ПОИСК
Події

Космонавт ярослав пустовой, прошедший вместе с леонидом каденюком курс подготовки к полету на шаттле, зачислен в интернациональную группу астронавтов

0:00 15 липня 2003
Проект компании «Канадская стрела», в котором он должен участвовать, призван начать эру массового космического туризма

32-летний киевлянин, кандидат технических наук Ярослав Пустовой получил реальный шанс стать вторым после Леонида Каденюка космонавтом независимой Украины. Отобранной из более двухсот претендентов группе -- украинцу, четверым канадцам и американцу -- предстоит испытать первый частный космический корабль, создаваемый компанией из Канады. Беспилотные запуски планируется начать в конце нынешнего -- начале будущего года, а затем на корабле полетят астронавты. Детище компании «Канадская стрела» рассчитано на суборбитальные полеты: в невесомости корабль сможет находиться 4--5 минут, а затем -- спуск. Это позволит сделать путешествие на орбиту относительно недорогим, а потому доступным для тысяч потенциальных космических туристов.

Путевка в космос станет дешевле в 200 раз и будет стоить «всего» 100 тысяч долларов

С Ярославом Пустовым мы встретились вскоре после его возвращения из Канады в Национальном космическом агентстве Украины, где он работает заведующим сектором. Узнав о том, что компания «Канадская стрела» набирает собственную группу астронавтов, Ярослав подал в марте нынешнего года заявление об участии в конкурсе. Его зачислили без медкомиссии, проведя лишь собеседование, ведь у Ярослава еще не закончился срок лицензии космонавта-исследователя, которую он получил после прохождения в 1997 году в США вместе с Леонидом Каденюком курса подготовки к полету на шаттле. Более опытный Каденюк (он прошел советский курс подготовки в Звездном) был тогда назначен основным космонавтом, а Пустовой -- его дублером. И вот теперь у Ярослава появился шанс слетать-таки в космос. Его познакомили с проектом, напарниками -- военными и гражданскими летчиками Канады и США, сделали парадные групповые фотографии астронавтов в красивых костюмах, в которых они будут готовиться к полету.

-- Нашей группе предстоит воплотить романтическую идею 60-х о том, что в космос можно будет слетать так же легко и просто, как, например, махнуть на электричке за город, -- рассказывает Ярослав Пустовой. -- Массовый энтузиазм угас, когда стало ясно, что космонавтика -- удел узкого круга специалистов. Однако в США нашлись люди, не желавшие мириться с таким положением дел. Они решили использовать опыт 20-х годов, когда один американский богач для пропаганды авиации учредил крупный денежный приз за беспосадочный перелет из Америки в Европу. Эту сверхзадачу удалось выполнить в 1927 году молодому пилоту Чарльзу Линдбергу на построенном на деньги спонсоров одномоторном самолете.

Группа энтузиастов, в которой был также внук Линдберга, в середине 90-х учредила приз в 10 миллионов долларов для частной компании, которая создаст собственный космический корабль. Причем в течение двух недель на нем должны быть совершены два суборбитальных полета с людьми на борту. Приз поддержали многие известные люди, например, актер Том Хэнкс, писатели Артур Кларк и Том Клэнси. В борьбу вступили около 25 компаний, среди которых «Канадская стрела» сейчас, пожалуй, наиболее близка к успеху -- основные составляющие ракеты, в том числе двигатель, уже практически готовы.

РЕКЛАМА

-- Предположим, «Канадская стрела» выиграет призовые 10 миллионов долларов. Покроют ли эти деньги понесенные затраты?

-- Скорее всего, нет. Но сумма выигрыша не имеет в данном случае решающего значения, ведь главный приз -- возможность стать пионером массового космического туризма. Прибыли, которые принесет новый вид бизнеса, скорее всего, будут огромны. По прогнозам американских специалистов, к 2020 году в нем будет обращаться порядка миллиарда долларов в год. Сейчас высказываются мнения по поводу цены турпутевки в космос, но многие сходятся на том, что она не будет превышать 100 тысяч долларов -- стоимости шикарного автомобиля или квартиры. Это значит, что оплатить свой полет смогут тысячи обеспеченных людей, а не те несколько человек, которые выкладывают сейчас за участие в экспедиции на Международную космическую станцию по 20 миллионов долларов.

РЕКЛАМА

Будущим космическим туристам понадобится пилот, выполняющий функции таксиста

-- Помнится, два первых пилотируемых старта в американской космической программе, совершенных вскоре после полета Юрия Гагарина, были суборбитальными. Что они из себя представляют?

-- Суборбитальный полет -- это кратковременный, на несколько минут, выход в космос (он начинается с высоты 100 километров) без совершения витка вокруг Земли, а весь полет длится 15--20 минут. Скорости и соответственно риск при этом меньше, чем при орбитальном полете. За это короткое время космонавт переживает множество различных ощущений: перегрузки старта и посадки и, самое захватывающее, -- состояние невесомости. А вид Земли из космоса!.. Космонавты в один голос говорят, что это обязательно нужно увидеть «живьем» -- ни одна кинокамера не способна передать такую красоту в полном объеме.

РЕКЛАМА

После Гагаринского триумфа Соединенным Штатам не было смысла спешить с пилотируемым полетом вокруг Земли, поэтому они испытали свои корабли «Меркьюри» с астронавтами на борту в двух более простых стартах по суборбитальной траектории. Кстати, американцы любят повторять, что им принадлежит первенство в запуске в космос примата. Еще до полета Гагарина на «Меркьюри» по суборбитальной траектории слетала обезьяна Хем (Ветчина).

Любопытно, что конструктор первой советской космической ракеты Сергей Королев также хотел начать эру пилотируемой космонавтики с суборбитальных испытательных полетов людей. Но потом было принято решение обойтись без этого.

-- Будущим космическим туристам понадобится пилот, выполняющий примерно такую же функцию, что и водитель такси…

-- Намекаете, у меня есть перспектива стать космическим «извозчиком»? Об этом говорить пока рано -- прежде нужно испытать корабль с космонавтами на борту.

-- Вам уже объявили, каким будет гонорар?

-- Об этом речь не заходила. Нам предстоит также помочь конструкторам достроить пилотируемый корабль. Предполагается, что космонавты подскажут, как сделать обитаемый отсек максимально удобным и безопасным. Кстати, ради безопасности посадки аппаратов планируются в воду.

-- Сколько человек будут одновременно отправлять в полет?

-- Пилотируемый корабль делается трехместным.

-- О вас рассказывают, что вы сын генерала…

-- Генерал-лейтенанта. Отец командовал ракетной армией под Оренбургом, затем занимал высокие должности в Минобороны Украины. Я, закончив в Петербурге Военную инженерно-космическую академию им. Можайского, вернулся в 1994 году в Украину. А в 1996-м был зачислен в группу претендентов в полет на шаттле. После возвращения из Америки женился. Дочке Насте сейчас год и четыре месяца.

743

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів