Культура Как это было

"В студии Диснея мне показалось, что я попал в сумасшедший дом!" — признавался художник Владимир Титла

6:30 30 декабря 2015   3302
Владимир Титла
Сергей КАРНАУХОВ, «ФАКТЫ» (Львов)

80 лет назад выходец из Украины создал рисунки к мультфильму «Белоснежка и семь гномов»

Сразу после Нового года на киностудии Уолта Диснея начнется подготовка к празднованию 80-й годовщины культового американского полнометражного мультфильма «Белоснежка и семь гномов» — ленты, которой восхищаются во всем мире и на которой воспитывались десятки поколений зрителей.

История, рассказанная немецкими сказочниками братьями Гримм, известна нам с детства. Принцесса Белоснежка после смерти отца живет со своей мачехой, злой королевой. Королева ежедневно спрашивает у волшебного зеркала: «Кто на свете всех милее?» Следует ответ: «Ты прекрасней всех!» Но вскоре подрастает и расцветает Белоснежка, о красоте которой зеркало сообщает своей хозяйке. И та приказывает охотнику отвести девушку в лес и убить. Охотник жалеет принцессу и оставляет невредимой в лесной чаще. Там девушка находит дом, в котором живут семь гномов: Ворчун, Умник, Весельчак, Скромник, Чихун, Соня и Простак. Принцесса начинает вести их хозяйство — убирать, стирать, шить, готовить. Узнав от волшебного зеркала, что красавица жива, королева под чужой личиной приходит в лес и угощает девушку отравленным яблоком. Белоснежка засыпает волшебным сном, от которого ее может пробудить только поцелуй возлюбленного. Гномы кладут девушку в гроб из хрусталя и золота, помещают в пещеру. Принц, который любил Белоснежку, находит ее и целует. Девушка просыпается. Принц забирает ее в замок, и они живут долго и счастливо.

Над этой доброй и красочной сказкой, без которой не обходится ни одно Рождество, трудились десятки мультипликаторов. Но мало кто знает, что ведущим художником студии Уолта Диснея был выходец из Украины Владимир (Билл) Титла.


*Владимир Титла (справа) был одним из первых художников, нанятых Уолтом Диснеем

— Отец художника Петр Титла (бывший улан австрийской армии) был богатым крестьянином в селе Подгайцы Тернопольской области, — рассказал «ФАКТАМ» преподаватель кафедры книжной графики и дизайна печатной продукции Украинской академии печати во Львове Роман Бучко. — Вместе с женой Марией Петр уехал в Америку, работал на фабрике по производству бочек для рыбы. Их сын Владимир, как все дети украинских эмигрантов, посещал церковь, где его талант к рисованию заметила одна из монахинь. Девятилетнего Володю устроили в студию создателя комиксов Уинзора Маккея. Закончив вечернюю художественную школу, Владимир начал подрабатывать карикатуристом в газетах, получая довольно приличные гонорары, позволившие ему не только содержать родителей, но и переехать в хорошую квартиру в Джерси-Сити.

В 1920 году 16-летний Владимир уже работал на студии «Парамаунт», где рисовал заставки к фильмам. Через три года художника пригласили на экранизацию басен Эзопа, в два раза повысив ему зарплату за талант и трудоспособность. При этом он успевал посещать вечернюю студию Лиги студентов искусства.

Накопив денег, Владимир в конце 1929 года отправился в Европу — объезжая страну за страной, он побывал и на родине отца и матери — в селе на Тернопольщине. В Париже Титла изучал живопись, учился скульптуре у Шарля Деспио. Вернувшись в Америку, он еще некоторое время работал на студии «Парамаунт», пока в 1934 году его не пригласил к себе Уолт Дисней. В конце ноября был подписан контракт, и в начале 1935 года художник вышел на работу в студию Диснея.

«В студии Уолта Диснея мне показалось, что я попал в сумасшедший дом! — вспоминал Владимир Титла. — Только представьте: все сотрудники смотрят в зеркала и паясничают, выкаблучиваются, морщат лбы, гримасничают. Уму непостижимо! Мне пришлось делать то же самое. Но, спешу заметить, это существенно помогало в работе. К тому же всегда было смешно и забавно…»


*В работе над образом Белоснежки участвовал Владимир Титла

Как оказалось, это была гениальная идея самого Диснея. Ведь нарисовать фантастический персонаж сложно, тем более вложить в него характер и эмоции. А зеркало помогает художнику это «рассмотреть». В студии Диснея Владимир вскоре стал ведущим аниматором, создал десятки разнообразных персонажей. Но самое главное его детище — «Белоснежка и семь гномов». Уолт Дисней собрал всех художников в маленькой комнатке и объявил о начале работы над полнометражным мультфильмом. При этом долго пересказывал сказку в лицах, старательно изображая каждый персонаж.

«Он становился то Белоснежкой, то злой королевой, то каждым из семи гномов, — рассказывал позже Владимир Титла. — Уолт воспроизводил манеру поведения и интонации настолько реалистично, что мы действительно поверили в существование этих героев. Его представление длилось порядка трех часов, а для нас оно вылилось в годы работы. Тяжелой, но плодотворной».

Много времени студия потратила на поиски прототипа Белоснежки — красивой девушки с изящной фигурой и нежным голосом. В итоге выбрали молодую танцовщицу Марджори Селесте Белчер. Согласно контракту, она танцевала, пела, разговаривала, ходила и бегала перед художниками, а те рисовали наброски будущей героини мультипликационного шедевра.


*Прототипом Белоснежки стала танцовщица Марджори Селесте Белчер

«Мы сидели кружком с карандашами и листами бумаги, внимательно следя за движениями Белчер, — вспоминал Титла. — Она импровизировала, поэтому было невозможно предсказать, какое будет следующее движение…»

Художник участвовал и в создании образа одного из гномов — Ворчуна, внешность, жесты и мимику которого «заимствовал» отовсюду понемногу. Например, брови «взял» у самого Диснея, а нос — у… вареной свеклы.

Премьера «Белоснежки» состоялась в декабре 1937 года. Успех был феноменальным! В 1939 году мультфильм получил почетный «Оскар» (при этом Уолту Диснею вручили одну большую статуэтку и семь маленьких). В 2008-м «Белоснежку» включили в список лучших американских анимационных фильмов всех времен.

В 1938 году Владимир женился на юной актрисе и модели Адриенн Леклерк, которая всегда удивлялась, почему они сошлись, ведь они с мужем были полными противоположностями. У них родился сын Петр и дочь Тамара.

После «Белоснежки» Владимир Титла работал над рисунками к «Пиноккио», «Фантазии». А помните замечательный мультик «Дамбо» о слоненке, над которым все издевались из-за больших ушей? Его образ возник у Титлы, когда он наблюдал за двухлетним сыном Петром. «Я не имею никакого понятия о слонах, но, рисуя слоненка, воссоздавал образ сына — движения, мимику, характер, как он купается, бегает, реагирует», — говорил художник. Дамбо навещает мать в тюрьме, она гладит его своим хоботом. А малыш взбирается на него и качается, а потом плачет, прощаясь с мамой… Картина была такая трогательная и сделана с таким мастерством, что многие зрители рыдали.

*Владимир Титла работал и над рисунками к «Пиноккио» — второму полнометражному анимационному фильму, снятому студией Уолта Диснея

Финансовый кризис конца 1930 годов и начало Второй мировой войны не могли не отразиться на кинематографе. Доходы студии Диснея сократились вдвое, художников начали увольнять. Титла, оставшийся единственным ведущим аниматором студии, поддержал забастовку 300 своих коллег, поссорился с Уолтом Диснеем. Работы становилось все меньше, жена заболела туберкулезом. И Владимир оставил Голливуд, о чем потом жалел всю жизнь. Он уехал в Коннектикут, работал над рекламой, короткометражными фильмами, режиссировал на «Параманунт» и даже открыл с напарниками собственную маленькую студию, которая зачахла в 1953 году.

«Он утратил чувство руки и знал об этом, — вспоминала спустя годы супруга художника Адриенн Титла. — Не мог рисовать и проводил нестерпимые недели после каждого удара (художник перенес несколько микроинсультов. — Ред.), стремясь восстановить исчезнувшую магию. Анимация была в то время в упадке. Заказчики рекламных роликов требовали игровых лент. К тому же Владимир страдал от ужасной депрессии, порожденной отказами, которые касались его работы… Сердце у него разрывалось… Он ослеп на левый глаз…

Что же касается национальных корней, то в нем не было ничего американского, он был настоящим украинцем. Очень сентиментальный, очень нежный и заботливый. В то же время он был глубоким пессимистом и настоящим одиночкой — всегда чувствовал напряжение, общаясь с нашими соседями-американцами. Его вкусы тоже раскрывали в нем славянскую душу. Он часами мог слушать украинскую народную музыку, ему очень нравилось танцевать. Владимира тянуло к земле — он с одержимостью работал на своей ферме, просто жить не мог без нее. Был влюблен в коней, коров…»

Последние четыре года жизни Владимир Титла, которого сегодня считают одним из лучших художников золотого века мультипликации, провел в унизительных поисках работы. В августе 1968 года вице-президент студии Диснея не принял его даже с испытательным сроком, хотя Титла был членом Американской киноакадемии и Национального общества анимации.

Владимир Титла всего на два года пережил Уолта Диснея и умер на своей ферме в возрасте 64 лет 31 декабря 1968 года.

— Мир помнит этого замечательного художника, — подчеркивает Роман Бучко. — На 90-ю годовщину со дня его рождения музей Катона в Нью-Йорке сделал выставку рисунков мастера и напечатал каталог о его творческом пути. В 1998 году племянник Владимира Богдан Титла, тоже график, прочитал в Академии печати во Львове доклад о достижениях книжных графиков украинской диаспоры. Художником стала одна из внучек Владимира Титлы. Эта большая семья спонсировала реставрацию крыла Львовской академической библиотеки.

Читайте также
Новости партнеров
Загрузка...

Сельская учительница никак не могла решить, за кого же ей выйти замуж: за директора школы или за тракториста. С одной стороны — быстрый карьерный рост, а с другой — без трактора фиг до школы доберешься...