ПОИСК
Політика

Моше-реувен асман: «мессия придет и соберет вместе всех евреев, но придет он тогда, когда мы все, не только евреи, этого удостоимся — начнем соблюдать заповеди»

0:00 6 вересня 2008
Інф. «ФАКТІВ»
Главный раввин Украины рассказал «ФАКТАМ», что на днях Центральной киевской синагоге — Синагоге Бродского — исполнилось 110 лет и именно он с единомышленниками в начале 90-х инициировал процесс ее возвращения еврейской общине столицы

«ФАКТЫ» продолжают серию интервью с руководителями наиболее массовых религиозных конфессий Украины. Напомним, ранее собеседниками нашей газеты были Патриарх Киевский и Всея Руси-Украины, предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет, глава Украинской греко-католической церкви кардинал Любомир Гузар, предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Владимир.

Сегодня наш собеседник — главный раввин Украины Моше-Реувен Асман. Оба его прадеда были известными раввинами, а семья всю жизнь придерживалась религиозных еврейских традиций, поэтому будущее маленького Моше было в какой-то степени предопределено. В раннем детстве будущий раввин начал посещать синагогу на Лермонтовском проспекте в своем родном Ленинграде, где он родился. Свою жизнь раввин Моше посвятил пропаганде еврейского образа жизни и заповедей Торы, за что его в советские годы неоднократно арестовывали. А в 1982-м главный вестник коммунистической пропаганды «Ленинградская правда» назвала господина Асмана врагом советской власти. В том же 1982 году Моше-Реувен и его семья получили отказ властей на просьбу о выезде в Израиль. У семьи начались серьезные трудности, в том числе материальные, связанные с тем, что «отказникам» было невозможно устроиться на работу, даже самую черновую и плохо оплачиваемую. В 1987 году раввин Моше, уже к тому времени женившийся на дочери харьковского раввина Хане, наконец-то получает возможность уехать в Израиль, где будущий главный раввин Украины продолжил свое религиозное образование в иерусалимской иешиве. Позже, как один из лучших учеников, он был делегирован в Торонто, где работал помощником местного раввина по работе с русскоязычными евреями.

В 1991 году раввин Моше был отправлен в Украину для спасения еврейских детей после Чернобыльской катастрофы. Еще работая по программе спасения чернобыльских детей, он начал действия по возвращению еврейской общине здания Синагоги Бродского в Киеве, в которой долгие годы находился кукольный театр. Кстати, на днях Центральная синагога Киева, больше известная как Синагога Бродского, отметила свою 110-ю годовщину. Как известно, деньги на постройку молельного дома для евреев выделил видный киевский миллионер и филантроп, «сахарный король» Лазарь Бродский. Тридцать лет здание функционировало как религиозный еврейский центр, а в 1926 году синагога была конфискована советской властью. Ее превратили вначале в клуб кустарей, а позже там располагался кукольный театр. В годы немецкой оккупации, во время Великой Отечественной войны, здание синагоги использовали как конюшню для армейских лошадей. Поэтому раввин Моше не без основания гордится тем, что именно с его приездом в Киев начался процесс возвращения Синагоге Бродского ее первоначального статуса. Впрочем, рассказ самого раввина намного интереснее…

«Ярлыком «враг советской власти» я гордился»

 — Господин Асман, скажите, способствовала ли атмосфера Ленинграда, в котором вы родились, тому, что сейчас называется «поиском еврейства»? Осознавали ли вы свою принадлежность к еврейской культуре и религии?

РЕКЛАМА

 — Наверное, описать словами атмосферу Ленинграда тех лет по силам только большому писателю. У меня уж точно не выйдет. Как описать нашу старую синагогу, где каждая половица скрипит по-своему? Где, кажется, сами стены пропитаны мудростью и добротой. Мне посчастливилось общаться с так называемыми ленинградскими стариками, которые лично знали ребе (это был седьмой Любавический ребе Менахем Мендел Шнеерсон) еще в те времена, когда он жил в Ленинграде. Стойкость веры этих людей может сравниться только с их добротой. Несмотря на давление властей, эти люди сквозь тюрьмы и преследования не только пронесли свою веру, но и щедро делились своими знаниями с нами. Как рассказать о хасидском застолье, где главное угощение — это не скудная трапеза (водка, хлеб да соленые огурцы), а истории — волшебные, никем пока не записанные — о мудрецах прошлого, о чудесах, которые они делали для всех людей без разделения на национальности? После того как я попал в синагогу, мне открылся новый мир, полный чудес и сияния.

 — Знаю, что ваши оба прадеда были известными раввинами, то есть ваше будущее было предопределено заранее?

РЕКЛАМА

 — Уверен, что мои родители не собирались делать меня раввином. Да и я к этому тоже не особо стремился вначале. Я хотел быть просто религиозным евреем, но судьба распорядилась иначе. Мне мало было обладать знаниями самому. Казалось ужасно несправедливым, что кто-то из живущих рядом может быть лишен этих знаний.

 — У вас есть какое-то светское образование? Чем вы интересуетесь, кроме религии? У вас есть хобби?

РЕКЛАМА

 — После школы я поступил в медицинский техникум, что давало мне возможность все время ходить с покрытой головой (с так называемой кипой — маленькой шапочкой, которую евреи традиционно носят). А что касается каких-либо хобби, то я, честно говоря, не слышал, чтобы у религиозных людей было какое-либо увлечение. Тора захватывает тебя целиком. Вы ощущали когда-нибудь голод во время еды? Именно это чувство я испытываю, когда учу Тору. И все-таки постичь ее до конца невозможно.

 — Вас неоднократно арестовывали и даже называли в коммунистической прессе врагом советской власти. Как вам жилось с такими ярлыками? Где вы сидели во время ареста, каков быт тюрьмы? Скажите, вам приходилось сотрудничать с КГБ, как многим православным иерархам?

 — Ярлыками вроде «враг советской власти» я гордился. Это было признанием заслуг, тем более ценным оттого, что давали его именно противники религии и ярые борцы с ней. Быта тюрьмы я не знаю, так как дальше ареста дело не шло. На определенном этапе нашей жизни мама (а наши мамы всегда все знают) собрала чемоданчик с самым необходимым, и с тех пор он всегда стоял в коридоре нашей квартиры. Мне нечего было инкриминировать, ведь официально в СССР была свобода совести. С Комитетом госбезопасности я никогда не сотрудничал, и до сих пор не понимаю людей, которые объясняли неизбежность этого шага любыми внешними обстоятельствами. Я не могу назвать себя ярым диссидентом, просто уже тогда я активно занимался распространением Торы, работой с молодежью, а властям это очень не нравилось.

«Отец моей будущей жены был против нашего брака, но ребе сказал: «Невесту брать штурмом!»

 — Когда в 1982 году ваша семья получила отказ на отъезд в Израиль, как вам жилось? Ведь скорее всего после этого последовало увольнение с работы? Как вы выживали?

 — С работы, конечно, всех уволили тут же, но я нашел выход из положения — научился печатать на машинке. Для каждого предприятия огромной проблемой были машинистки, уходящие в декрет. На их место никто не хотел идти. Поэтому мне разрешали работать дома. Норма была — 10 листов в день. Я выполнял ее где-то за час. Остальное время посвящал учебе, молитве и другим, более интересным для меня делам. Это умение еще раз пригодилось мне, когда мы прилетели в Киев для спасения еврейских детей после Чернобыльской катастрофы. Власти нам не отказывали, но и не помогали. Когда мы получили очередной отказ в работе, вызванный тем, что у них якобы некому печатать, я вызвался помочь с печатанием и оказался в самом центре буксующего механизма. Тут уж, конечно, я работал не покладая рук (смеется).

 — Ваша супруга Хана, как вы однажды говорили, послана вам Всевышним. Что это значит? Ваше знакомство, как я понимаю, было неслучайным. Может, вас «специально познакомили»? Извините, это как-то не очень романтично, зато очень по-еврейски.

 — Отец Ханы приезжал из Харькова в Ленинград изучать законы шхиты (шхита — это процесс умерщвления кошерных животных строго определенным способом, который утвержден во всех мелочах тысячелетней традицией и опытом еврейской жизни. Кроме того, это исполнение определенных заповедей Творца.  — Авт. ), и вот в один из приездов он привез с собой дочь. Так мы с Ханой и познакомились. Но развития это знакомство не получило, так как отец Ханы был против того, чтобы его дочь выходила замуж в 17 лет. Потом мой учитель рав Ицхак Коган получил разрешение на выезд и, конечно, первым делом помчался к главному ребе. Он просто показал ему наши фотографии и сказал: «Посмотрите, ребе, какая прекрасная пара». «Я знаю, что отец невесты против, — сказал ребе, но потом добавил: — Невесту брать штурмом». Рав Ицхак просто потерял дар речи. Конечно, когда ребе Зусю, отцу Ханы, передали слова главного ребе, никакого штурма не потребовалось. Благословение главного ребе на создание нашей семьи мы храним, как самую дорогую реликвию.

 — У вас есть секрет — как сохранить любовь и уважение в семье в течение многих лет?

 — Сказано в нашей Святой Торе о муже и жене: «… и будут они как одна плоть». Очень простой рецепт. Если муж и жена осознают, что они часть одного целого, то и любовь, и уважение будут обязательно. Если один отделяет себя от другого, или мужчина пытается стать женщиной, а женщина — мужчиной (я имею в виду, выполнять функции, не предназначенные им природой), то тогда и начинаются проблемы.

 — Ребе, скажите, как стать мудрым? С возрастом человек становится мудрее?

 — Не каждый человек становится мудрее с возрастом. Если человек движется в сторону мудрости, он станет мудрецом, если в сторону глупости, то, естественно, глупцом. Мудрым стать просто — нужно все время учиться. Это, как езда на велосипеде: остановишься — и тут же упадешь.

 — Скажите, за какими советами чаще всего сейчас ходят к раввину? Интересуют ли современных людей духовные вопросы, смысл жизни, или все-таки чаще, придя в синагогу, просят материальную помощь?

 — Мы, евреи, не отделяем духовное от материального. Материальные проблемы всегда имеют духовные причины. Но в последнее время все больше людей интересуются именно духовными аспектами бытия и понимают, что корень их материальных проблем находится в духовной сфере.

«Свою должность главного раввина Украины я всерьез не воспринимаю»

 — У вас 11 детей, включая одного приемного ребенка. Как вы с супругой решились иметь много детей? Приемный сын знает, что он неродной? Каким вы видите будущее своих детей?

 — Дети — это благословение Всевышнего, мы с супругой всегда хотели иметь много детей. А что касается приемного ребенка, то это тоже благословение Всевышнего. Мотя попал в нашу семью, когда ему было десять лет. Конечно, он знал, что мы не родные его родители. Понимает ли он это сейчас? Я не знаю. Никакими особенными льготами он не пользовался и никаких различий между ним и остальными детьми я никогда не делал. Что же касается вопроса, какое будущее я хочу для своих детей, то, конечно же, я хочу, чтобы они были скромными и богобоязненными людьми. При этом для меня не важно, какую именно профессию они выберут. Главное, чтобы они были неразрывно связаны с Торой.

 — Вы считаете себя обеспеченным человеком? Многие, наверное, считают, что быть раввином — значит, быть богатым? Если не секрет, каким имуществом владеете?

 — У меня есть квартира, которая по мере того, как дети уезжают учиться, становится все просторнее. Есть и автомобиль. Вообще, считаю себя обеспеченным человеком уже хотя бы потому, что могу кормить свою семью, учить детей и помогать тем, кто нуждается в помощи. А что еще, скажите, нужно в жизни?

 — Объясните, пожалуйста, почему столько течений внутри самого иудаизма? До недавнего времени было два главных раввина Украины — кто был главнее?

 — В иудаизме нет иерархии. Я свою должность всерьез не воспринимаю. Состоялся съезд общин, и меня выбрали. К своему стыду, я в этот момент даже не присутствовал на съезде. Меня просто поставили перед фактом. Первой мыслью было отказаться, но потом я подумал: «Как же так — столько людей на меня надеются, а я откажусь». А течения внутри иудаизма… Каждый человек приходит к Всевышнему своим путем: один верит на уровне чувств, другой на уровне разума. Ребе Нахман из Бреслава говорил так: «Из местечка в город через лес есть множество тропинок. Каждый из жителей местечка думает, что его тропинка самая короткая и прямая. На самом деле все они ведут в город, но горе тому, кто пойдет между тропами — он станет добычей разбойников и диких зверей».

 — Можно вам рассказать мой любимый еврейский анекдот? На необитаемом острове живет еврей. Когда к нему приезжает комиссия с проверкой, он водит их по острову и с гордостью объясняет: «Вот синагога. А вот еще одна синагога». У него, естественно, спрашивают, зачем ему одному аж две синагоги? «Ну как же, — отвечает тот.  — В эту синагогу я хожу. А вон в ту — ни ногой!»

 — (Смеется. ) Это в какой-то степени отражает реальность.

 — Ребе, вы верите в пророчество, что когда все евреи мира соберутся на земле Израиль, тогда и придет Мессия? Может быть, библейское пророчество не нужно буквально понимать? Возможно, имеется в виду духовный Израиль?

 — Как раз наоборот. Мошиах (мессия) придет и соберет евреев. Другое дело, что придет он тогда, когда мы (все мы, не только евреи) этого удостоимся. То есть станем соблюдать заповеди. Я не уверен, что Мошиах придет ради человека, пусть даже живущего на земле Израиль, но неверующего.

 — Библейская богоизбранность еврейского народа часто не воспринимается другими, но ведь в Писании говорится: «Я пришел, чтобы многие народы спаслись».

 — Да, вы правы, многих раздражает концепция о богоизбранности евреев. Но никто не задается вопросом: а для чего, собственно, мы избраны? Мы избраны для тяжелой, очень тяжелой работы. Нравится это кому-то или нет, но именно нам доверено принести в этот мир идею единого Бога. Мой народ заплатил за это страшную цену. Тысячелетия презрения и ненависти, миллионы убитых только за то, что они евреи. Но свою работу мы сделали. Пусть через призму христианства или ислама, но мир увидел, что существует один Творец сущего, и нет других.

 — Иудаизм признает существование бессмертной души, но вы не находите, что это противоречит библейскому учению о воскресении мертвых? Ведь в воскресение после смерти верили Иов, Даниил и многие другие пророки.

 — Воскрешение мертвых в эпоху праведного Мошиаха — один из краеугольных камней иудаизма. Но мне непонятно, в чем вы видите противоречие? Душа человека бессмертна, потому что это часть Всевышнего, а он вне времени. То есть нет ничего, что ему бы предшествовало. В то же время тело человека бренно. И в этом огромная милость Всевышнего, так как душа имеет шанс несколько раз вернуться в мир, единственный из миров, в котором возможно исправление содеянного.

 

3718

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів