ПОИСК
Події

Моряки украинского пассажирского лайнера «одесса» умирают, неся вахту на борту судна вдали от родины

0:00 12 травня 2001
В канун Дня Победы скончался от общего и нервного истощения еще один член экипажа

«ФАКТЫ» уже сообщали о незавидной участи брошенного на произвол судьбы экипажа «Одессы» (последняя публикация -- 5 мая 2001 года). Тогда еще не было известно о смерти первого электромеханика Евгения Лапшина, отдавшего флоту почти сорок лет своей жизни.

Во время недавнего шторма моряки, подвергаясь смертельной опасности, делали все возможное для спасения судна

-- Тело Евгения Дмитриевича обнаружили в его каюте вечером в пятницу, 4 мая, -- с горечью сообщил капитан «Одессы» Владимир Лобанов. -- За несколько дней до этого на судно к нему, тяжелобольному, прибыла жена. Это стало возможно благодаря средствам, собранным детьми, родственниками, друзьями. В пятницу, к концу дня, супруга Евгения Дмитриевна занималась стиркой. Когда вернулась в каюту, было уже поздно…

Мои предыдущие многочисленные обращения к должностным лицам, в официальные инстанции с просьбой оказать помощь Е. Лапшину, выплатить хотя бы только ему честно заработанные деньги и репатриировать на родину остались безответными. У Минтранса денег не нашлось. Возможно, хоть сейчас отыщут порядка 10 тысяч долларов для транспортировки находящегося в неапольском морге тела в Одессу.

Состояние экипажа после столь жуткого ЧП очень плохое. 28 месяцев моряки лишены средств на пропитание, находятся без элементарных удобств, в нечеловеческих условиях: электричества на судне нет, все работы приходится выполнять вручную. Экипаж делает все возможное для безопасности и живучести судна, сохранности технических средств и устройств, подвергая себя серьезной опасности. Героически вели себя моряки и во время недавнего сильного шторма, спасая теплоход от верной гибели. С правого и левого бортов судно получило вмятины порядка 20 квадратных метров каждая, выбиты иллюминаторы, помят трап, раздавлен мотобот…

РЕКЛАМА

А ведь, как выяснилось, моряки «Одессы» даже не застрахованы -- вопреки международному морскому законодательству! -- ни на случай травм, ни на случай смертельного исхода…

Год назад от инфаркта скоропостижно скончался второй механик Владимир Аксененко

Когда итальянские власти арестовали за долги белоснежный красавец-лайнер, его команда была возвращена на родину. Вскоре прибыл сменный экипаж, затем -- нынешний.

РЕКЛАМА

Изматывающая, дикая одиссея десяти моряков «Одессы» началась летом 1997 года. До этого роль заложников исполняли три десятка моряков, возглавляемые капитаном Валерием Надеждиным. С нынешней командой «Одессы» тогдашнее руководство Национальной судоходной компании Черноморского морского пароходства (НСК ЧМП) заключило контракт на четыре месяца. За это время думали решить дальнейшую судьбу комфортабельного океанского лайнера -- одного из лучших пассажирских теплоходов европейского флота.

Условия работы временного сменного экипажа были оговорены в заключенном с руководством ЧМП контракте. Знали, что едут в Неаполь не на курорт, а нести вахту на арестованном судне. Но не на четыре же года! Нет денег ни на лекарства первой необходимости, ни на питание. Еду готовят на газовых мини-плитах, а когда топливо заканчивается, рубят шезлонги, находят деревянные болванки и варят-жарят прямо на палубах. Моряки не могли даже предположить, что «Одесса» станет их обителью на годы (!). А для кого-то и последнем пристанищем…

РЕКЛАМА

-- Мы сразу же оказались в таких условиях, перед которыми меркнет обучение в «школе выживания» хваленых американских рейнджеров: летом -- раскаленная металлическая коробка (в каютах плюс 50 градусов!), зимой в помещениях температура не превышает 3 градусов, -- констатирует капитан экипажа-заложника.

-- Мой муж, боцман Сергей Гурбов, почти четверть века работает на пассажирских судах ЧМП, плавал на «Шота Руставели», «Грузии», -- говорит Татьяна Кухтина. -- Спасая «Одессу» от неминуемого затопления, Сергей трижды ломал ребра, перебил ногу. Однако медицинской помощи экипаж лишен напрочь, так же, как и медицинской страховки. Вызвать «скорую» стоит 500--600 долларов, а у ребят пустые карманы.

6 апреля 1999 года от инфаркта скоропостижно скончался второй механик Владимир Аксененко, ветеран флота. В своем рапорте от 31 июля 1998 года капитан Лобанов сообщал руководству ЧМП и отрасли: «У второго механика Аксененко на плече интенсивно развивается какая-то опухоль. Госпиталь не принимает из-за отсутствия средств на оплату». Думали, что хоть эта трагедия, это горе заставит задуматься облеченных властью чиновников. Куда там!..

Если бы не помощь генерального директора российского агентства «Долфин» господина Аксенова, то тело не смогли бы доставить домой. Три недели спустя второго механика похоронили в Одессе. Однако по сей день семье умершего задолженность по зарплате не выплатили…

Единственное, в чем «повезло» экипажу «Одессы», -- их осмотрели местные врачи, побывавшие на борту при оформлении процедуры констатации смерти второго механика. Врачи заключили: здоровье моряков подорвано, физическое и моральное состояние оставляют желать много лучшего.

«Подросли за это время дети, повыходили замуж дочери. Наши мужья стали уже заочными дедушками»

28 декабря 1999 года, когда над Европой пронесся невиданной силы ураган, моряки в очередной раз спасли лайнер. Матрос-моторист Николай Шевцов сломал ребра, боцман Сергей Гурбов разбил голову и повредил ногу, простудились старпом Андрей Ирликов, матросы Валерий Стрих и Анатолий Валь, электрик Александр Друмов, первый электромеханик Евгений Лапшин и главбух Иннокентий Соколенко. Итальянские буксиры в ту ночь удерживали -- за очень высокую плату, естественно! -- американский авианосец. В кабельтове (18,5 метра) от «Одессы» затонул арестованный здесь же греческий сухогруз «Маргелина».

-- Даже заключенные, отбывающие наказание, и те имеют право на встречу со своими родными, -- восклицают возмущенные жены моряков. -- Мы же не видели их почти четыре года! Подросли дети, повыходили замуж и женились. Наши мужья стали уже заочными дедушками.

-- В большой семье Евгения Лапшина, которого я знал не одно десятилетие, за время его «командировки» в Италию произошло немало событий, -- говорит председатель Федерации морских профсоюзов Украины Николай Барский. -- Следом за страшим сыном защитил диссертацию младший. Внук, которого он за руку водил в первый класс, год назад окончил начальную школу. А крохотная внученька, Аннушка, уже ходит в школу. Знать, не судьба была Евгению Дмитриевичу…

Сегодня у меня был сын его, Дмитрий, который крайне обеспокоен, опасается за состояние матери, находящейся вдали от семьи…

-- По любому контракту, заключенному пароходством с экипажем, моряков обязаны снабдить спецодеждой, моющими средствами и многим другим, -- констатирует и. о. председателя Морских профсоюзов ГСК ЧМП Иван Ревтюх. -- Не говоря уже о том, что срок контракта не может превышать девяти месяцев. Однако все это экипажа «Одессы» почему-то не коснулось. Люди голодают, занимают деньги на пропитание. Их семьи бедствуют на берегу…

Вот только все это не тревожит тех, кто по своему долгу и занимаемому государственному положению обязан заниматься судьбами моряков, -- продолжил Николай Николаевич. -- В ГСК ЧМП напрочь открещиваются от «Одессы» и всего, что происходит с экипажем, -- не наши, мол, они.

Конечно, не их, если смотреть с точки зрения сегодняшнего руководства этой государственной фирмы. Ведь за время пребывания судна под арестом сменилось ЧЕТЫРЕ президента судоходного концерна! Вместе с тем трудовые договоры и трудовые книжки членов экипажа «Одессы» находятся в ГСК ЧМП. Более того, все моряки -- граждане Украины, и ими обязаны заниматься облеченные властью. У нас же, увы, получается по принципу: нет человека -- нет проблемы. Напомню: на борту «Одессы» еще остаются в живых восемь человек.

Через три года Украина может вообще потерять статус морской державы

Недавно в Киеве состоялась конференция «Положение и пути возрождения морской индустрии Украины». Прозвучал неутешительный прогноз: через три года держава может остаться без флота -- почти все наши суда исчерпали 25-летний срок эксплуатации. За годы независимости количество единиц украинского флота сократилось в 10 раз! Сегодня лишь семь процентов отечественных грузов перевозится нашими же судоходными компаниями. О пассажирском морском, океанском флоте и говорить не приходится: «Одесса» -- последний из «могикан»…

Возможная гибель морской индустрии означает не только потерю статуса морской державы, но и потерю работы для 3 000 000 высококлассных специалистов-судостроителей, металлургов, навигаторов.

-- Аукцион по продаже «Одессы», назначенный на 8 мая, перенесен, -- говорит капитан Лобанов. -- Я так понимаю, что Украина не в состоянии выкупить наш лайнер. Долг перед кредиторами, с учетом «набежавших» процентов, вырос до 45 млн. долларов США. Единственное, что остается -- продать судно. Оно сейчас благодаря усилиям экипажа в хорошем состоянии. Судовладелец же -- ГСК ЧМП -- задолжал нам порядка 800 тысяч долларов…

Согласно сведениям, полученным «ФАКТАМИ» из Неаполя, начавшийся было аукцион по продаже украинского теплохода «Одесса» быстро закончился. Высокая стартовая цена -- 8 млн. долларов США -- отпугнула потенциальных покупателей. Аукцион перенесен на 10 июля, стоимость снизили до 6 млн. долларов (прогноз «ФАКТОВ» относительно искусственного занижения стоимости сбывается. Увы… )

По информации директора Государственного департамента морского и речного транспорта Василия Зубкова, экипажу «Одессы» перечислены 72 тысячи долларов -- на первостепенные нужды, включая расходы на транспортировку тела умершего Евгения Лапшина. А ведь еще в декабре минувшего года министр транспорта подписал приказ о переводе экипажу многострадального лайнера 70 тысяч долларов, которые… до сих пор так и не «дошли» до моряков.

Наученные горьким опытом, руководители морского профсоюза ГСК ЧМП и семьи моряков 8 мая обратились с письмом к Президенту Украины Леониду Кучме и министру транспорта Леониду Костюченко с просьбой ускорить решение вопросов об оплате труда и возвращении в Украину своих родных. Внимание высокопоставленных лиц акцентировалось на невыносимых условиях жизни и труда экипажа «Одессы», которые могут повлечь непредсказуемые последствия.

Эти последствия не замедлили сказаться: скончался первый электромеханик Лапшин, не выдержавший ужасающих условий на арестованном судне…

654

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів