ПОИСК

Кардиохирург борис тодуров: «вы не можете себе представить, что значит видеть пересаженное сердце, которое перестало биться… »

0:00 15 березня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
Два дня назад скончался первый в Украине человек с пересаженным сердцем. Однако в реанимации Института хирургии и трансплантологии находится женщина, которой срочно нужна такая же операция, и кардиохирурги готовы к новой пересадке

Кардиохирург Борис Тодуров, который впервые в Украине сделал человеку пересадку сердца, ответил на вопросы «ФАКТОВ» спустя несколько часов после того, как оно перестало биться. Врач был сосредоточен и сдержан. Эмоции прорвались только однажды:

-- Когда я вышел из реанимации после смерти нашего пациента, меня охватило чувство ужасной досады, что донорского сердца для этого больного не нашлось три-четыре месяца назад. Тогда его организм не был бы так истощен болезнью и смог перенести послеоперационный период…

Да, готовя 41-летнего жителя Ровенской области к пересадке сердца, врачи отдавали себе отчет в том, что их пациент может погибнуть во время операции или после нее. Но они не имели права лишать его шанса прожить еще какое-то время с пересаженным органом. Ведь за те полгода, которые мужчина провел в клинике, он настолько измучился ожиданием смерти, что сам просил хирургов об операции. На его глазах погиб 12-летний ребенок с таким же диагнозом.

-- Даже простое удаление аппендикса может закончиться печально, -- говорит Борис Тодуров. -- А мы знаем, что в лучших европейских клиниках при трансплантации сердца умирает каждый десятый пациент, гибнут больные и после операции. Но это не значит, что такие вмешательства следует прекратить. Ведь делают их людям, которые со своим сердцем не проживут более полугода. Трансплантация дает единственный шанс на продление жизни. И врач не имеет права отказать пациенту в такой возможности.

РЕКЛАМА

-- Если в ближайшие дни вам сообщат о потенциальном доноре сердца, вы пойдете на следующую пересадку?

-- Уже сейчас все мои коллеги готовы приступить к такой операции. В реанимации находится женщина, остро нуждающаяся в пересадке сердца. Нам некогда впадать в уныние, мы должны продолжать работать и быть готовыми к следующей трансплантации.

РЕКЛАМА

-- Что же стало причиной смерти первого украинского пациента, которому пересадили сердце?

-- Его «родное» сердце очень плохо перекачивало кровь, из-за чего страдали все внутренние органы, недополучавшие кислород. За полгода активного течения болезни организм сильно истощился, почки уже едва работали. В первые же часы после пересадки организм получил множество препаратов, которые не позволяли ему отторгнуть чужое сердце, но очень тяжело переносятся. Без них обойтись невозможно, однако почки не выдержали. Причиной смерти стала почечная недостаточность. Как мы убедились на вскрытии, донорское сердце до последнего момента работало нормально, перекачивая кровь так, как это положено здоровому органу. Можно сказать, что мы справились с пересадкой, но не смогли победить послеоперационные осложнения.

РЕКЛАМА

-- Больной после операции приходил в сознание?

-- Да, уже на следующее утро он проснулся, попросил пить. Я ему рассказал о проведенной операции. Но вы же понимаете, что человек в реанимации находится под воздействием обезболивающих препаратов, поэтому в сознании он оставался недолго, все больше спал.

Жена больного, которая полгода находилась в клинике рядом с мужем, была здесь и эти одиннадцать дней. Правда, после операции она ни разу не видела мужа. Когда ей сообщили о его смерти, у нее началась истерика, хотя окружающим могло казаться, что женщина была готова к подобному исходу. Мы обеспокоены тем, что родственники могут упрекать вдову: мол, она не отговорила мужа от операции и тем самым подтолкнула его к смерти. Нам бы очень не хотелось, чтобы эта женщина, выстрадавшая так много, выслушивала какие-то нелепые обвинения в свой адрес.

… Смерть часто подступает в предутренние часы. Так случилось и в этот раз. К трем часам ночи 13 марта состояние пациента начало стремительно ухудшаться. Реанимационные действия не помогли. И на рассвете, в 5. 45, врачи констатировали смерть больного.

-- За тринадцать лет моей хирургической практики пациенты умирали и во время операции, и после нее, -- говорит Борис Тодуров. -- Все эмоции остаются глубоко в душе, выплескиваясь только ночью -- снятся кровотечения, которые я не в силах остановить… Но если после смерти пациента хирург не найдет в себе силы выйти на работу, то очень скоро некому будет оперировать больных.

 


437

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів