Решив завести дома ящерицу, сначала убедитесь, что она Не крокодил
Кошки, собаки и обезьянки, хомячки, попугаи и рыбки, экзотические змеи и тритоны -- кого только не увидишь в квартирах наших сограждан. Люди заводят домашних любимцев по разным причинам: чтобы скрасить свое одиночество, чтобы дети не росли эгоистами, наконец, чтобы удивить окружающих. Да и как не удивляться, когда узнаешь, что у Ивановых, например, живет метровая (в диаметре) черепаха, у Петровых -- мартышка, а у Сидоровых -- ястреб. Двенадцатилетний же Коля решил завести крокодила
Животных Коля любил с детства. Всех без исключения. И если видел, что кому-либо из них плохо, старался помочь. Нес «бедных зверушек» домой, и там устраивал им больничный стационар. Причем лечил и кормил «по науке»: перечитывал специальную литературу и в точности следовал всем рекомендациям. Первым пациентом его «ветлечебницы» стала обычная земляная лягушка со сломанными задними лапками. Коля наложил на них «шиночки», и через некоторое время квакуша на здоровых лапах поскакала к ближайшему пруду. Вслед за лягушкой появились в доме две ящерицы-желтопузики с защемленными хвостиками. Их Коля вызволил из-под камней и ухаживал за ними до тех пор, пока у пресмыкающихся не отросли новые хвостики.
В отличие от многих родителей, отчитывающих детей за то, что «тащат в дом кого попало», Колина мама сына не ругала. Напротив, Елена Ивановна радовалась, что в мальчике есть сострадание и желание помочь тем, кто нуждается, пусть даже лягушкам и ящерицам. Но когда Коля сообщил, что хотел бы иметь какое-то по-настоящему экзотическое животное, Елена Ивановна занервничала: «Надеюсь, ты не собираешься притащить в нашу квартиру крокодила?!» Коля не очень вникал в смысл сказанного. Главным для него было то, что в принципе мама не возражала. И мальчик попросил своего дядю-пилота, часто летавшего в южные страны, чтобы тот привез ему какое-нибудь диковинное животное.
Через три недели дядя позвонил: «Заказ выполнил. Приезжай поскорее, так как жить в коробке твой кайманчик уже устал». Коля схватил энциклопедию: «Кайманы -- общее название трех родов крокодилов. Брюхо защищено костным панцирем. Шесть видов, в водоемах Центральной и Южной Америки. Наиболее крупный -- черный кайман (4-5 метров) -- опасен и для человека». С замирающим сердцем мальчик помчался к дяде. Привезенный детеныш каймана к «черному» виду явно не относился, и Коля вздохнул с облегчением: они с мамой в безопасности. Оставалась, правда, еще одна проблема: как сказать, что у них будет жить крокодил.
Принеся «малыша» домой, Коля радостно сообщил Елене Ивановне: «Дядя привез нам из Бразилии водяную ящерицу. Я решил назвать Диогеном». -- «Почему?» -- улыбнувшись, поинтересовалась мама. «Диоген жил в бочке, а наша ящерица будет жить в тазике», -- ответил сын. Ничего не подозревающая женщина помогла мальчику обустроить жилище для 18-сантиметрового Диогена, поинтересовалась, чем его кормить, когда Коли не будет дома, и как убирать в импровизированном аквариуме
Через полтора месяца алюминиевый таз Колиными стараниями превратился в акватеррариум: со скалами, островками, большим количеством растений и даже обогревом. Под электрической лампой кайман нежился в теплой водичке и «бродил» между скалами-камнями. Елена Ивановна время от времени спрашивала у Коли: почему глаза у ящерицы какие-то странные, почему она так медленно двигается -- уж не болеет ли? Ответ на все вопросы женщина получила, когда пришедший в гости брат поинтересовался, как поживает «его» крокодильчик.
Разговор о «псевдоящерице» был долгим и малоприятным, но в итоге Диогена решили оставить. Через год таз стал подросшему крокодилу тесен, и его поместили в детскую ванночку. «По ночам я нередко просыпался от громких всплесков воды, -- вспоминает Коля, -- и пока включал свет, Диоген успевал доползти до моего дивана. Пришлось закрепить на ванночке крышку, чтобы питомец не выползал «на волю».
По прошествии еще одного года крокодила «переселили» в специально изготовленный метровый акватеррариум с металлическим каркасом. Но Диоген продолжал расти -- и со времени в новом «доме» ему стало тесно и неуютно. Возможно, оттого нрав его делался все более скверным, а может, природа брала свое, но ранее мирный и спокойный крокодильчик превратился в настоящего хищника. Он грыз все, до чего мог дотянуться, и даже сломал несколько зубов, стараясь расправиться с каркасом своего жилища. Не подпускал к себе ни Колю, ни Елену Ивановну и угрожающе разевал пасть, даже когда они клали ему еду. Поскольку «рост» Диогена перевалил уже за метр, а повадки его оставляли желать лучшего, мама с сыном решили отдать крокодила в зоопарк. Да не успели. Пытаясь выбраться из «плена», ночью Диоген упал на спину, но не смог перевернуться и, захлебнувшись водой, умер.
«Я до сих пор чувствую себя виноватым, -- говорит уже семнадцатилетний Коля. -- Ведь какие условия ни создай животному, а лучше, чем в привычной среде, ему все равно не будет. В своей Бразилии наш Диоген наверняка жил и жил бы, а в неволе не смог».
Читайте нас у Facebook