ПОИСК
Україна

Алексей Кошель: «К сожалению, украинские реалии таковы, что дебаты между кандидатами превращаются в еще одну политтехнологию»

9:00 13 листопада 2015
Інф. «ФАКТІВ»
Такую точку зрения высказал руководитель Комитета избирателей Украины накануне финальной части кампании по выборам в органы местного самоуправления

Как известно, на днях народные депутаты наконец-то определились с датой голосования в Мариуполе и Красноармейске Донецкой области. Напомним, что в этих городах 25 октября выборы были сорваны, поскольку теризбиркомы отказались принимать от местных типографий бланки бюллетеней с ошибками. Центр­избирком обратился к Верховной Раде с просьбой в неотложном порядке рассмотреть вопрос о вос­становлении нарушенных избирательных прав граждан в упомянутых городах, а также в Сватово и Новоайдарском районе Луганской области, где по разным причинам выборы 25 октября были признаны несостоявшимися. Парламентарии решили назначить голосование в Мариуполе и Красноар­мейске на воскресенье, 29 нояб­ря. А в Сватовский горсовет и в Новоайдарский райсовет Луганской области граждане будут избирать депутатов 27 и 20 декабря соответственно. Напомним также, что по итогам избирательной кампании в городах, где зарегистрированы более 90 тысяч избирателей и ни один из кандидатов в мэры не набрал более 50 процентов голосов, второй тур выборов состоится в воскресенье, 15 ноября. В этот день избирательные участки откроются в 29 городах Украины. Мэра будут выбирать в Киеве, 18 об­ластных центрах и 10 городах.

«Избиратели устали от внешней рекламы на этих выборах»

— Выборы в местные органы власти вышли на финишную прямую. В частности, через несколько дней во многих городах страны состоится второй тур голосования за кандидатов на пост мэра. Какие особенности избирательной кампании вы отметили?

— На мой взгляд, для того чтобы достичь успеха в предвыборной гонке, необходимо уметь менять акценты в ходе избирательной кампании. В частности, это целесообразно делать тогда, когда становится понятно, что одни социальные группы избирателей лучше реагируют на призывы, а другие хуже. Например, что мы наблюдаем сейчас в Киеве? Виталий Кличко, один из участников второго тура выборов, отказался от использования билбордов. На мой взгляд, это удачное решение в свете того, что избиратели устали от внешней рекламы, на этих выборах ее было очень много, к тому же она не всегда была качественной.

В то же время оппонент действующего столичного мэра народный депутат Борислав Береза стратегическую линию своей предвыборной кампании не поменял. Что мы и наблюдаем на многочисленных билбордах и ситилайтах, где размещены его основные, зачастую радикальные постулаты. Он активен в социальных сетях и участвует в ток-шоу. Фактически делает то, что и во время первого тура предвыборной гонки.

Стратегию Виталия Кличко я охарактеризовал бы как достаточно спокойную. На мой взгляд, кандидат демонстрирует уверенность в своей победе и не реагирует на провокации. Продолжает двигаться в русле реальных дел: встречается с киевлянами, лично проверяет ремонтные работы и увольняет провинившихся чиновников.

РЕКЛАМА

— Одним из спорных моментов выборов мэра в столице стали дебаты между кандидатами. Их проведение даже анонсировались, хотя, как оказалось впоследствии, без согласия на дебаты одного из участников — Кличко. Как вы считаете, всегда ли между кандидатами должны проводиться публичные дискуссии?

— Я являюсь сторонником дебатов кандидатов в любом формате. Предпочтение отдаю американскому или канадскому опыту их проведения. То есть, когда кандидаты дискутируют между собой в течение нескольких часов на темы, посвященные отдельным аспектам функционирования муниципальной власти, коммунального хозяйства, разработке генерального плана развития города и тому подобных вещах. Обсуждают конкретные проблемы, а не политические и популистские.

РЕКЛАМА

В ходе нынешней избирательной кампании в местные органы власти дебаты были скорее исключением из правил. Во втором туре выборов городских голов они проводятся чаще. Но я это связываю, к сожалению, с использованием политических технологий. Поскольку те дебаты, которые мы наблюдали между кандидатами в мэры тех или иных городов, в основном были посвящены взаимным обвинениям оппонентов, вбрасыванию компромата, рекламе общенациональных проектов и проблем, а не вопросам жизни громады.

У меня складывается впечатление, что в украинских реалиях дебаты действительно превращаются в еще одну технологию, частью которой является и обвинение соперников в отказе от их проведения с последующим раздуванием этой темы в массмедиа.

— Насколько, на ваш взгляд, аргументированно проведение второго тура выборов в случае, если между конкурентами в первом туре зафиксирован большой разрыв, например, более 30 процентов?

РЕКЛАМА

— Вместе с экспертами мы предлагали внести в закон о местных выборах норму, которая позволяет не проводить второй тур голосования, если в первом разрыв между кандидатами составляет 20 процентов и больше. Я считаю это правильным, поскольку в случае такой большой разницы в голосах неожиданные результаты во втором туре могут быть чисто теоретически. В таком случае происходит подмена избирательного процесса — в дело включаются, как правило, технологии, а не соревнование идей и программ.

Например, можно постараться любым способом снизить явку на избирательные участки сторонников оппонента, убеждая их, что он все равно победил. А параллельно мобилизовать своих симпатиков и вообще всех избирателей, которые по тем или иным причинам недовольны конкурентом.

«Надеюсь, что киевляне не столкнутся с попытками купить их голос»

— Не относятся ли к таким технологиям сообщения о звонках избирателям, в частности, киевлянам, которых информируют о том, что один из кандидатов якобы отказался от участия во втором туре?

— Могут применяться самые разные приемы, в том числе и такой. Кроме упомянутого, могут использоваться и раздражающие ночные звонки с агитацией от имени конкурента, и, например, призывы голосовать за него, транслирующиеся из громкоговорителя утром в субботний день где-нибудь в спальном районе. И наклейки его листовок на лобовом стекле автомобиля. О ночных звонках с агитацией за Кличко, к слову, уже писали в СМИ. Все это, безусловно, сильно раздражает людей.

Примечательно, что такие технологические приемы контрагитации родом из 90-х годов. И в столице Украины они вряд ли сработают. Просто потому, что киевляне неоднократно имели возможность не только быть наблюдателями за масштабными политическими событиями, но и их непосредственными участниками. Кроме того, жители Киева — это люди, как правило, с высоким уровнем образования и доступом к многочисленным информационным ресурсам, в том числе размещенным в Интернете.

Я уверен, что большинство жителей столицы знают о политтехнологических методах манипулирования мнением избирателей и не поддадутся их влиянию.

— По вашим прогнозам, какую явку избирателей во втором туре выборов мэра Киева можно ожидать? Кому из кандидатов выгодна низкая или высокая явка?

— Можно прогнозировать достаточно низкую явку на уровне 20—30 процентов. Я полагаю, что чем ниже явка, тем выгоднее положение может оказаться у Борислава Березы. Ведь его потенциал в первом туре голосования зафиксирован на уровне восьми процентов. За него могут проголосовать, к примеру, сторонники «Свободы», но все равно это небольшой процент. Виталию Кличко, наоборот, выгодно, чтобы на избирательные участки пришли голосовать как можно больше киевлян.

— Как вы прокомментируете пока не подтвержденную официально информацию об отсутствии у одного из кандидатов высшего образования?

— Мне сложно это комментировать, не имея на руках документов. А вообще, я считаю, что политикам давно следовало бы сделать вывод о том, что нельзя утаивать какую-либо информацию о себе, выборы нужно проводить максимально прозрачно и открыто. Чтобы избиратели имели полную информацию о кандидатах. В Украине, к слову, есть примеры, когда лидерами, и достаточно влиятельными, становились политики, не имеющие высшего образования. Любой человек становится сильнее, если правду о себе говорит он сам. А если человек не признает свои проступки, то тут, как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров.

— Вы анализировали команды кандидатов, вышедших во второй тур выборов столичного мера?

— Безусловно, избиратель голосует не только за личности, но и за команды. На Западе, например, мэрами иногда становятся политики, не имеющие большого управленческого опыта. Почему? Потому что избиратель знает: за такими лидерами стоит команда, которая берет на себя ответственность.

Что же касается нынешней ситуации в Киеве, то могу лишь напомнить результаты местных выборов, которые продемонстрировали «Блок Петра Порошенко «Солидарность» и «Решительные граждане». По-моему, красноречивую оценку командам дали сами люди. А мэр без команды в Киевсовете — это как генерал без армии.

— Во время второго тура выборов в столице удастся избежать нарушений?

— Думаю, что самой большой проблемой накануне голосования станет прямой подкуп избирателей. Мы уже видим, что это имело место в других городах в первом туре, и по выявленным случаям возбуждены уголовные дела. Как правило, такая технология имеет смысл, когда кандидаты идут, что называется «один в один», когда между ними небольшой разрыв. Так что я все-таки надеюсь, что киевляне не столкнутся с подобными попытками.

260

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів