ПОИСК
Події

После вылазки в чернобыльскую зону за алюминием крестьянин рисковал облучить своего годовалого ребенка

0:00 3 березня 2001
Среди сельчан Полесья добыча фонящего металла стала популярным промыслом

В Чернобыльской зоне отчуждения воруют в основном металл и лес. Как правило, эти материалы сильно загрязнены радиацией, но «сталкеров», основная часть которых -- жители полесских сел и райцентров, это не останавливает. Последний подобный случай произошел на этой неделе: жители Иванковского района пытались вывезти из зоны отчуждения 400 килограммов фонящего лома цветных металлов.

В минувший вторник в Иванковском районном суде завершилось рассмотрение дела о попытке вывезти из зоны отчуждения 10 тонн радиоактивной нержавейки. Злоумышленниками оказались семь «гастролеров» из Белоруссии, а металл они взяли на недостроенных блоках Чернобыльской АЭС.

-- Двое членов группы приговорены к полугоду лишения свободы, остальные получили условные сроки. Им также предстоит заплатить штраф -- по 1000 гривен с каждого, -- говорит припятский спецпрокурор Сергей Дубчак. -- Недостроенных блоков на ЧАЭС два, они находятся рядом с работавшими прежде, но охраняются не так тщательно. Это и позволило совершить преступление. Граждане Белоруссии не раз пытались вывезти зараженные радиацией материалы -- зона отчуждения с белорусской стороны не ограждена.

Впрочем, и колючая проволока становится преградой далеко не для всех. Среди жителей соседних сел добыча фонящего металлолома -- весьма популярный промысел. Кто-то полагает, что от кратковременного контакта с ним значительной дозы не получишь, а что будет с ломом после продажи, наплевать. Однако опасна не только «въевшаяся» в металл радиация, но и радиоактивная пыль. Она попадает на руки, одежду, может быть принесена в дом, оказаться в пище… А ведь внутреннее облучение особенно опасно, и пострадать могут не только «сталкеры».

РЕКЛАМА

-- Показательный пример-- задержание трех сельчан, забравшихся глубокой ночью на «Жигулях» в зону и похитивших из могильника более двухсот килограммов алюминиевой проволоки, -- продолжает Сергей Дубчак. -- Фон превышал предельно допустимый уровень от 22 до 60 раз. Кроме того, проволока оказалась покрытой фонящей пылью. Если бы вылазка удалась, один из этой тройки -- Александр Охрименко -- явился бы в запыленной одежде в дом, где находится его годовалый ребенок. Нет никаких гарантий, что радиоактивная пыль не попала бы в питание, на одежду, постель малыша.

В прошлом году трое охотников за цветными металлами погибли в зоне от удара током. Сельчане полагали, что здешние электроподстанции давно отключены. Но их продолжают использовать, ведь в зоне отчуждения работают несколько тысяч человек. Попытки вывозить металлолом тоннами не прекратились. Например, в феврале зафиксированы три таких инцидента. В качестве рабочей силы выступают те же полесские крестьяне, но используются грузовики с государственными номерами. Возможно, преступления организуются руководством предприятий.

РЕКЛАМА

Однако то, что происходит в зоне, не сравнить с тем, как распоясываются злоумышленники в районах, подлежащих безусловному отселению. Скажем, до недавнего времени в Котовском лесничестве радиоактивный лес воровали гектарами. Вакханалию удалось пресечь, только когда лесничество перешло под охрану Департамента зоны отчуждения.

РЕКЛАМА

442

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів