялась за расследование.

РЕКЛАМА

— Сотрудницы банка осущевляли эту деятельность довольно долго, — рассказал «ФАКТАМ» прокурор Александрийского района Игорь Белоусов. — В ходе досудебного расследования установлено: хищение средств происходило с сентября 2009-го по май 2011 года. Причем за это время люди ничего не заподозрили, потому что в случае надобности могли получать деньги якобы со своих счетов. На самом деле сотрудницы банка действовали методами, отчасти напоминающими схемы пирамид: чтобы рассчитаться со старыми вкладчиками, использовали средства новых. Таким образом им удавалось в течение нескольких лет скрывать свою преступную деятельность и от граждан, и от руководства банка.

— Сколько человек пострадало?

РЕКЛАМА

— На сегодняшний день мы провели расследование в отношении 32 потерпевших. Всего же их около пятидесяти. Общая сумма ущерба составляет примерно 400 тысяч гривен.

Сейчас прокуратура работает над тем, чтобы составить полный список потерпевших. Оказалось, что некоторые люди до последнего времени даже не знали, что их деньги похищены.

РЕКЛАМА

— Какие приемы использовали работники банка для изъятия денег клиентов?

— Они снимали деньги с депозитов, с текущих счетов, а также присваивали коммунальные платежи. Причем в каждом случае поступали по-разному. Иногда вообще не клали на счет деньги вкладчика. Иногда вносили их, а потом по частям снимали... То, что в деле множество эпизодов, затрудняет расследование. Но, думаю, мы во всем разберемся.

— Какое наказание грозит сотрудницам банка, если суд признает их вину?

— Действия кассиров подпадают под статью 191 Уголовного кодекса — «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением». Срок лишения свободы — до 8 лет.

— Но большинство пострадавших больше интересуются не наказанием виновных, а тем, будут ли возмещены убытки. Ведь сделать это может только банк. Как людям добиться компенсаций?

— Если суд установит вину подозреваемых, то после этого должен будет рассмотреть гражданские иски пострадавших к банку. В случае удовлетворения таких исков банк обязан будет возместить вкладчикам потери.

"Заполнил я бланк, прошу выдать мне 2 тысячи. А в ответ слышу:"На вашем счету такой суммы нет«

Пострадавшие вкладчики до сих пор не могут прийти в себя. Вот уже полтора года они ждут восстановления справедливости и возвращения денег, накопленных за многие годы тяжелого труда.

— Я десять лет работал на шахте, — рассказывает житель Приютовки Юрий Иванченко. — Зарплату перечисляли на счет в банке, и я частично ее там оставлял. Образовались сбережения, которые после выхода на пенсию использовал на лечение и помощь детям. В феврале прошлого года решил снять со счета 2 тысячи гривен. Хотел послать дочери, которая учится в Киеве. Она снимает квартиру, и я помогаю ей оплачивать жилье.

Прихожу в банк. Смотрю, а там сидят какие-то незнакомые люди. У нас ведь село небольшое, и мы сотрудниц банка давно знаем. Ну, думаю, мало ли что. Может, поменяли работников. Заполнил бланк, прошу выдать мне 2 тысячи. А в ответ слышу: «На вашем счету такой суммы нет».

Как так? Я же точно знаю, что у меня там 41 тысяча 568 гривен! Новые кассиры посоветовали обратиться в районный банк в Александрии. Мол, там лучше объяснят. В Александрии мне предъявили выписку по счету. Оказалось, что с него кто-то время от времени снимал довольно значительные суммы — от 5 до 15 тысяч гривен. Осталось всего 108 гривен. Показали и квитанции о выплатах. Смотрю — почти на всех подпись, сделанная не моей рукой. Понятно, что деньги просто украли. Нужно писать заявление в милицию.

«Это кассиры, — говорят мне сотрудники банка. — Мы их разоблачили, и таких, как вы, пострадавших очень много. Поэтому пишите на них заявление. Пусть отвечают». Я с такой постановкой вопроса не согласился. Доверял же деньги не кассирам, а Ощадбанку! Кто там за окошечком сидел, дело не мое. Поэтому пусть банк сам со своими сотрудницами разбирается, а мне деньги вернет.

Впрочем, в некоторых случаях кассирам даже не приходилось утруждать себя снятием средств. Получив деньги, они просто не вносили их на счет.

— Я занимаюсь разведением кур, — говорит предприниматель Виктор Опара. — Весной вывожу цыплят, а осенью птицу продаю. Зимой у меня мертвый сезон. Поэтому деньги, необходимые для бизнеса, на зиму помещаю в банк. И целее будут, и проценты какие-то прибавятся.

Сначала я делал вклады в частных банках. Но как-то, зайдя в Ощадбанк платить за коммунальные услуги, увидел объявление, призывающее хранить деньги в этом банке. Мол, вклады гарантирует государство, поэтому они в полной безопасности. Я задумался. Действительно, все мы знаем Ощадбанк с детства. Опять же государственные гарантии имеют значение. Словом, посоветовавшись с семьей, решил доверить свои сбережения Ощадбанку. Закрыв все депозиты, отнес деньги туда. Получился вклад более чем на 100 тысяч гривен.

В целом я работой банка был доволен. Проценты по вкладу выплачивали исправно. Только девчата (кассиры. — Авт.) просили сообщать им за пару дней до того, как мне деньги понадобятся, чтобы подготовили нужную сумму. Но разве это сложно?

Прошла зима. В конце февраля необходимо было забирать деньги, чтобы открывать новый сезон. Тут приходит ко мне кассир из банка, дескать, поговорить нужно. Заплакала, рассказала, что ее подставили, поэтому мои деньги пропали. Обещала отдать обязательно, только просила никуда не заявлять и подождать немного. Я ей, в общем-то, поверил. Знаю их семью. Муж — работящий человек. Доходы у них вроде есть. Не знал же, что я такой не один.

Однажды ко мне зашла соседка, бабушка старенькая (пожилая женщина осталась одна с внучкой на руках), и рассказала: у нее было на книжке 3 тысячи гривен и они пропали. Потом оказалось, что по всему селу люди без денег остались. Пошел я в банк, и вдруг выяснилось, что у меня в Ощадбанке вообще счета не было!

— Вы же заключали договор с банком.

— Конечно. Но бумаги затерялись. Понимаете, мы привыкли работать с банком по старинке. Главный документ для нас — сберкнижка. Идя в отделение, я всегда брал ее с собой, и кассир заносила туда все операции по счету: что снял, что вложил. А договору я особого значения не придавал, ну и задевал куда-то.

Надо сказать, что многие граждане Украины, особенно пожилого возраста, еще не привыкли к тем неизбежным формальностям, которые сопровождают общение с банками. Поэтому зачастую не придают значения документам. Между тем при возникновении проблем наличие договора, различных квитанций и других документов может помочь вкладчику в защите своих интересов.

«Все документы следует хранить до истечения срока договора полного расчета с банком»

«ФАКТЫ» обратились в Ощадбанк с просьбой прокомментировать сложившуюся в Приютовке ситуацию. На наши вопросы ответила пресс-секретарь Ощадбанка Ярослава Титова:

— Прежде всего хочу отметить, что злоупотребления сотрудниц приютовского отделения были выявлены самим банком в результате внеочередной проверки. Ощадбанк незамедлительно принял соответствующие меры, сообщив о махинациях в правоохранительные органы и предоставив все необходимые для расследования документы. Виновные лица были сразу же уволены с занимаемых должностей.

— Но пострадавшие проявляют больше интереса к возмещению своих убытков, чем к наказанию виновных.

— С момента выявления хищений банк проводит работу для того, чтобы компенсировать клиентам потери. И в этом направлении сделано уже довольно много: полностью возмещен ущерб по оплате коммунальных услуг, а также частично компенсирован ущерб по вкладным операциям.

Однако пока что остается открытым вопрос о расчете с некоторыми вкладчиками, поскольку в ряде случаев просто нет документов, подтверждающих, что эти люди действительно заключали с банком депозитные договоры и вносили деньги на баланс банка.

Ясность в эти вопросы должно внести расследование, которое сегодня ведет прокуратура Александрийского района. По окончании расследования дело будет направлено в суд для принятия решения по существу.

Особо отмечу, что Ощадбанк заинтересован в скорейшем и справедливом завершении этого дела. Поэтому банк неоднократно подавал в прокуратуру заявления с просьбой ускорить расследование.

— Как поступать людям, которые ожидают компенсаций?

— Вкладчикам, чьи заявления будут рассматриваться в суде, я советую присутствовать на всех заседаниях. Это поможет установить истину. И Ощадбанк гарантирует, что в случае вынесения судом решения в пользу вкладчиков банк незамедлительно выполнит его и выплатит все необходимые суммы компенсаций.

— Конечно, абсолютной защиты от воров и мошенников не существует. Они всегда были и будут. Однако осторожные люди все же реже попадаются на их уловки. Какие рекомендации можно дать клиентам банков, чтобы помочь избежать подобных неприятностей?

— Действительно, существуют простые правила, соблюдение которых позволит существенно снизить вероятность стать жертвой аферистов.

  • Нужно помнить, что все банковские операции осуществляются только в помещении банковского учреждения.
  • Вкладчик должен передавать деньги работнику банка исключительно через кассу.
  • В обязательном порядке клиенту выдается договор и документ с отметкой банка, подтверждающий внесение средств на счет (квитанция, платежка). И все эти документы следует хранить до истечения срока договора и полного расчета с банком.
  • При подписании любых документов необходимо внимательно прочитать их и тщательно проверить указанные там суммы.

11038

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів