ПОИСК
Події

Огромный самолет падал с высоты 11000 метров в течение 14 минут

0:00 15 березня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
Гибель южнокорейского пассажирского лайнера и спустя почти двадцать лет вызывает у специалистов множество вопросов. К примеру, случайно или намеренно он вторгся в воздушное пространство Советского Союза?

Недавно «ФАКТЫ» сообщали о том, что в аэропорту Бангкока террористы взорвали готовящийся к взлету «Боинг-737». В результате взрыва погибла стюардесса. Еще семь человек получили ожоги. Трагедия, произошедшая в 1983 году, когда советский истребитель сбил южнокорейский пассажирский «Боинг-747», унесла 269 жизней, причем тогда не были найдены даже тела погибших. Корреспондент «ФАКТОВ» встретился с должностными лицами, принимавшими участие в расследовании причин гибели южнокорейского авиалайнера.

«Боинг» и самолет-шпион были похожи друг на друга, как две капли воды

-- Чтобы понять, почему был сбит южнокорейский пассажирский самолет, надо хотя бы в общих чертах знать ситуацию, которая к тому времени сложилась в войсках противовоздушной обороны, -- рассказывает начальник штаба, первый заместитель командующего войск ПВО Украины генерал-лейтенант Валерий Каминский, занимавший 18 лет назад должность начальника штаба дивизии противовоздушной обороны Дальневосточного военного округа. -- В 1978 году госграницу в районе Кольского полуострова пересек пассажирский «Боинг-707» Korean Air Lines, выполнявший рейс Париж--Анкоридж--Сеул. Полет лайнера проходил над морскими базами Северного флота. Истребитель Су-15ТМ двумя ракетами разрушил его левое крыло, но «Боинг» все же совершил посадку на лед озера. При этом погибли два пассажира и несколько получили ранения.

Весной 1983 года к Курильским островам подошел американский авианосец «Мидуэй». Его палубная авиация стала летать, нарушая государственную границу СССР. Как назло, стоял густой туман, и советские самолеты взлететь не смогли. После этого из Москвы дважды приезжала специальная комиссия. И хотя нашей вины не было, «разборка с пристрастием» закончилась тем, что высшему руководству ВВФ и ПВО были объявлены взыскания. Я отделался «строгачем» по партийной линии с занесением в учетную карточку «за недостаточную настойчивость при подъеме авиации».

1 сентября 1983 года оперативный дежурный доложил, что стратегический самолет-разведчик США RS-135 в районе Камчатки нарушил госграницу и следует курсом на Сахалин через Охотское море. «Ну все, Каминский, теперь ты уже не отвертишься, снимут при любом исходе», -- сказал я себе. -- Часы показывали начало пятого. Когда садился в служебный автомобиль, меня окликнул командир дивизии ПВО. Он решил поехать вместе со мной. Сели в машину. И тут как будто из-под земли появился здоровенный кореец и ухватился за ручку двери. Я еще подумал: «Откуда он взялся в такую рань?». Кореец оказался водителем. Он вез на учения призывников и заблудился. Позднее я не раз вспоминал это странное предзнаменование.

РЕКЛАМА

Оперативный дежурный дивизии доложил обстановку. Была объявлена боевая готовность номер один. Времени на принятие решения -- не меньше часа. RS-135 обнаружили в расчетном месте на дальности около 450 км. В воздух подняли истребители Су-15ТМ и МИГ-23. Их вывели на американца. Ведущей была «сушка». На земле никто не сомневался в том, что в воздухе находится американский самолет-разведчик. Дело в том, что RS-135 и Боинг-747 похожи друг на друга, как две капли воды. Только у пассажирского самолета на фюзеляже есть характерный «горбик», а у разведчика его нет. На экранах локаторов эти различия разглядеть невозможно, да и визуально очень сложно. Как непосредственный участник тех событий хочу ответственно заявить: командование округа сделало все возможное, чтобы разобраться в ситуации. Пилот Су-15 майор Геннадий Осипович доложил: «В зареве двигателей вижу черный силуэт большого самолета». «Есть иллюминаторы?», -- спросили его с земли. «Не вижу», -- ответил летчик. В тот момент пассажиры «Боинга», вероятно, спали, зашторив иллюминаторы. Позднее писали, что на «Боинге» не было бортовых навигационных огней. В одной из газет статья так и называлась: «Боинг» летел, не зажигая огней». Это неправда. Они были. Но тот же RS-135 мог их специально включить -- в целях маскировки. Прозвучала команда открыть предупредительный огонь из пушки. Когда Осипович открыл огонь, «Боинг» стал резко набирать высоту.

«Цель совершает противоистребительный маневр», -- доложил летчик. Скорость у «сушки» большая, истребитель проскочил вперед, и головки самонаведения ракет уже не могли захватить цель. И тут с земли прозвучала команда на уничтожение. Если бы Осипович оказался посредственным летчиком, RS-135 ушел бы за пределы территориальных вод. Но он успел совершить маневр и выпустить две ракеты. Одна вошла в левый двигатель и оторвала крыло, вторая взорвалась в районе хвоста. В 6. 47 «Боинг-747-200Б» начал снижаться по спирали. Огромный самолет падал с высоты 11000 метров в течение 14 минут. При ударе о воду произошел холодный взрыв, в результате которого лайнер разлетелся на мелкие части.

РЕКЛАМА

Обломки самолета растащили… рыболовецкие траулеры

О том, что над Сахалином был сбит пассажирский самолет, военные узнали из сообщения японского телевидения. Японцы заявили, что пропал «Боинг», на борту которого находились 269 пассажиров и члены экипажа. Он совершал рейс из Нью-Йорка в Сеул с посадкой в Анкоридже. Большинство пассажиров -- японские туристы. Японцы решили, что нарушивший госграницу СССР «Боинг» посажен на один из военных аэродромов.

-- Узнав об этом, я подумал, что явно не к добру утром встретил корейца, -- вспоминает Каминский. -- И тут госсекретарь США Джордж Шульц со ссылкой на американскую разведку заявил, что «Боинг» был сбит советскими военными.

РЕКЛАМА

«Люди во всем мире потрясены этим происшествием», -- заявил президент США Рональд Рейган. В Японии начались митинги, народ с возмущением сжигал красные флаги. В «Правде» появилась информация о том, что войска ПВО сопровождали неизвестный самолет, который удалился в сторону Японского моря. По сообщению ТАСС, истребители-перехватчики сделали только предупредительные выстрелы трассирующими снарядами. В ООН прокрутили пленку с записью радиопереговоров советского пилота, полученную из Управления национальной обороны Японии. Получалось, что самолет был хладнокровно сбит. Правительство СССР только 6 сентября признало факт гибели самолета, объявив его полет «изощренной провокацией», направленной на «беспрецедентную гонку вооружений». Москва обвинила США и Корею в том, что на лайнере была установлена разведывательная аппаратура.

После этого стало ясно, что последнюю точку в конфликте может поставить только «черный ящик». К месту падения «Боинга» стали подтягиваться советские, японские и американские военные корабли. Возле аэродрома «Сокол», с которого взлетал Су-15, появились какие-то корейцы, которые интересовались Осиповичем. Летчика усадили в Ил-76 и отправили на Большую землю. Туда же вскоре пришлось откомандировать и пилота МИГ-23. По горячим следам на месте падения нашли паспорта, перевязанные веревкой, и кисть женской руки с маникюром. Решили, что стюардесса во время падения намертво ухватилась за ручку кресла. Ни одного трупа на поверхности моря обнаружить не удалось. Нашли около 30 «единиц» обуви -- и детской, и взрослой. Как это ни странно, не было ни одной пары.

-- В сентябре 1983 года севастопольское рыбопоисковое судно «Гидронавт» с обитаемым подводным аппаратом (ОПА) «ТИНРО-2» находилось в порту Владивостока и задерживалось с выходом в рейс из-за отсутствия топлива, -- рассказывает директор ГНПП «Морские технологии» Геннадий Климов. -- Акванавты изучали работу крабовой ловушки, выясняли, почему в нее не заходит креветка. 8 сентября к судну подъехали черные «Волги», из которых вышли люди в военной форме. Они о чем-то поговорили с капитаном, а на следующий день «Гидронавт» вышел в Татарский пролив.

-- Мы сразу узнали, что ищем упавший «Боинг», -- вспоминает гидронавт-исследователь Владимир Бондарев. -- Нам рассказали, что «черные ящики» на самом деле представляют собой оранжевые коробки. Обо всем, что видели на дне, докладывали по звукопроводной связи. Работали на глубинах от 150 до 400 метров. Чтобы американцы и японцы не поняли, о чем идет речь, военные придумали особый шифр. Все детали самолета получили названия рыб. Фюзеляж -- актиния, крыло -- морской еж. Труп назывался бычком. Это приводило к совершенным нелепостям. Увидел я однажды человеческую руку. «Что видишь?», -- спрашивают сверху. «Бычка», -- отвечаю. «Целый?» -- «Да нет, фрагменты», -- говорю. Крупных частей самолета на дне не было. Видели стодолларовые купюры, чемоданы, детские игрушки, спасательные жилеты. Валялось очень много меховых шкурок. Наверное, кто-то из пассажиров перевозил целую партию. Всего мы сделали 17 погружений. Черные ящики так и не нашли. Их обнаружили мурманские водолазы. Позднее, анализируя результаты поисков, я пришел к выводу, что зря военные вначале пригласили рыбаков, а потом уже нас. Большие рыболовные траулеры своими сетями растащили остатки самолета по большой площади.

Позднее история с погибшим «Боингом» стала обрастать самыми различными «подробностями» и версиями. Француз Мишель Бран предположил, что советский летчик «свалил» RC-135, а южнокорейский «Боинг» сбили, скорее всего, сами американцы, приняв его за вражеский самолет. В СССР сочли эту версию фантастической. По другой версии -- бывшего сотрудника госдепартамента США Джона Кеппела, -- в тот день советской ПВО было сбито два самолета ВВС США: RC-135 и самолет разведки EF-111А Raven.

Южнокорейский «Боинг» был обречен

История с «Боингом» для военных, несмотря на всех их опасения, закончилась вполне благополучно. Осипович был награжден орденом Красного Знамени. Оперативный дежурный командного пункта дивизии ПВО -- орденом Красной Звезды. Остальные участники этой операции получили денежные вознаграждения. Вся документация по «Боингу» была уничтожена под контролем КГБ. Уцелели лишь несколько магнитофонных лент, на которых были записаны задачи летчикам.

До сих пор непонятно, куда подевались трупы. Существует предположение, что после взрыва ракет у «Боинга» оторвало хвост и нос, после чего его фюзеляж превратился в аэродинамическую трубу, и трупы разбросало по поверхности моря. Однако в таком случае военные наверняка обнаружили бы хоть одного из 269 погибших. Эта тайна до сих пор не разгадана.

-- В 1992 году Борис Ельцин готовился к визиту в Южную Корею, и была создана государственная комиссия по расследованию причин гибели «Боинга». В нее был включен и я, -- вспоминает Валерий Каминский. -- Изучив все материалы, в том числе и записи «черного ящика», я пришел к выводу, что южнокорейский самолет был обречен. Все началось с того, что в день гибели «Боинга» в районе Камчатки барражировал RC-135. Он то появлялся в зоне видимости радиолокационной станции, то исчезал. О том, что это действительно был разведчик, мы узнали из радиобмена его экипажа с землей. Когда RC-135 в очередной раз исчез, вместо него появился злосчастный «Боинг». Что это было -- невероятное совпадение или тонкий расчет, -- неизвестно.

Мало того. Выяснилось, что «Боинг» после вылета практически не имел связи с землей и вел переговоры, используя в качестве ретранслятора аналогичный самолет. Перед тем, как Осипович сделал предупредительный выстрел из пушек, «Боинг» наконец-то связался с Токио и получил разрешение на набор высоты. Летчик СУ-15 совершенно логично расценил это как противоистребительный маневр. Перед пуском ракет в салоне «Боинга» было сделано объявление о том, что через такое-то время самолет приземлится в Сеуле. Играла музыка. А потом раздался крик: «Компрессия!» Вероятно, кто-то из членов экипажа обратил внимание на декомпрессию, то есть разгерметизацию фюзеляжа. Потом раздался шум, и на этом запись заканчивается.

Еще говорили, что «Боинг» заблудился, потому что автопилот был подключен к компасу. В принципе, такое возможно. Провели эксперимент -- запустили по такому же маршруту ИЛ-76, и пришли к выводу, что лишь совсем слепой не обратил бы внимания на то, что под крылом самолета не океан, а острова, которые на экране локатора хорошо просматриваются. Странно и другое. «Боинг» вначале шел по международному маршруту, а затем резко свернул в сторону советской границы. Наши специалисты этот маневр расценили однозначно -- самолет специально изменил маршрут, чтобы пройти над секретными объектами.

Нельзя не сказать несколько слов и о расследовании, проведенном в 1993 году международной комиссией под эгидой ИКАО при тесном сотрудничестве российских, французских, корейских и американских специалистов. Изучив все материалы, комиссия пришла к выводу, что южнокорейский экипаж «не выполнил надлежащих навигационных процедур», в результате чего «отклонение судна от заданной линии пути не было им обнаружено в течение 5 часов», что свидетельствовало «об отсутствии со стороны экипажа адекватной оценки ситуации и координации действий в кабине… »

-- Украина стала самостоятельным государством. У нас имеются собственные ПВО. Не собьем ли мы случайно чей-то иностранный самолет, если он ненароком «забредет» на нашу территорию? -- прощаясь, спросил я у начальника штаба войск ПВО Украины.

-- Мы имеем связь со всеми сопредельными государствами, и если возникает непонятная ситуация, то она немедленно проясняется. Никто из наших соседей не ведет разведку и не собирается наносить воздушные удары. Государственную границу в воздушном пространстве мы охраняем не от соседей, а вместе с ними.

 


1994

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів