Кому нужен скандал с киевским речным портом?
От скандалов, связанных с «переделом» приватизированных предприятий, страдают все: Украина теряет доверие инвесторов, бюджет — доходы от приватизации, трудовые коллективы сидят без зарплаты, предприятия залезают в долги. А выигрывает всегда кто-то один. Недавно один из подобных скандалов, связанных с Киевским речным портом, обсуждался в столичной прессе. До его разрешения, видимо, еще слишком далеко. Это ощущается и по звонкам портовиков, обращающихся к редакции с просьбой разобраться в ситуации. Так в чем же дело?
Когда Всеукраинский акционерный банк (ВАБанк) в сентябре прошлого года приобрел у Фонда госимущества Украины (ФГИ) около 24% акций ОАО «Киевский речной порт», инвестиционная привлекательность предприятия была близка к нулю. По словам президента банка Сергея Максимова, ВАБанк пошел на это, поскольку давно кредитовал порт и был заинтересован в его эффективной работе. Тем более что и руководство порта во главе с президентом Константином Молодковцом просило поддержать предприятие, оказавшееся на грани банкротства: рабочие порта уже забыли, когда последний раз получали зарплату, а государство — когда ОАО рассчитывалось с бюджетом.
Результаты аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проведенной по инициативе ВАБанка, буквально огорошили: порт был «облеплен» фирмами и фирмочками, с помощью которых руководство ОАО во главе с К. Молодковцом направо и налево распродавало за бесценок имущество предприятия. Выторг же «уплывал» за рубеж, на счета оффшорных фирм.
Только по договорам о совместной деятельности с фирмами Венгрии и Югославии, подписанным бывшим руководством Киевского речного порта, из страны были вывезены принадлежавшие портовикам оборудование и техника на сумму свыше 1,2 миллиона долларов США. Порт на собственные же деньги доставил технику и отладил ее на местах, но касса предприятия от этого ничуть не пополнилась. Зато убытки составили 1,2 млн. долларов.
Не дожидаясь результатов аудиторской проверки, г-н Молодковец и его команда уволились «по собственному желанию». Все было сделано в пожарном порядке, без передачи дел. Значительная часть документов исчезла вместе с покинувшими портовиков руководителями. Впрочем, «неудобные» для г-на Молодковца документы ВАБанк все же восстановил и передал в правоохранительные органы. Несмотря на плачевное состояние Киевского речного порта банк продолжал вкладывать в него деньги. Председатель правления ОАО Георгий Душник, возглавивший предприятие после увольнения прежнего руководства, подчеркивает: «Благодаря инвестициям и жесткому финансовому контролю ВАБанка, а также работе нового правления, порт за полгода работы полностью рассчитался с бюджетом и выплатил работникам почти годовую задолженность по зарплате, доставшуюся нам в наследство от г-на Молодковца. Более того, мы впервые за несколько лет получили прибыль».
До 19 сентября график внесения инвестиций, разработанный ВАБанком совместно с ФГИ, полностью выполнялся, что подтверждается актом текущей проверки выполнения условий договора купли-продажи пакета акций КРП, подписанного 27 декабря 1999 года представителями Фонда госимущества, ВАБанка и Киевского речного порта. Но 19 сентября Высший арбитражный суд признает договор покупки акций недействительным по причине невыполнения банком инвестиционных обязательств! Причем выводы делаются на основании материалов проверки некой межведомственной комиссии, которая в порту не бывала, документов не запрашивала, но зато исправно отрапортовала о «нарушениях». И тогда ВАБанк обратился в Высший арбитражный суд с заявлением о пересмотре в порядке надзора решения суда от 19 сентября. Однако 5 октября эта инстанция оставляет в силе свое предыдущее решение
А громче всех заявляет о необходимости отобрать у ВАБанка акции порта его бывший президент К. Молодковец. Ныне он возглавляет Киевскую судоходную компанию «Киев», где с успехом продолжает применять отработанные «бизнес-схемы»: теплоходы компании уплывают в Россию, где превращаются в плавучие увеселительные заведения. А экипажи сидят без зарплат. Но о Киевском речном порте г-н Молодковец забыть не может. Видимо, крупному специалисту по дешевой распродаже оборудования, доставке его за рубеж и сдаче в аренду скучно стало от нехватки любимой «работы». Ведь из порта можно еще много чего вывезти Любопытно, что г-н Молодковец, вопреки закону и здравому смыслу, до сих пор называет себя президентом ОАО «Киевский речной порт». От имени порта он выступает в газетах, рассылает письма на бланках предприятия, отзывает из Арбитражного суда иски ОАО к компаниям, через которые в свое время г-н Молодковец распродавал имущество предприятия.
Но самое интересное, что некоторые госчиновники, прикрываясь лозунгом «защиты государственных интересов», поддерживают незаконные инициативы г-на Молодковца. То есть на деле работают против государства, ведь если административная реприватизация порта состоится, ему придется возвращать ВАБанку не только стоимость акций, но и средства, вложенные в развитие порта. А это — миллионы бюджетных гривен, предназначенных для выплат пенсий и зарплат.
Кроме того, все инвестиционные и кредитные программы, позволившие возродить Киевский речной порт, будут свернуты, ведь ни один инвестор не захочет вкладывать свои деньги в предприятие, ставшее объектом публичного скандала и судебного разбирательства. А для иностранных акционеров ВАБанка (французской группы Societe Generale и американского инвестиционного банка Ladenburg Thalmann) ситуация с Киевским речным портом может стать печальным примером приватизации «по-украински»
«Facty i kommentarii «. 10-Ноябрь-2000. Жизнь.
365Читайте нас у Facebook