ПОИСК
Події

Канатная дорога от столичной станции метро «арсенальная» на левый берег днепра войдет в состав нового музея «киевская крепость»

0:00 26 липня 2001
Інф. «ФАКТІВ»

Идея создания в Киеве подвесной пассажирской канатной дороги от Никольских ворот (недалеко от станции метро «Арсенальная») на левый берег Днепра родилась в ходе разработки мероприятий по восстановлению древних архитектурных сооружений и созданию музея «Киевская крепость». Причем идея эта оформлена в официальном распорядительном документе, подписанном киевским городским головой Александром Омельченко. Согласно распоряжению будут восстановлены архитектурные комплексы крепости: Цитадель, Госпитальное и Васильковское укрепления и Лысогорский форт.

«Крепость будет охранять эскадрон почетной охраны в мундирах разных эпох»

Все подготовительные работы начнутся уже в конце июля с демонтажа гаражей, выстроенных во дворах домов по бульвару Леси Украинки, N 14, 14а, 18, 18а, между поликлиникой военного госпиталя и спорткомлексом «Олимпийский», так как они дислоцируются на территории памятника архитектуры -- Госпитального укрепления Киевской крепости. Затем, еще до 20 августа, отремонтируют фасад дома N 14 по бульвару Леси Украинки и передадут музею круглую башню N 4, что располагается по улице Московской, 47, так как она является памятником архитектуры 1833--1839 годов.

-- В это же время «Киевпроект» будет работать над созданием проекта канатной дороги на Левый берег Днепра, -- говорит начальник управления охраны памятников истории культуры и исторической среды Киева Руслан Кухаренко. -- Идея эта вынашивалась давно. Планировались различные площадки и станции пересадок от Гидропарка до Пейзажной аллеи и выше. Но теперь уже есть конкретное место для сооружения канатки.

Средств потребуется немного, а для туристов это станет весьма привлекательным сооружением, которое сможет работать и самостоятельно, и в комплексе с главной площадкой музея-памятника «Киевская крепость» -- Цитаделью (Старой Печерской крепостью), расположенного между улицами Январского восстания и Цитадельной.

РЕКЛАМА

Ни одна крепость не может обойтись без пушек, потому на заводе «Арсенал» для музея изготовят действующие пиротехнические копии исторических орудий. Крепость будет охранять эскадрон почетной охраны -- 100 солдат и офицеров, которым закажут мундиры разных эпох.

Основным сооружением музея, помимо крепостных валов, ворот и церкви, будет здание старого Арсенала. Само здание нуждается в реставрации, ведь оно построено еще в 1784--1798 годах по проекту Ивана Меллера на месте бывшего девичьего Вознесенского монастыря. Это массивное сооружение в стиле классицизма имеет внутренний большой двор, где и намерены выставить «гвардию». В давние времена вдоль стен здания выставляли военные трофеи: пушки, ядра, штандарты…

РЕКЛАМА

Арсенал всегда принадлежал военным и лишь несколько недель назад Минобороны передало здание киевской городской общине. Но чтобы обустроить здесь музей, необходимо отселить с территории обувную фабрику «Киев».

Туристский маршрут далее пройдет к Васильковским укреплениям, Лысогорскому форту -- эти сооружения неплохо сохранились. Уже действующий комплекс «Косой капонир» также войдет в состав музея «Киевская крепость».

РЕКЛАМА

Какова же историческая ценность Киевской крепости?

В 1100 году вокруг Печерского монастыря возводится каменная оборонительная стена с Троицкой надвратной церковью. После нашествия орд хана Батыя в 1240 году и в период хозяйничанья литовских и польских феодалов древние укрепления приходят в упадок. Главной крепостью Киева становится деревянный замок, построенный в конце XIV века на Замковой горе. Но и деревянные ограды и рвы защищали Печерский монастырь и расположенное при нем поселение.

Начиная с 1654 года, восстанавливаются и модернизируются укрепления Верхнего города. К валам добавляют площадки -- «раскаты» для установки орудий, в 1679--1685 годах в черте города Ярослава возводится новый «поперечный вал», проходивший по трассе нынешней Владимирской улицы. Вокруг Печерского поселения в 1679 году под руководством гетмана Самойловича сооружается земляная крепость с «раскатами», деревянными надвратными башнями и палисадом.

На рубеже XVII--XVIII веков возводятся высокие крепостные стены и башни лавры. В 1706 году на основе укреплений Печерского поселения и лавры закладывается Старая Печерская крепость, соединенная в 1712 году со Старокиевской почти трехкилометровым валом -- ретраншементом. Создание ретраншемента, оградившего Печерск, Липки и Крещатикскую долину, способствовало постепенному заселению этих территорий и последующему слиянию в единый городской организм.

В XVIII веке укрепления Киева постоянно ремонтировались и модернизировались. В Печерской и Старокиевской крепостях строятся кирпичные въездные ворота, восстанавливают древние земляные укрепления Копырева конца, Щекавицы, Подола. Накануне Отечественной войны 1812 года для усиления контроля над Наводницкой дорогой по проекту русского инженера Оппермана возводятся земляное Зверинецкое укрепление и ряд редюитов.

С 1831-го по 1861 год на Печерске ведется строительство Новой Печерской крепости. В период подготовки Киевской крепости к Крымской войне на Никольской слободке в 1854--1855 годы возвели предместное земляное укрепление, прикрывшее подступы к Цепному мосту.

С развитием нарезной артиллерии Новая Печерская крепость теряет оборонительное значение. Поэтому известный русский фортификатор Тотлебен разрабатывает проект превращение киевских крепостей в фортовые. Был сооружен лишь Лысогорский форт (1872) -- при впадении в Днепр реки Лыбедь.

345

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів